Т.к. ресурсы ограничены и деньги обладают свойством редкости
Издержки делятся:
1) Эксплицитные (внешние, явные) – оборотный капитал, процент банку, оплата труда.
2) Имплицитные (внутренние, неявные)
3) Утопленные (безвозвратные / экономисты) – издержки, которые осуществляются единожды, но невозместимы ни при каких обстоятельствах, т.к. не приносят дохода.
4) Маргинальные (маржинальные, предельные) – издержки, которые связаны с производством, реализацией и еще одной единицей товара, еще одну серию, еще одну партию
Три вида прибыли:
1) БП=ВВ–Явн.изд.
2) ЧЭП = БП-Неявн.изд.
3) НП-максимальная прибыль от альт. вложения капитала
4 bWxMjsFOwzAQRO9I/IO1SFwq6pA2SZXGqVAlLnCgFD7AibdJhL0OsZu6f485wXE0ozev2gWj2YyT GywJeFwmwJBaqwbqBHx+PD9sgDkvSUltCQVc0cGuvr2pZKnshd5xPvqORQi5UgrovR9Lzl3bo5Fu aUek2J3sZKSPceq4muQlwo3maZLk3MiB4kMvR9z32H4dz0bAy9thcU1DvvgusmYf5o0Or04LcX8X nrbAPAb/N4Zf/agOdXRq7JmUY1rAOl3FpYDVOgMW+yJLgTUC8rQAXlf8v3/9AwAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhACRnkbDvAQAA5wMAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9E b2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADD3HTrdAAAABwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAASQQAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAABTBQAAAAA= " strokecolor="black [3040]"/> C
FC VC
FC – постоянные издержки: амортизация, арендная плата, заработная плата штатных сотрудников (менеджеры)
C
FC
Q
средние постоянные издержки
VC – переменные издержки: издержки на сырье, материалы, топливо, энергия, труд (оборотный капитал)
C
VC
AVC AVC
K
min
optim Q
Закон убывающей отдачи (убывающей производительности, «эффект цветочного горшка») – достигая точки K переменные издержки начинают расти
Смысл закона: начиная с определенного момента (точка K), все большее присоединение переменных ресурсов к неизменным мощностям приводит к убывающей отдаче.
средние переменные издержки
средние общие издержки (средние валовые)
Долгосрочные издержки – изменение эффективности достигается изменением мощности.
В крупной фирме действует эффект масштаба, который имеет положительные «+» и отрицательные «-» значения.
Эффект «-» – рост средних общих издержек:
1) Приукрашивание
2) Неэффективность управления
3) Хищение
Эффект «+» – снижение общих издержек:
1) Только крупная фирма может позволить себе глубокое разделение «живого» труда.
2) Глубокое разделение управленческого труда
3) Эффект «используемого капитала»
4) Эффект «побочного производства»
Рыночные структуры – это среда обитания фирмы, её внешнее окружение.
Четыре параметра, определяющие тип рыночной структуры:
1) Количество и размер фирм на рынке
2) Тип товара, принцип ценообразования: цена берется с рынка, поиск цены
3) Степень свободы входа и выхода с рынка
4) Доступность информации
Типы рыночных структур:
1) Чистая конкуренция
2) Чистая монополия
3) Олигополия
4) Монополистическая конкуренция