Создание препятствий предприн-ям и достижение неправомерн преимуществ в конкуренции.
К этой группе правонарушений относятся: -дискредитация субъекта хоз-ия; -склонение к бойкоту субъекта хоз-ия ; -склонение поставщика к дискриминации покупателя; -подкуп работников.
Неправомерное собирание, разглашение и использование коммерческой тайны:
-неправомерный сбор коммерческой тайны; -разглашение коммерческой тайны;
80. Правове обмеження концентрації суб’єктів господарювання.
Одним из методов достижения монопольного положения на рынке является экономич концентрация.Согл ч.2 ст.22 ЗУ "О защите экономической конкуренции" концентрацией признается: 1) слияние субъектов хоз-ия или присоединение одного субъекта хоз-ия к другому; 2) приобретение непосредственно или через других лиц контроля одним или несколькими суб-ми хоз-ия над одним или несколькими субъектами хоз-ия или частями субъектов хоз-ия; 3) непосредственное или опосредствованное приобр, приобретение в собств-ть иным способом или получение в управление долей (акций, паш), что обеспечивает достижение или превышение 25% или 50 % голосов в высшем органе управления соответств субъекта хоз-ия.Регулируется разд 5 ЗУ «О защите экономической конкуренции».С целью предотвращения монополизации товарных рынков, злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, ограничения конкуренции органы АМКУосущ гос контроль за концентрацией субъектов хоз-ия. Порядок рассм дел о предост разрешения на концентрацию субъектов хоз-ия уст-но раздел. IV ЗУ. Распоряжением АМКУ от 2002 г. утвержд Положение о порядке подачи заявлений в органы АМКУ о предварит получении разрешения на концентрацию субъектов хоз-ия (Положение о концентрации).Концентрация, которая в соотв с действ-им зак-ом требует разрешения на ее осущ-ие, запрещается до получения такого разрешения. До этого момента участники концентрации обязаны воздер-ся от действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и невозможности восстан начального состояния. АМКУ, админ коллегия АМКУ предост-ют разрешение на концентрацию в случае, если она не приводит к монополизации или существ огранич конкуренции на всем рынке или его части.81. Санкції за порушення закон-ва про захист економ конкуренції та порядок їх застосування.
За нарушение законод-ва о защите экономической конкуренции к субъектам хоз-ия применяются такие виды санкций.
1. Штрафы согласно ст. 52 ЗУ "О защите экономической конкуренции" накладывают органы АМКУ на объединение, субъектов хоз-ия за такие нарушения: а) антиконкурентные согласов дейст-я; злоупотребл монопольным (доминирующим) положением; невыполнение решения, предыдущего решения АМК. Решение о наложении штрафа принимает админ коллегия АМК на своих заседаниях.
2. Принудительное разделение применяется АМК в случаях, когда субъект хоз-ия, занимающий монопольное (доминирующее) положение на рынке, злоупотребляет им.
Решение органов АМКУ о принудительном разделении субъекта хоз-ия подлежит исполнению в устан срок, который не м.б. менее 6 месяцев.
3. Возмещение ущерба. Лица, которым причинен вред в результате нарушения закон-ва о защите экономич конкуренции, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о его возмещении.
4. Изъятие товаров. В случае установл факта неправомерного использования чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки или факта копирования изделий заинтересов лица могут обрат-ся в АМКУ, его территориальных отделений с заявлением об изъятии товаров с неправомерно использов обозначением или копий изделий другого субъекта хоз-ия как у производителя, так и у продавца.
Порядок использования изъятых товаров определяет КМУ.Изъятиетоваров с неправомерно использов обозначением и копий изделий другого субъекта хоз-ия прим-ся в случае если возм-ть смешивания с деят-ью др субъекта хоз-ия не м. б. устранена др путем.
82. Грошові зобов’язання суб’єктів господарювання та їх види.
