Экономика как объект административно-правового регулирования

Современные экономические словари определяют «экономику» как хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда.

Таким образом, в сегодняшнем понимании экономика – это системный и хозяйственный комплекс, содержащий взаимосвязаны и взаимозависимые звенья, во-первых, общественного производства, во-вторых, распределения и, в-третьих, обмена изготовленного продукта в масштабах всего государства.

Экономика – сложная полиструктурная система, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составляющими этой системы являются отрасли, подотрасли и их комплексы. Не является исключением) этом смысле и экономическая система Украины. Однако следует отметить, что термин «отрасль экономики» нормативно закрепляется на законодательном уровне. Да. в ст.1 Закона Украины «Об электроэнергетике» от 16 октября 1997 фиксируется, что электроэнергетика – отрасль экономики Украины, которая обеспечивает потребителей энергией.

Крупнейшими составляющими экономической системы Украины являются: промышленность; энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; строительной комплекс; транспорт и дорожное хозяйство; связь; торговый комплекс; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения сфера использования и охраны природных ресурсов.

Все перечисленные отрасли и комплексы находятся в тесном взаимодействии и проникнуты многими интегративными связями. Каждая из них состоит из нескольких подотраслей. Подотрасли отличаются, с одной стороны, в значительной самостоятельностью, а с другой - взаимозависимостью и интегрированностью с экономической системой в целом.

Так, промышленность четко делится на машиностроительную, химическую, металлургическую и тому подобное. Транспорт - на железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, трубопроводный. Связь - на почтовый, телефонный, радиосвязь. Строительный комплекс - на строительство, гражданское строительство, дорожное строительство.

В каждой из этих отраслей и подотраслей есть специфические материальные условия производства, технологические процессы, структура и численность предприятий, инженерно-технический и управленческий персонал и т. Все эти факторы определяют их место и назначение в экономической системе, а также особенности межотраслевых связей.

Состояние экономики, уровень ее развития, эффективность напрямую зависят от способности государства управлять производством и обращением производимого здесь материального продукта.

Регулирования экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования, а тем более в условиях перехода к нему. Именно государство устанавливает правовые основы для принятия управленческих решений, защищает интересы национальной экономики, формирует ее инфраструктуру, контролирует процессы денежного обращения, устанавливает и развивает экономически выгодные для общества и государства правоотношения.

Практика уже показала, если полагаться только на чисто рыночные механизмы в развитии социально-экономической системы, то, как это на первый взгляд ни парадоксально, переход к цивилизованному обществу с рыночной экономикой станет делом отдаленного будущего, причем без гарантий возникновения оптимальных пропорций как в структуре самой экономики, так и в структурах управления.

Без государственного регулирования заметно снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за подорожания инфраструктура социальной сферы, а движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно, с большими затратами и значительными потерями.

Управления этой сферой составляет сложный процесс целенаправленного воздействия государства на все компоненты экономической системы с целью ее совершенствования. Его основой является своевременное и правильное учета объективных экономических законов, характера общественных отношений в конкретный исторический период, развития производительных сил, степени интегрированности страны в мировое экономическое сообщество.

Кроме того, на содержание и направление управленческих процессов влияют наличие нескольких форм собственности, особенности кооперации труда, размещения предприятий по экономическим регионам и тому подобное.

Учитывая все сказанное, можно определить приоритетные направления экономического развития, представленные в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы ». Ими являются:

А) Создание предпосылок для обретения Украиной полноправного членства в Европейском Союзе. На это должны быть направлены все ин-институциональные преобразования, политика экономических, социальных и гуманитарных реформ.

Б) Обеспечение устойчивого экономического роста. Для этого предполагается реализовать стратегию опережающего развития, которая могла бы обеспечить ежегодные темпы роста ВВП в Украине в полтора-два раза выше, чем в целом в странах ЕС. Такой рост должен сопровождаться глубокими качественными преобразованиями, реализацией задач устойчивого развития, определяются мировым сообществом как стратегия существования в XXI в.

В) Утверждение инновационной модели развития, базовым принципом которой является реализация государственной политики, направленной на внедрение инновационной модели структурной перестройки и роста экономики, утверждения Украины как высокотехнологического государства.

Г) Социальная переориентация экономической политики, главной задачей которой является целенаправленное обеспечение надежных предпосылок реализации прав и свобод граждан во всех их проявлениях, утверждение среднего класса – основы политической стабильности и демократизации общества, значительное ограничение угрожающей дифференциации доходов населения и преодоления бедности.

