Тема 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
План лекции:
Сущность рынка
2. Условия возникновения рынка
Структура рынка, его функции
4. Рыночная экономика
Сущность рынка
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).
Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.
В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
По широте охвата различают: локальные, национальные и международные рынки.
По объектам купли-продажи различают: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов. Наряду с товарным существует денежный рынок.
Условия возникновения рынка
1-е условие – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.
2-е условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.
3-е условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.
Структура рынка, его функции
Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков:
1) рынок рабочей силы;
2) рынок средств производства (инвестиционных ресурсов);
3) потребительский рынок (рынок продовольствия, одежды, мебели и т.д.);
4) финансовый рынок. Обеспечивает подвижность капиталов. Он разделяется на:
а) денежный рынок (рынок краткосрочных кредитных операций, краткосрочных ценных бумаг, валютный, учетный, межбанковский рынки);
б) рынок капиталов (рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг и банковских кредитов);
5) рынок услуг;
6) рынок технологий;
7) рынок духовных благ.
Рынок оказывает большое влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
1) Информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
2) Посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга.
3) Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель.
4) Регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого? Как производить?
Рынок немыслим без конкуренции (внутриотраслевой и межотраслевой).
5) Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств.
Рыночная экономика
Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя.
Существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, сколько и по какой цене реализовывать продукцию, каким образом тратить полученную выручку.
Ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает:
1. множество покупателей и продавцов;
2. однородность товаров и услуг;
3. отсутствие ценовой дискриминации;
4. полную мобильность всех ресурсов;
5. абсолютную информированность о ценах.
Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за их выполнением.