Механизмы реализации основных положений и принципов
СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Функционирование социального государства на изложенных выше принципах обеспечивается, прежде всего, с помощью соответствующих механизмов социальной политики.
Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социальных отношений, как:
• оплата и охрана труда;
• рынок труда, занятость и безработица;
• регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;
• пенсионное обеспечение;
• социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
• социальное страхование;
• социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
• образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
• формирование и востребованность кадрового потенциала общества;
• наука;
• здравоохранение;
• культура;
• физическая культура, спорт и туризм;
• демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;
• экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;
• защита социальных прав всех категорий граждан.
Проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одного из перечисленных выше направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные. Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер (разрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления). В реальные дела социальная политика воплощается на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях (уровне организаций).
2.2. Важнейшим инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это - защита от возможных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от других вредоносных факторов.
В современных условиях российской действительности в социальной защите нуждаются, прежде всего, малообеспеченные, социально уязвимые и бедные слои населения.
2.3. Социальное государство присущими ему правовыми механизмами, формами и методами призвано ограничивать своекорыстные интересы тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве и силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных». Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно обслуживает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов.
2.4. Важнейшими элементами механизмов социальной политики социального государства являются государственные социальные стандарты (ГСС), то есть социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства.
В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормы и нормативы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно -правовыми актами социальных норм и нормативов определяют гарантии предоставления социальных услуг (их уровень и соотношения) в отраслях социальной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Однако этого сегодня недостаточно.
Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматривает введение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных.
Большинство этих норм и нормативов является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных норм и нормативов пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей.
Государственные социальные стандарты устанавливаются в виде законодательных актов и (или) других видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Формирование системы ГСС должно осуществляться на базе следующих принципов:
• соблюдение и обеспечение конституционных прав и гарантий граждан;
• целевое, адресное и поэтапное внедрение механизмов нормативного метода подушевого финансирования отраслей социальной сферы из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов с учетом социально-экономического положения в стране, региональных и местных факторов и условий;
• закрепление доходов и расходов на социальные нужды по уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
• гласность, означающая обязательное информирование населения через средства массовой информации о государственных социальных стандартах, их разработке, утверждении, применении и финансовом обеспечении, а также обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений при формировании и применении системы государственных социальных стандартов.
В результате установления и применения ГСС становится возможным проведение более эффективных мероприятий по:
• удовлетворению важнейших потребностей населения в социальных услугах;
• государственной поддержке развития социальной сферы;
• выравниванию уровня социального развития на территориях субъектов Российской Федерации;
• концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной социальной политики;
• планированию и организации предоставления гарантируемых социальных услуг;
• оценке и контролю за деятельностью учреждений и организаций, осуществляющих реализацию государственных социальных стандартов.
2.4.1. В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труди, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка), а также почасовая оплата труда, стимулирующая востребованность кадрового потенциала общества.
2.4.2. ГСС в области обеспечения занятости и помощи безработным должны предусматривать установление:
• размеров квоты для организации первого рабочего места или размера денежной компенсации за его непредоставление;
• размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;
• условий переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.
2.4.3. В качестве ГСС в области пенсионного обеспечения следует устанавливать размеры пенсий, которые должны превышать прожиточный минимум, гарантии обеспечения своевременности и полноты выплат, сроки и порядок индексации пенсий.
2.4.4. ГСС в области обеспечения населения товарами и услугами массового спроса предусматривают установление:
• минимального набора важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (входящих в состав потребительской корзины) и нормативов их потребления для основных социально-демографических групп населения;
• перечня категорий населения, нуждающихся в реализации ему товаров массового спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, порядка предоставления таких льгот и организации контроля за его соблюдением.
2.4.5. ГСС в области обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами учитывают:
• нормативы обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на одного человека;
• порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или) улучшении жилищных условий;
• порядок предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов;
• перечень и нормативы предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины);
• максимально допустимую (предельную) долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи);
• порядок предоставления группам населения с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
• категории граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;
2.4.6. В области образования целесообразно иметь ГСС для: дошкольного образования; общего образования; детских специализированных и специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального, дополнительного и послевузовского образования, которые должны определять основные параметры их деятельности, в том числе порядок и нормативы их финансирования.
В качестве составляющей ГСС должны использоваться разрабатываемые Министерством образования и науки России государственные образовательные стандарты, определяющие содержание основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, объемы учебной нагрузки обучающихся по основным образовательным программам и др. Особого внимания заслуживает разработка ГСС для детских специализированных и специальных образовательных учреждений: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с отклонениями в развитии; детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; специализированных учебно-воспитательных учреждений для детой и подростков с девиантным и делинквентным поведением.