Денежное обязательство м.б. определено как относительное правоотношение, содерж которого явл право требования кредитора и корреспондирующий ему юр обязан-ть должника произвести оплату или платеж, т.е. передать определенную или такую, которая м.б. определена в будущем, суммы денег, которые являются легальным средством платежа.
Денежное обязательство хоз хар-ра выступает в этом смысле как особый вид денежных обяз-тв, что имеет произв-но - коммерческий или организац-техн-й характер, опосредует движение денежной формы стоимости в сфере обществ произв-ва, направленное на максим удовлетв потребностей его участников и существует в рамках, определенных нормами хоз права
Предметомденежного обяз-ва как содержат-но-волевым его первоисточн явл передача должником кредитору в собств-ть (право операт-го управл или хоз ведения) денег в определ сумме денежн ед-ц.
Основными видами хоз обязательств явл имущ-но-хоз и организац-хоз обязательства.
Имущ-но-хоз обязательства, возник между уч-ми хоз отношений при осущ хоз деят-ти, в силу которых обязанная сторона должна совершить определ хоз воздействие на пользу второй стороны либо воздержаться от определ действия, а управомоченная сторона имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обязанности.
Организационно-хоз обяз-ва, возникающие в процессе управл хоз деят-ью между субъектом хоз-ия и субъектом организац-хоз полномочий, в силу которых обязанная сторона должна осущ-ть в пользу второй стороны определ-ую управл-хоз (организацион) действие или воздержаться от определ действия, а управомоч сторона имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обяз-ти. Юр объектом организац-хоз обяз-тв явл управл-ко-хоз действие (воздержание от него).
83. Поняття та види цін, порядок їх встановлення.
Цена– выраженный в денежной форме эквивалент единицы товара (продукции, работ, услуг) подлежащего продаже, который должен применяться как тариф, размер платы, ставки или сбора, кроме ставок и сборов, используемых в системе налогообложения.
Видыцен. Ст.10 ЗУ О ценах и ценообразовании
1.свободные цены; гос регулируемые цены.
2. Цены на товары, которые предназн для реализации на внутреннем рынке У, устан-ся исключ-но в валюте Укр, если другое не предусм междун соглашениями, ратифиц У, и постановлениями КМУ.
Свободные ценыСт.11.
1. Свободные цены уст-ся субъектами хоз-ия самостоятельно по согласию сторон на все товары, кроме тех, в отношении которых осущ-ся гос регулирование цен.
Государственные регулируемые цены. Ст.12.
1. Гос регулируемые цены вводятся на товары, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, имеют существ соц значимость, а также на товары, производ субъектами, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке.
Гос регулир цены могут вводиться на товары субъектов хоз-ия, которые нарушают требования зак-ва о защите экономич конкуренции.
2. Гос регулируемые цены д.б. экономически обоснованными (обеспечивать соответств цен на товар расходам на его произв-во, продажу (реализацию) и прибыль от его продажи (реализации).
3. Изменение уровня гос регулируемых цен осущ в порядке и сроки, которые определ-ся органами, которые согласно этого Закона осущ гос регулирование цен.
84. Система та повноваження державних органів по контролю за цінами.
Реализацией ценовой политики в Украине занимаются:
o на общегосударств уровне – Мин-во экономики Украины, Антимонопольный комитет;
o на региональном уровне - управление по вопросам ценовой политики местных гос администраций;
o на ведомственном уровне – мин-ва и ведомства;
o установл цен на природный газ для производителей и поставщиков, тарифов на его транспорт-ку по территории Украины и розничных цен для населения.
Регулированием цен на продукцию монополистов наряду с Минэкономики (на общегос уровне) и местными управлениями по вопросам ценообразования и ценовой политики (на регионал уровне) осущ-ет в соотв АМКУ и его местные структурные подразделения (службы).
