Элементы структуры инновационной деятельности.

Лекция №2, №3

Тема 1.2. Сущность инновационного менеджмента как управленческой технологии

Цель – изучить основные принципы, методы, инновационной деятельности.

Задачи:

· рассмотреть основные методы, инструменты инновационного менеджмента;

· изучить элементы инфрмаструктуры инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Инновационный менеджмент: принципы, методы, инструменты.

2. Инновационная деятельность - совокупность работ по созданию и распространению инноваций.

3. Элементы структуры инновационной деятельности.

4. Инновационные проекты, проекты поддержки инновационной деятельности.

Элементы структуры инновационной деятельности.

Говоря об основных элементах структуры инновационной деятельности невозможно рассмотреть и обосновать всю обширную сеть взаимосвязей и взаимозависимостей столь разных субъектов инновационной деятельности без детального анализа всей цепочки инновационого процесса. Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но отнюдь не однозначны. В общем виде инновационный процесс можно записать в виде цепочки:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,

где ФИ и ПИ – фундаментальные и прикладные исследования;

Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение;

ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.

Для анализа этой цепочки следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ – ОС (который может продолжаться свыше 10 лет) и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т.д.

Начальной стадией любого инновационного процесса является фундаментальное (теоретическое) исследование, связанное с понятием научной деятельности направленной на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса. Оно не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, но именно оно есть фундамент инновационного процесса. Разумеется, Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, «овеществление знаний», их преломление в процессе производства. В результате разработок создаются конструкции новых машин (оборудования) и процесс переходит в фазы проектирования (Пр), строительства (С), освоения (ОС) и промышленного производства (ПП). Фазы М и Сб напрямую связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Характерно, что количество новых сведений убывает от ФИ к ПП. При этом исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Зачастую между моментом получения нового знания, результатов фундаментальных исследований до воплощения его в новом продукте, процессе или услуги, его распространения проходит достаточно большой отрезок времени. В1854 году французским профессором химии, Дэвиллем открыт химический элемент – алюминий, активно применяться же в форме сплавов для домашней посуды, мачт, оконных рам, фюзеляжей, крыльев самолетов он стал только после второй мировой войны. В 1917 году. Эйнштейном открыт лазер и только через 43 года изготовлен первый прототип лазерного устройства, сегодня же он используется повсеместно. Временной разрыв между новациями и инновациями (получение нового знания и его практическим внедрением) называется временной лаг.

Временной лаг тормозит инновационный процесс и одной из основных задача инновационного менеджмента является его сокращение, выяснение причин его возникновение и способов преодоления барьеров на пути инновационного процесса.

В общем виде инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Он связан и с созданием, и с освоением, и с распространением инноваций.

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность – комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций: поиск и отбор инновационных идей разработку на их основе новшеств - НИОКР, подготовка производства, проведение промышленных испытаний, приобретение патентов, лицензий; инвестиционная деятельность, сертификация и стандартизация; внедрение и распространение инноваций - производство, маркетинг и организация рынков сбыта, подготовка кадров и тд и включает в себя все научные, технологические, организационные финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.

Инновационный проект – это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.

Инновационный проект – это не только не только комплекс документов, но и сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса (при этом проекты поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры будут одной из разновидностей инновационных проектов).

Совокупность инновационных проектов, осуществляемых в рамках единого тематического направления образуют инновационную программу.

Субъектами инновационной деятельности являются организации и лица, которые ее осуществляют и развивают, т.е. организовывают, ведут, поддерживают, стимулируют инновационную деятельность. Это могут быть и заказчики, и исполнители проектов, и их поддерживающие организации.

Любая фирма, которая внедрила какую-либо инновацию (как явную так и улучшающую, как продукт так и процесс) за период времени определенный при обследовании является инновационной фирмой.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты;

3) раннее большинство;

4) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

Ранние реципиенты - предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство - фирмы, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы (материальные, интеллектуальные, финансовые, научно-технические ит.д.). Совокупность различных видов ресурсов, используемых для осуществления инновационной деятельности, является инновационным потенциалом, потенциалом государства, региона, отрасли или организации.

Инновационная деятельность требует и новых подходов к управлению, - а следовательно и подготовки квалифицированных кадров. Специалистов имеющих теоретические знания и практические навыки в области управления инновационными проектами.

Инновационный менеджмент– это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент заключается в управлении инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Как и для любой другой области менеджмента, для него характерны: постановка цели и выбор стратегии.Цельюинновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств. Главная цель инновационного менеджмента – результативность инновационного процесса, т. е. максимизация эффекта от коммерциализации нововведения.

Достижение главной цели определяется эффективным управлением следующими аспектами инновационной деятельности:

1) поиск инновационных идей;

2) организация разработки новации;

3) внедрение и распространение инновации.

Основнымизадачамиинновационного менеджмента являются:

1) определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;

2) организация управления развитием организаций;

3) оценка эффективности инновационных процессов;

4) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;

5) разработка проектов внедрения нововведений;

9) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.

6) создание системы управления инновациями;

Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.

Как и для любой другой области менеджмента, для него характерны и четыре основные стадии цикла управления:

1) планирование;

2) определение условий и организация;

3) исполнение;

4) руководство.

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. На первой стадии – стадии планирования – составляется план реализации стратегии. На второй – определяются условия и организация, т.е. идет определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. На стадии исполнения осуществляются исследования и разработки, реализуется план. Стадия руководства предусматривает контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта.

В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.

Элементы структуры инновационной деятельности. - student2.ru

Инновационный менеджмент это не только наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях, но и вся совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами.

Говоря иначе, инновационный менеджмент – это организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов.

Литература: основная - 1,2; дополнительная – 1,2.

Наши рекомендации