2.4.7. ГСС в области науки предусматривают:
• порядок и нормативы финансирования научных учреждений (включая научные подразделения вузов);
• норматив материально-технического обеспечения деятельности научных учреждений (включая научные подразделения вузов);
• порядок предоставления грантов научным учреждениям, коллективам и научным работникам;
2.4.8. ГСС в области здравоохранения и физического развития предусматривают определение:
• перечня видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;
• нормативов обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в расчете на одного жителя;
• категорий граждан, пользующихся льготами при обеспечении медицинской помощью и лекарственными препаратами;
• перечня жизненно важных лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регулирование и (или) регистрация цен, а также категорий населения, которые должны обеспечиваться ими бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;
• порядка финансирования учреждений здравоохранения и физической культуры из бюджетов разных уровней.
К отраслевым (профессиональным) стандартам в области здравоохранения, включаемым в ГСС предоставления медицинской помощи населению, относятся стандарты профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в т.ч. инвалидов, а также объемные показатели, предусмотренные Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
В состав ГСС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются нормы, устанавливаемые государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.
2.4.9. ГСС в области культуры предусматривают определение:
• категорий населения, пользующегося бесплатными услугами учреждений культуры и (или) с предоставлением иных льгот;
• порядка финансирования учреждений культуры из бюджетов разных уровней с целью сохранения и приумножения национальных культурных ценностей.
2.4.10. ГСС в области социальной помощи и социального обслуживания населения предусматривают определение:
• категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи;
• перечня и нормативов потребления социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населению бесплатно и (или) на иных льготных условиях;
• порядка финансирования учреждений социального обеспечения и социального обслуживания населения из бюджетов разных уровней.
2.4.11. ГСС в области обеспечения экологической безопасности населения предусматривают определение:
• предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды от вредного воздействия природных и техногенных аварий и катастроф;
• условий для обеспечения доступности получения гражданами достоверной информации о состоянии окружающей среды;
• порядка возмещения ущерба здоровью или имуществу граждан в случае природных и техногенных катастроф, а также правонарушений в области обеспечения экологической безопасности.
2.4.12. ГСС в области защиты социальных прав граждан предусматривают определение порядка:
• предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи (включая услуги нотариата);
• государственной и общественной защиты прав потребителей товаров и услуг;
• предоставления гражданам компенсации причиненного им ущерба в связи с неправомочными действиями учреждений социальной сферы;
• финансирования учреждений, предоставляющих юридическую помощь гражданам в области защиты их социальных прав.
2.4.13. ГСС в области применения налогового и ценового механизмов предусматривают установление порядка налогообложения граждан, предоставление им налоговых льгот, а также регулирование цен и тарифов в сфере потребительского рынка в соответствии законодательством, обеспечения необходимых условий для развития акционерной собственности работников.
Изложенные выше ГСС носят примерный характер, а их окончательная разработка с уточнением содержательной стороны каждого норматива и источника его финансирования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о государственных социальных стандартах.
2.5. Базисным механизмом функционирования социального государства является его экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства, обеспечивающие реальное выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами.
Эти понятия определяются:
• состоянием и эффективностью государственного и частного секторов экономики;
• долей валового внутреннего продукта (ВВП), направляемой на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей граждан;
• уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы социальной сферы;
• степенью участия региональных бюджетов в решении социальных проблем.
В процессе становления социального рыночного хозяйства необходимо обеспечить:
• структурную перестройку экономики в интересах всех граждан;
• создание современных производств и рабочих мест;
• проведение эффективной кадровой политики;
• повышение экономической активности трудоспособной части общества;
• содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству.
• создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом;
• усиление социальной направленности налоговой политики и контроля над инфляцией.
2.6. Необходимо создание нового и совершенствование действующего законодательства, обеспечивающего соблюдение следующих постулатов и правил:
2.6.1. Выбор и установление социальных целей является высшим приоритетом деятельности органов власти и управления. Следование данному постулату означает, прежде всего, что количественно определенные социальные параметры качества и уровня достойной жизни людей (народного благосостояния) должны иметь законодательный характер и обосновываться федеральными органами государственной власти. Роль исполнительной власти при этом состоит в оценке реализуемости поставленных социальных целей, определении сроков и механизмов их достижения.
2.6.2. Конкретный сценарий социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу (5, 10, 15 лет), обеспечивающий реализацию поставленных социальных целей в минимально возможные сроки, подлежит обязательному демократическому обсуждению и законодательному утверждению.