Президент Украины также отмечает, что решение задач, связанных с европейской интеграцией Украины, утверждением социально ориентированного структурно-инновационного пути развития, может осуществляться только поэтапно.

Первый этап – 2002-2004 гг. Его основная цель – укрепление конкурентоспособности отечественной экономики, создание благоприятных условий для накопления инвестиционных ресурсов, существенное расширение внутреннего спроса и утверждения на этой основе надежной стабилизации и устойчивого роста. В этот период необходимо завершить формирование базовых институтов рыночной экономики, создать среду здоровой и эффективной конкуренции. Главным в социальной сфере является снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки, стимулирования опережающих темпов роста заработной платы. В то же время ощутимое улучшение жизни людей возможно лишь при условии успешного функционирования и развития реальной экономики.

Второй этап – 2005-2011 гг. Предусматривает комплексную модернизацию предприятий, утверждение принципов и механизмов структурно-инновационной модели развития и формирования базовых основ социально ориентированного рыночного хозяйства.

Согласно этому сценарию Украина будет иметь благоприятные предпосылки развития экономики и на отдаленную перспективу.

Это послание является концептуальным документом для стратегического направления деятельности Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти по динамичного роста и качественного развития отечественной экономики, повышение уровня жизни народа.

Государство в интересах общества определяет и обеспечивает правовые основы всех экономических преобразований, защищает экономические интересы производителей и потребителей, регулирует денежное обращение, формирует и развивает экономически и социальное выгодные сферы. Она создает и гарантирует равные условия хозяйствования, устанавливает правила поведения субъектов экономических отношений и обеспечивает их стабильность.

Осуществление такого регулирования невозможно без принятия мер принуждения. С их помощью ограничиваются и подавляются нежелательные с социально-экономической точки зрения формы хозяйствования, устанавливаются барьеры на пути монополизма, криминализации, деформации экономики.

Отсюда следует, что управление экономикой содержит элементы социально-экономического анализа и расчета, организационно-технические действия и инженерную практику, правовое регулирование и различные организационно-правовые формы, а также комплекс методов воздействия на управляемые объекты.

Все эти факторы определяют особенности управляющего воздействия и структурное построение механизма управления экономикой. Этот механизм состоит, во-первых, из системы организационно-правовых структур, во-вторых, из системы организационно-правовых методов и форм государственно-управленческого воздействия на отношения в данной сфере.

Организационно-правовые структуры – это субъекты государственного управления экономикой. Организационно-правовые методы и формы - это те средства и приемы, используемые субъектами управления для реализации своих полномочий, то есть методы и формы их управленческой деятельности.

Задача

Охотник Г. имеет разрешение на отстрел трех диких кабанов. Во время охоты кабаны ему почему-то не попадались. Р. Увидел лося и занервничал. Лось весил меньше, чем три кабана. При получении разрешения в обществе охотников Р. предлагали на выбор или три кабана или один лось, Р. взял разрешение на кабанов, думая, что три кабана лучше, чем один лось.

Как бы Вы поступили на месте Р.? Ответ обоснуйте ссылками на статьи нормативных актов.

Решение

Охотник Р., согласно приведенной в задаче ситуацией на авось осуществить охоты на лося, потому что на это у него не было разрешения.

Согласно ст. 2 Закона Украины от 22 февраля 2000 года «Об охотничьем хозяйстве и охоте» (далее - Закон № 1478-III), охотничьими животными которые являются природным ресурсом общегосударственного значения признаются охотничьи животные, находящиеся в состоянии естественной свободы, относятся к природным ресурсам общегосударственного значения.

Охотничьи животные, находящиеся в состоянии естественной свободы в пределах территории Украины, являются объектом права собственности Украинского народа.

От имени Украинского народа права собственника охотничьих животных осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины (254к / 96-ВР).

Органы государственной власти осуществляют права собственника в отношении всех охотничьих животных, за исключением тех, которые в порядке, установленном настоящим Законом и другими актами законодательства, переданы в коммунальную собственность или частной собственности юридических и физических лиц.

Пользование охотничьими животными может осуществляться с изъятием или без изъятия их из среды или искусственно созданных полувольных условиях.

Охотничьи животные, изъятые из природной среды в установленном законом порядке, разведенные в неволе, полусвободных условиях или приобретенные другим путем, не запрещенным законом, могут находиться в частной, коммунальной собственности юридических и физических лиц.

