Информационная безопасность России.
Указом о безопасности регулируется законом РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, вступил в силу с 27 июля 2006 года за номером 149 ФЗ.
Указанный закон регулирует отношения в сфере
- осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
- применение информационных технологий.
- обеспечение защиты информации.
Закон впервые дал следующие понятия:
1) информация – это сведения, сообщения, данные. Не имеет значение форма их представления.
2) Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбор, хранение, обработка информации.
3) Информационная система – базы данных информаций и обеспечение их обработки.
4) Информационная телекоммуникационная связь – система, предназначенная для передачи по линиям связи информации через вычислительную технику.
5) Обладатель информации – лицо, создающее информацию, получающее ее, разрешающее или ограничивающее к ней доступ. Как физическое так и юридическое лицо.
6) Доступ к информации – возможность получить и использовать информацию.
Виды распространения информации:
1 – электронное сообщение.
2 – документированная информация,закепленная на материальном носителе информация с точными данными (реквизитами) позволяющая нам ее использовать.
3 – оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, эксплотирующее информационную сеть.
Права и обязанности обладателей информации:
Гражданин, юридическое лицо, субъект РФ, муниципальное образование, государство в целом – обладатели информации.
В указанных субъектах представляют гос.органы и органы местного самоуправления в пределах компетенции.
Общедоступная информация – информация, доступ к которой неограничен.
Государственная тайна – это федеральный закон о государственной тайне от 6 октября 1997 года за номером 131 ФЗ. Указанный закон регулирует отношения в связи с отнесением сведений государственной тайны, их засекречеванием или рассекречиванием и обеспечивает безопасность Российского государства.
Закон распространяется на всю территорию РФ, на исполнительную, судебную, также органы и организации в соответствии с их компетенцией.
Орган, отвечающий за безопасность РФ – ФСБ.
Носители сведений о государственной тайне – материальные объекты, а также символы, образы сигнала, технические решения и процессы.
Допуск к государственной тайне – процедура оформления прав граждан на сведения, составляющие государственную тайну, а также использование этих сведений.
Гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности, проставляется на самом носителе.
Степень секретность должна соответствовать степени тяжести ущерба.
Существуют три степени и их соответствующие грифы:
1) особая важность.
2) Совершенно секретно.
3) Секретно.
Степень идет от самого тяжкого. Порядок определения ущерба степени безопасности устанавливается правительством РФ.
Полномочия органов:
1) законодательная власть –выполняет свою функцию.
2) рассматривает статьи федерального бюджета в сфере средств, направленных на это действие.
3) определяет полномочия должностных лиц в федеральном собрании по их компетенции.
4) Президент РФ – утверждает программу, утверждает структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны ( представляет эту структуру правительство РФ), утверждает перечень должностных лиц, а также сведений, которые составляют государственную тайну, заключает международные договоры в данной сфере.
5) Правительство РФ – исполнительная ветвь власти – орган, который своим ведовством имеет определенные структуры, которые решают вопросы в сфере социальной.
6) Судебная власть - рассматривает уголовные и гражданские дела в данной сфере. Заметьте Административных дел НЕТ!
Перечень сведений составляющих государственную тайну(Статья 5 закона):
1) Сведения о военной области(стратегические и тактические планы, реализующие с точки зрения национальной безопасности)
2) Сведения в области науки техники(что связанно с военным проиводством)
3) Сведения в области внешней политики и экономике (защита гос. Границы, расходы федерального бюджета, подготовка кадров)
Засекречивание сведений базируется на следующих принципах:
1) законности
2) обоснованности (на основанности экспертности заключения)
3) своевременности
В Конституции РФ есть указание о том, какие документы не могут быть засекреченными:
НЕЛЬЗЯ засекречивать:
1) происшествия и катастрофы, угрожающие жизни граждан
2) стихийные бедствия и их последствие
3) состояние преступности
4) культура
5) права, нарушающие права человека
6) состояние золотого запаса
7) состояние здоровья политических лиц
8) факты нарушения законности должностных лиц
Засекреченнием указанным сведений влечет наложение уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
Порядок рассекречивания:
Рассекречивание - это снятие ограничений.
1) через каждые 5 летпересматривать перечень засекреченных сведений.
2) Общий срок засекречивания не может быть больше30 лет. В исключительных случаях срок продлевается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
3)
Органы защиты государственной тайны:
1) межведомственная комиссия
2) федеральные органы исполнительной власти
контрольный обзор за обеспечением законодательства 1.президент
2. правительство