Общий надзор и контроль за соблюдением ценовой дисциплины обеспечивает Гос инспекция по контролю над ценами Министерства экономики и подчиненные ей гос инспекции по контролю над ценами местных гос администраций, которые в пределах своей компетенции осущ-ют: гос контроль за соблюдением установл порядка утверждения и применения цен; защита законных интересов граждан, выявления, устранения и предотвращ фактов получения за счет необоснован повышения цен и тарифов незаконных доходов субъектами хоз-ия; экспертизу экономического обоснования цен и тарифов субъектами хоз-ия; принятие решений относительно применения финансовых санкций и взыскании штрафов за налоговые органы за выявленные нарушения.
Помогают гос инспекциям по ценам в вопросах надзора и контроля в сфере ценообразов налоговые, финансовые, антимонопольные службы гос-ва, а также комитеты в деле защиты прав потребителей.
85.Поняття та види банківської (фінансової) діяльності.
Финансовая деятельность в сфере хоз-ия - это деят-ть, связанная с оборотом денежных средств (финансов). Она может осущ-ся субъектами хоз-ия на проф началах с целью удовлетв соответств потребностей других лиц. Разновидностями такой деят-ти явл денежное и др финансовое посредн-во, страхование, а также вспомогат деят-ть в сфере финансов и страхования, а субъектами такой деят-ти явл финансовые учреждения.
Осущ-ие профессион финансовой деят-ти должна подчиняться спец правовому режиму, основные принципы которого опред-ся ХКУ (гл35 «Особенности правового регулирования финансовой дея-тельности») и ЗУ «О финансовых услугах и гос регулирование рынков финансовых услуг» от 17.07.2001г, согл которого: рынком фин услуг явл сфера деят-ти его участников с целью предоставл и потребления определ фин услуг (банковских, страховых, инвестиц, операций с ценными бумагами и др), которые обеспечивают обращение фин активов; фин услугами признаются операции с фин активами, осущ-ие фин учреждениями в интересах третьих лиц за собств счет или за счет этих лиц.
Одним из видов фин деят-ти явл банковская деят-ть, которая осущ-ся организациями со спец правовым статусом - банками. Банковская система Украины состоит из НБУ и др банков, а также филиалов иностр банков, которые созданы и действуют на территории Украины согласно ЗУ «Про банки и банковскую деятельность.
86.Суб’єкти банківської (фінансової) діяльності. Види та організаційно-правові форми банківських установ.
Согл ч.2 ст.334 ХКУ банки— это финансовые учреждения, функциями которых явл привлечение во вклады денежных средств граждан и юр лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банк счетов граждан и юр лиц. Выполнение банками этих функций (осуществл соответств банковских операций) в совокупности явл банковской деят-ью. Банковская система Украины состоит из НБУ и др банков, а также филиалов иностранных банков, которые созданы и действуют на территории Украины согласно закону.
Банки явл юр лицами. Банки могут функционировать как унив-ые или как специал-ые — сберегат, инвестиционные, ипотечные, расчетные (клиринговые).
Согл ХКУ банки создаются в форме публичного акционерного общества или кооперативного банка.
Участниками банка м.б. юр лица и граждане, резиденты и нерезиденты, а также гос-во в лице КМУ или уполномоч ним органов. Участниками банка не м.б. юр лица, в которых банк принимает существ участие, объединения граждан, религиозные и благотворит организации.
Запрещаетсяиспользовать для формиров уставного фонда банка бюджетные средства, если такие средства имеют другое целевое назначение, средства, полученные в кредит и под залог, а также увеличивать уставный фонд банка для покрытия убытков. Согл ст. 31 ЗУ "О банках и банковской деятельности"миним размер уставного капитала на момент гос регистрации юр лица, которая намеревается осуществлять банковскую деят-ть, не может быть меньше 120млн гр.
НБУ имеет право уст-ть для отдельных юр лиц, имеющих намерение осущ-ть банковскую деят-ть, в зависимости от их специализации миним размер уставного капитала на момент их гос регистрации.