Разработка альтернативных вариантов макрорегулирования применительно к модели социального государства должна, во-первых, исходить из критерия общего наращивания финансовых ресурсов, направляемых на реализацию социальных целей; во-вторых, исходить из принятия общественно приемлемой пропорции в финансовых отчислениях на социальные нужды между бюджетом, доходами бизнеса и самих граждан; в-третьих, основываться на более детальной проработке резервов улучшения финансово-кредитной, промышленной, научно-технической, внешнеэкономической политики государства.
Выбор оптимального решения на основе альтернативных вариантов социально - экономического развития страны должен осуществляться с помощью механизмов социального партнерства: органов власти, предпринимательских структур, профсоюзов и других общественных объединений граждан. Соответствующее решение должно рассматриваться и одобряться большинством субъектов Российской Федерации, проходить экспериментальную проверку и социальную экспертизу и внедряться в практику после общественного признания их полезности для всего общества.
2.6.3. Функции, формы и методы (технологии) деятельности субъектов социальной политики по осуществлению выбранного (общественно приемлемого) сценария социально-экономического развития страны подлежат законодательной регламентации.
При проектировании и применении общественно приемлемого механизма макроэкономического регулирования (предполагающего выход на реализацию заданных целей по выбранному сценарию социально-экономического развития) важно исходить из необходимости законодательного закрепления функций, форм, органов, методов, сфер, пределов участия государственной власти в хозяйственной жизни. Четкое законодательное определение функциональной роли государственных органов в управлении экономикой позволит иметь общественно-согласованную концепцию и модель действий всех субъектов социальной политики по реализации принятого сценария социально-экономического развития страны.
Законодательно должны утверждаться также и все основные стратегические документы, принимаемые в качестве нормативной базы для макроэкономического регулирования, в том числе государственная программа стратегии социально-экономического развития страны на 5-10-15-летний период, а также соглашения о взаимодействии по решению стратегических проблем социально-экономического развития между Правительством РФ, объединениями предпринимателей и профсоюзами.
2.6.4.Планируемые показатели социально-экономического развития страны должны проверяться на их социальную эффективность. Этот постулат означает, что экономические проекты или решения органов власти и управления по стратегически значимым проблемам (реструктуризация естественных монополий, реформа ЖКХ, модернизация образования, допуск ведущих транснациональных корпораций на российские рынки, вступление в ВТО и т.п.) должны иметь обоснование социальных последствий, установленные правила и порядок проведения экспериментов и общественно-независимой экспертизы на соответствие этих проектов или решений социальным критериям, то есть повышению уровня и качества жизни большинства граждан России. Социальная экспертиза принимаемых решений должна устанавливать степень влияния этих решений на человека, его материальное, культурное, духовное и физическое состояние. Оценка социальных последствий должна производиться специалистами на основе исследований, финансируемых бюджетом, государственными внебюджетными фондами и бизнес-структурами.
2.6.5.Должна быть обеспечена объективная оценка результатов социально-экономического развития страны. Это предполагает проведение систематического и объективного мониторинга соответствия законодательно установленных и фактически достигнутых количественных и качественных показателей социального развития в целом по стране и по субъектам Федерации, в том числе стоимостных, натуральных, трудовых и др. Кардинальным способом реализации данного постулата может быть применение комплекса независимых экспертиз и анализов динамики уровня жизни населения в зависимости от проходящих в стране социально-экономических процессов.
2.6.6. Неотъемлемым дожжен быть и постулат ответственности органов власти и бизнес - сообщества за реализацию основных положений и принципов построения социально ориентированного рыночного хозяйства и принятых социальных целей. Систематическая оценка деятельности Правительства Российской Федерации по достижению заданных социальных макроуровневых параметров должна производиться ежегодно и гласно Президентом России. В случае неудовлетворительной ситуации с выполнением данных параметров как следствия низкого качества применяемого инструментария государственного регулирования экономики, необоснованного отклонения от принятого социально ориентированного стратегического курса, невыполнения запланированных стратегических (сценарных) мероприятий должен срабатывать механизм персональной ответственности должностных лиц в структурах исполнительной власти.
2.6.7. Формирование социального рыночного хозяйства требует проведения взаимоувязанной активной социально-экономической политики не только на федеральному но и территориальном (регионы, муниципальные образования) уровнях. Региональные администрации в силу особой близости к населению и предприятиям реально противодействуют негативным социальным последствиям кризисных явлений в экономике. В частности, противостоят необоснованному росту цен на продукцию и тарифов на услуги организаций и отраслей-монополистов, организуют системы взаимозачетов между территориальными предприятиями, оказывают помощь в получении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств, содействуют процессам эффективной занятости трудящихся. Многие управленческие механизмы на региональном и местном уровнях непосредственно направлены на поддержание достойного жизненного уровня трудящихся, сохранение и развитие территориальной социальной инфраструктуры.