В целях безопасности населения, а также в интересах охраны животного мира право частной собственности на охотничьих животных может быть ограничено законом (ст.3 Закона № 1478-III).

Согласно статье 14 Закона № 1478-III, документами на право охоты (для граждан Украины) являются:

- Удостоверение охотника;

- Ежегодная контрольная карточка учета добытой дичи и нарушений правил охоты с отметкой об уплате государственной пошлины;

- Разрешение на добычу охотничьих животных (лицензия, отстрелочная карточка, разрешение на диагностический и селекционный отстрел и т.д.);

- Соответствующее разрешение на право пользования огнестрельным охотничьим оружием в случае ее использования;

- Паспорт на собак охотничьих пород, других ловчих зверей и птиц в случае их использования во время охоты.

Указанные документы охотник обязан иметь при осуществлении охоты, транспортировки или переноса продукции охоты и предъявлять их по требованию лиц, уполномоченных осуществлять контроль в отрасли охотничьего хозяйства и охоты.

Удостоверение охотника и ежегодная контрольная карточка учета добытой дичи и нарушений правил охоты, родословные и паспорта на собак охотничьих пород, которые могут использоваться в охоте, паспорта на других ловчих зверей и птиц выдаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного и охотничьего хозяйства.

Размер государственной пошлины, а также порядок взыскания платежей за выдачу удостоверения охотника и ежегодной контрольной карточки учета добытой дичи и нарушений правил охоты устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Размер платы за выдачу удостоверения охотника и ежегодной контрольной карточки учета добытой дичи и нарушений правил охоты устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

С целью рационального использования охотничьих животных, охраны диких животных, а также среды их обитания запрещается:

1) охотиться без надлежащего на то разрешения, а именно:

- Без документов, определенных статьей 14 настоящего Закона;

- Охота на животных, которые не указаны в разрешениях на добычу охотничьих животных или сверх установленной в этих разрешениях нормы (п. 1 ст. 20 Закона № 1478-III).

Таким образом, охотник Г. не имеет права на получение лося, потому что эта охотничье животное не указана в разрешении на охоту. Он имеет право только на получение трех кабанов.

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

к зачетам и экзаменам по дисциплине «Административное право»

1. Понятие и функции административного права

2. Предмет, методы и система административного права

3. Принципы административного права

4. Наука административного права

5. Понятие и основные черты административно-правовых отношений

6. Классификация административно-правовых отношений

7. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм

8. Источники административного права

9. Систематизация административного права

10. Понятие и виды субъектов административного права

11. Понятие административной правосубъектности и административно-правового статуса субъектов административного права

12. Классификация субъектов административного права и их статуса

13. как социальное явление

14. Государственное управление и его особенности

15. Принципы государственного управления

16. Сущность исполнительной власти

17. Соотношение исполнительной власти, государственного управления и административного права

18. Публичная служба как комплексный административно-правовой институт

19. Административно-правовое содержание государственной службы в Украине

20. Служба в органах местного самоуправления как самостоятельный вид органов публичной власти

21. Понятие государственных служащих и классификация их должностей

22. Профессиональная этика поведения государственного служащего

23. Понятие и виды форм государственного управления

24. Понятие, виды, порядок принятия и силу правовых актов управления; требования, предъявляемые к ним

25. Административные договоры

26. Понятие, виды и правовая форма методов государственного управления

27. Понятие и классификация административно-правовых режимов

28. Понятие и виды чрезвычайных режимов

29. Режим государственной тайны

30. Контроль со стороны законодательной власти

31. Контроль со стороны специализированных контролирующих органов

32. Контроль со стороны представительных органов местного самоуправления

33. Судебный контроль

34. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении

35. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

36. Общественный контроль

37. Административное правонарушение

38. Состав административного правонарушения

39. Виды составов административных правонарушений.

40. Структура состава административного правонарушения

41. Понятие, основания и основные черты административной ответственности

42. Законодательные основы административной ответственности

43. Общие правила и сроки привлечения к административной ответственности

44. Административная ответственность юридических лиц

45. Понятие и характеристика административных взысканий

46. ​​Виды административных взысканий

47. Дисциплинарная ответственность

48. Сущность и значение административного судопроизводства (административная юстиция)

49. Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях

50. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

51. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

52. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

53. Экономика как объект административно-правового регулирования

54. Субъекты административно-правового регулирования в сфере экономики

55. Основные направления государственного регулирования экономики

56. Понятие управления предпринимательской деятельностью и его субъекты

57. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

58. Понятие межотраслевого управления

59. Место межотраслевого управления в государственном управленческом механизме

60. Управление обороной

61. Управление безопасностью

62. Управление иностранными делами

63. Управление юстицией

64. Управление внутренними делами

65. Управление здравоохранением

66. Управление образованием

67. Управление культурой

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс административного судопроизводства Украины / Верхов. Совет Украины. - Х.: Фолио, 2009. - 288 с.

