Элементы структуры инновационной деятельности.
Лекция №2, №3
Тема 1.2. Сущность инновационного менеджмента как управленческой технологии
Цель – изучить основные принципы, методы, инновационной деятельности.
Задачи:
· рассмотреть основные методы, инструменты инновационного менеджмента;
· изучить элементы инфрмаструктуры инновационной деятельности.
Вопросы:
1. Инновационный менеджмент: принципы, методы, инструменты.
2. Инновационная деятельность - совокупность работ по созданию и распространению инноваций.
3. Элементы структуры инновационной деятельности.
4. Инновационные проекты, проекты поддержки инновационной деятельности.
Элементы структуры инновационной деятельности.
Говоря об основных элементах структуры инновационной деятельности невозможно рассмотреть и обосновать всю обширную сеть взаимосвязей и взаимозависимостей столь разных субъектов инновационной деятельности без детального анализа всей цепочки инновационого процесса. Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но отнюдь не однозначны. В общем виде инновационный процесс можно записать в виде цепочки:
ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,
где ФИ и ПИ – фундаментальные и прикладные исследования;
Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение;
ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.
Для анализа этой цепочки следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ – ОС (который может продолжаться свыше 10 лет) и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т.д.
Начальной стадией любого инновационного процесса является фундаментальное (теоретическое) исследование, связанное с понятием научной деятельности направленной на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса. Оно не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, но именно оно есть фундамент инновационного процесса. Разумеется, Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, «овеществление знаний», их преломление в процессе производства. В результате разработок создаются конструкции новых машин (оборудования) и процесс переходит в фазы проектирования (Пр), строительства (С), освоения (ОС) и промышленного производства (ПП). Фазы М и Сб напрямую связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Характерно, что количество новых сведений убывает от ФИ к ПП. При этом исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Зачастую между моментом получения нового знания, результатов фундаментальных исследований до воплощения его в новом продукте, процессе или услуги, его распространения проходит достаточно большой отрезок времени. В1854 году французским профессором химии, Дэвиллем открыт химический элемент – алюминий, активно применяться же в форме сплавов для домашней посуды, мачт, оконных рам, фюзеляжей, крыльев самолетов он стал только после второй мировой войны. В 1917 году. Эйнштейном открыт лазер и только через 43 года изготовлен первый прототип лазерного устройства, сегодня же он используется повсеместно. Временной разрыв между новациями и инновациями (получение нового знания и его практическим внедрением) называется временной лаг.
Временной лаг тормозит инновационный процесс и одной из основных задача инновационного менеджмента является его сокращение, выяснение причин его возникновение и способов преодоления барьеров на пути инновационного процесса.
В общем виде инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Он связан и с созданием, и с освоением, и с распространением инноваций.
Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью.
Инновационная деятельность – комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.
Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций: поиск и отбор инновационных идей разработку на их основе новшеств - НИОКР, подготовка производства, проведение промышленных испытаний, приобретение патентов, лицензий; инвестиционная деятельность, сертификация и стандартизация; внедрение и распространение инноваций - производство, маркетинг и организация рынков сбыта, подготовка кадров и тд и включает в себя все научные, технологические, организационные финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью.
Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.
Инновационный проект – это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.
Инновационный проект – это не только не только комплекс документов, но и сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса (при этом проекты поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры будут одной из разновидностей инновационных проектов).
Совокупность инновационных проектов, осуществляемых в рамках единого тематического направления образуют инновационную программу.
Субъектами инновационной деятельности являются организации и лица, которые ее осуществляют и развивают, т.е. организовывают, ведут, поддерживают, стимулируют инновационную деятельность. Это могут быть и заказчики, и исполнители проектов, и их поддерживающие организации.
Любая фирма, которая внедрила какую-либо инновацию (как явную так и улучшающую, как продукт так и процесс) за период времени определенный при обследовании является инновационной фирмой.
Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты;
3) раннее большинство;
4) отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
Ранние реципиенты - предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Получили название «пионерских» организаций.
Раннее большинство - фирмы, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы (материальные, интеллектуальные, финансовые, научно-технические ит.д.). Совокупность различных видов ресурсов, используемых для осуществления инновационной деятельности, является инновационным потенциалом, потенциалом государства, региона, отрасли или организации.
Инновационная деятельность требует и новых подходов к управлению, - а следовательно и подготовки квалифицированных кадров. Специалистов имеющих теоретические знания и практические навыки в области управления инновационными проектами.
Инновационный менеджмент– это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент заключается в управлении инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Как и для любой другой области менеджмента, для него характерны: постановка цели и выбор стратегии.Цельюинновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств. Главная цель инновационного менеджмента – результативность инновационного процесса, т. е. максимизация эффекта от коммерциализации нововведения.
Достижение главной цели определяется эффективным управлением следующими аспектами инновационной деятельности:
1) поиск инновационных идей;
2) организация разработки новации;
3) внедрение и распространение инновации.
Основнымизадачамиинновационного менеджмента являются:
1) определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;
2) организация управления развитием организаций;
3) оценка эффективности инновационных процессов;
4) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;
5) разработка проектов внедрения нововведений;
9) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
6) создание системы управления инновациями;
Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.
Как и для любой другой области менеджмента, для него характерны и четыре основные стадии цикла управления:
1) планирование;
2) определение условий и организация;
3) исполнение;
4) руководство.
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. На первой стадии – стадии планирования – составляется план реализации стратегии. На второй – определяются условия и организация, т.е. идет определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. На стадии исполнения осуществляются исследования и разработки, реализуется план. Стадия руководства предусматривает контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта.
В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.
Инновационный менеджмент это не только наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях, но и вся совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами.
Говоря иначе, инновационный менеджмент – это организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов.
Литература: основная - 1,2; дополнительная – 1,2.