2.1. В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.
2.7.1. Предстоит разработать перечень правовых актов и самих актов, необходимых для создания и успешного функционирования социального государства, который должен постоянно пополняться по мере поэтапного развития социального государства. В качестве первоочередных правовых актов необходимо:
• с учетом модельных законов ЕврАзЭС принять федеральные законы «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах». Первый из них определит права и обязанности всех субъектов регулирования социальной политикой - государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений в части осуществления ими деятельности в области социальной политики. Второй закон должен установить систему государственных социальных стандартов, охватывающую такие основные сферы социальных отношений как: оплата труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами, а также товарами массового спроса; образование; здравоохранение и обеспечение лекарственными средствами; наука; культура; социальное страхование; социальная помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение экологической безопасности; защита социальных прав граждан.
Необходимо дальнейшее развитие нормативной базы социального партнерства, обеспечивающей законодательное определение порядка взаимодействия и взаимной ответственности основных участников переговорного процесса - профсоюзов, работодателей и органов власти. В развитие действующего Трудового кодекса представляется целесообразным принятие Федерального закона «О социальном партнерстве», который придал бы необходимую правовую силу и обязательность коллективным соглашениям и договорам.
Кроме того, потребуется:
• повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ответственность сторон за выполнение мероприятий Генерального соглашения.
Генеральные соглашения следует рассматривать в качестве конкретной программы согласованных действий правительства, объединений профсоюзов и предпринимателей в социально-трудовой сфере. Эта программа не должна быть соглашением о намерениях сторон. как это чаще всего и бывает на практике. Генеральное соглашение должно быть нацелено на решение определенного круга социально-трудовых проблем, для осуществления соответствующих задач должно быть предусмотрено необходимое финансирование, а роль и ответственность каждого партнера должны быть зафиксированы;
• ужесточить нормы законодательства (на определенное время) за нарушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных договоров и соглашений;
• реформировать законодательство в сфере оплаты труда. В том числе: установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, а сам прожиточный уровень - на уровне благосостояния, достойного для современного человека; стимулировать, в первую очередь, занятых в материальном производстве, особенно в машиностроении, приборостроении, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, а также в других отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс. Особое внимание должно быть уделено повышению реальной заработной платы работникам отраслей бюджетной сферы и сельского хозяйства. Нужны новые современные формы организации заработной платы, способные заинтересовать работников в полной реализации на производстве своих способностей и возможностей;
• реформировать законодательство в области социального страхования, на основе которого социальными партнерами могли бы быть разработаны новые механизмы страхования, действенные в рыночных условиях;
• разработать и принять закон «О трудовом арбитраже», на основе которого социальные партнеры могли бы находить комплексные решения спорных вопросов в сложных социально-экономических ситуациях.
• разработать и принять «Закон о социальном заказе», который создал бы правовую основу равного (на конкурсной основе) доступа к бюджетному финансированию для учреждений, оказывающих социальные услуги, независимо от формы их собственности.
Наряду с принятием новых законов представляется целесообразным внесение необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство, приведение его в соответствие с положениями и принципами социального государства с социальным рыночным хозяйством.
2.8. Одним из ключевых механизмов функционирования социального государства является государственная кадровая политика Российской Федерации, которая призвана обеспечить:
• разработку основных принципов и приоритетов в области профессионального развития кадрового потенциала общества;
• разработку принципов и механизмов экономического стимулирования субъектов управления по обеспечению востребованности кадрового потенциала общества;
• формирование правовых и организационных основ по защите общества от непрофессионализма и защите интересов граждан, занятых в профессионных видах труда;
• разработку экономических механизмов распределения кадрового потенциала с целью обеспечения и сохранения единого социокультурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
Заключение
Граждане России в 1993 году по своей воле стали на путь строительства социального государства. Такую же модель выбрали и другие страны СНГ: Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Украина. Поэтому конкретные шаги по созданию в Российской Федерации правовых основ и конкретных механизмов функционирования социального государства с социальной рыночной экономикой будут иметь важное не только внутреннее, но и международное значение.
Настоящая Концепция социального государства Российской Федерации может быть использована при разработке программ социально - экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Реализация конституционной цели по созданию правового социального государства является не просто желаемым, предпочтительным, но и единственно возможным, безальтернативным вариантом для России. При политической воле органов государственной власти и участии всех общественных сил эта цель может и должна стать общенациональной идеей и программой действий всех граждан России.