Рыночная система хозяйствования: сущность и тенденции ее развития (теория и практика)

Рыночная система хозяйствования представляет собой совокуп­ность экономических и хозяйственных отношений, которые скла­дываются в сфере товарно-денежных отношений на рынке.

Последний выступает в качестве важнейшего связующего зве­на между его субъектами: государством, товаропроизводителями, продавцами и покупателями.

Главенствующим в рыночных отношениях является покупатель,его потребности определяют структуру и объем производства. Власть покупателя определяется его текущей величиной дохода (заработ­ная плата, пенсия, различные выплаты, проценты и т.д.), разме­ром накопленного богатства и возможностью получения кредита. Производитель — также не второстепенное лицо. Он, желая завла­деть покупателем, стремится не только удовлетворить его насущ­ные потребности, но и создать условия для появления новых.

Рыночная система хозяйствования возникла в результате дли­тельного исторического процесса развития общества, органически связанного с углублением общественного разделения труда, товар­ного производства и обмена, направленных на увеличение выпуска материальных благ. Эффективное ее функционирование опре­деляется многообразием форм собственности и хозяйствования. Каждая из них в процессе обмена своей продукции или услуг на деньги узнает, насколько их труд включен в систему общественного разде­ления труда, т.е. приобрел общественное признание. В условиях ры­ночных отношений люди предпринимают действия, основываясь на чистой выгоде. Эти действия, хотя бы на короткое время, изменяют относительные затраты и выгоды, связанные с теми возможностями, которые открываются перед другими людьми. Когда в результате предпринятых действий разрыв между ожидаемой выгодой и предполагаемыми затратами получается большой, люди устремляются в эту область, и наоборот, минимальный или негативный разрыв ве­дет к уменьшению числа лиц, действовавших в данной сфере.

Таким образом, налицо стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объему и структуре общественных потребностей. На рынке происходит окончательное признание общественного характера затрат труда отдельных производителей, определяется общественная стоимость товара (рыночная сто­имость) на основе учета общественно необходимых затрат труда на производство товаров.

Рыночная система хозяйствования функционирует в системе следующих рынков:

- Рынок рабочей силы

- Рынок средств производства

- Потребительский рынок

- Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)

- Рынок услуг

- Рынок технологий

- Рынок духовных благ

Кроме того, каждый из вышеназванных рынков имеет субрын­ки, рыночные сегменты, которые классифицируются по различ­ным признакам: экономическому назначению; географическому положению (мировой, национальный, региональный, местный); видам конкуренции (свободный, монополистический, олигополистический, смешанный); по отраслям (продовольственный, автомобильный, компьютерный и т.д.); форме продаж и органи­зации (оптовый, мелкооптовый, розничный).

Рынок представляет собой не только развитую систему отно­шений товарного обмена, но и выполняет важные функции, обес­печивающие деятельность предприятий в условиях их стихийного развития.

Информационная функция. Участники производства тех или иных товаров через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит получают объективную информацию о потребностях рынка. Это позволяет предприятиям сверять свои возможности с потребностями рынка.

Посредническая функция. Рынок дает информацию предприя­тию о возможности выбора оптимального поставщика или поку­пателя продукции, производимой предприятием, с точки зрения ее качества, цены, сроков поставки, послепродажного обслужи­вания и т.д.

Ценообразующая функция. На рынок поступает продукция, на изготовление которой пошли различные затраты, а рынок при­знает лишь общественно необходимые. Это означает, что между стоимостью и ценой устанавливается подвижная связь, чутко ре­агирующая на изменения в производстве и потребностях.

Регулирующая функция. Она заключается в стихийном установ­лении необходимых пропорций в структуре производства на ос­нове соотношения спроса и предложения.

Все рынки разнообразны по своим размерам. Членами рынка одних товаров, например зубной пасты, является подавляющая часть населения планеты, а других, в частности картины Пикассо, — лишь несколько дилеров, коллекционеры и музеи в определен­ных частях мира. Рынки отличаются между собой еще по степени доминирования на них крупных продавцов и покупателей. Напри­мер, в США в течение длительного времени самым крупным про­давцом на рынке алюминия была компания «Алюминиум корпорейшн оф Америка», а, рынок сельскохозяйственной продукции характеризуется огромным количеством продавцов и покупателей.

В силу специфики производимых товаров (сложность и дли­тельность изготовления, послепродажный ремонт и обслужива­ние и др.), а также удаленности продавцов и покупателей друг от друга (из-за чего возможна задержка в оплате отправленных товаров) каждый рынок имеет соответствующую инфраструктуру. Она состоит из соответствующих институциональных образований, занимающихся:

• продвижением товаров от производителя к потребителю, к ним относятся биржи, оптовые брокерские, дилерские и другие посреднические организации, собственно коммерческие органи­зации промышленных предприятий, акционерных обществ, предприятия мелкооптовой и розничной торговли;

• транспортировкой и хранением продукции: различные виды транспорта, склады, тарное хозяйство;

• выдачей информации, которая состоит из различного вида информационных и справочных систем по продукции производ­ственно-технического назначения и товарам народного потреб­ления, производителям и потребителям продукции и услуг, це­нам, курсам валют, банковским процентам, котировке ценных бумаг и др., необходимым данным для эффективного функцио­нирования рынков;

• кредитно-расчетным обеспечением, включающим в себя: бан­ковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные струк­туры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализа­ции товаров и услуг, а также получение необходимых товарных запасов и финансовых резервов, финансирование инвестицион­ных проектов по созданию соответствующей материально-техни­ческой базы рыночной экономики;

• подготовкой специалистов различного профиля в количествах, достаточных для функционирования предприятий, это различ­ные образовательные профессиональные учреждения, а также организации по трудоустройству и регулированию резервов рабо­чей силы;

• регламентацией отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующих соблюде­ние на рынке

действующего правопорядка и учет интересов всего общества, а также отдельных субъектов рынка.

Из изложенного следует, что рыночные отношения есть фор­ма экономической организации функционирования общества, при которой продавцы и покупатели взаимодействуют и вступают в связи друг с другом на рынке стихийно. При этом как и всякое функционирование, оно имеет свою специфическую логику организации, которую в ряде случаев называют хозяйственным ры­ночным хозяйствованием.

Наши рекомендации