2. Кодекс Украины об административных правонарушениях [Электронный ресурс] http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/80731-10

3. Административная деятельность: учеб. пос. [Для студ. высш. учеб. закл.] / В. Кузнецов, С. Г. Кисиль, Д. П. Калаянов и др. - М.: Правовая единство, 2009. - 432 с.

4. Административное право Украины: учеб. для студ. юрид. спец. высш. учеб. закл. / Ю. П Битяк [и др.]; под ред. Ю. П. Битяк. - Х.: Право, 2001. - 528 с.

5. Административное право [Текст]: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. / А. И. Остапенко [и др.]. - М.: Всеукраинская ассоциация издателей «Правовое единство», 2008. - 533 с.

6. Административное право Украины: учеб. пособие. / Под общ. ред. Т. А. Коломиец, Г. Ю. Гулевськои. - М .: Правда, 2007. - 216с.

7. Васильев А. С. Административное право Украины (общая часть): учеб. пособие / А. С. Васильев. - 3-е изд. - Харьков: Одиссей, 2003. - 288 с.

8. Дрожжина С. В. Основы государства и права / С. В. Дрожжина, И. Я. Тодоров. - Донецк: Центр подгот. абитуриентов, 2004. - 256 с.

9. Основы правоведения: учеб. для 9-го кл. общеобразоват. учеб. закл. / В. С. Журавский [и др.]. - М.: Юрид. мнение, 2004. - 440 с.

10. Основы правоведения Украины: учеб. пособие. / С. В. Кивалов [и др.]. - Х.: Одиссей, 2010. - 464 с.

11. Правоведение: учебник / А. М. Колодий [и др.]; под ред. В. В. Копейчикова. - Седьмое изд., Стер. - М.: Одиссей, 2003. - 736 с.

12. Правоведение: учеб. пособие. / Под ред. Т. В. Варфоломеевой, В. П. Пастухова. - 2-е изд., Перераб. и доклада. - М.: Знание-Пресс, 2004. - 436 с.

13. Правоведение: учеб. Пособие. / С.В. Дрожжина и др. ; под ред. С.В. Дрожжин. - М.: Знание, 2006. - 350 с. - (Высшее образование XXI века).

14. Правоведение в тестах и ​​комментариях: учеб. пособие. / С.Н. Алферов, З.М. Будько, С. Ващенко и др .; под ред. С.М. Алферова, С.В. Ващенко. - М .: Изд. Дом «Ин Юре», 2008. - 352 с.

15. Правоведение [Текст]: учебник / А. И. Берлач [и др.]; М-во образования и науки Украины, Киев. нац. ун-т внутрен. дел. - М.: Правовая единство, 2008. - 864 с.

15. Правоведение: учебное пособие / С.В. Дрожжина, И.В. Шульженко, А.А. Одинцова и другие. - Донецк: ДонНУЭТ, 2011. - 703 с.

16. Правоведение: учеб. пособие. / За. ред. П. Д. Пилипенко. - Третий изд., Стереотип. - Л.: Новый Свет - 2000, 2010 - 512 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по курсу для студентов заочной формы обучения специальностей МО института ЭиУ и факультета РГБ ДонНУЭТ

Донецк 2013

Учебное издание

Кондратьев Валерий Алексеевич, доцент кафедры правовых и общенаучных дисциплин

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по курсу для студентов заочной формы обучения специальностей МО института ЭиУ и факультета РГБ ДонНУЭТ

Технический редактор О.И. Шелудько

Сводный план -2012 г. Поз. №

Подписано в печать 2012г. Формат 60х84 / 16. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Печать - ризография. Усл. печать. л.

Область-вид.арк. Тираж 150 экз. Зам. №

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган - Барановского

83050, м. Донецьк, ул. Щорса, 31

Редакционно-издательский отдел ННИИ

83023, м. Донецьк, ул. Харитонова, 10 Тел .: (062) 90-60-50

Свидетельство о внесении в Государственный реестр издателей, изготовителей и

распространителей издательской продукции ДК № 3470 от 28.04.2009 г..

Наши рекомендации