Объем дисциплины и виды учебной работы. 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг»

080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг»

Форма обучения - очная

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
   
№№ семестров  
Аудиторные занятия: 85/85  
лекции 46/39  
практические и семинарские занятия 39/42  
Тематические дискуссии и деловые игры 2/2  
Самостоятельная работа 95/90  
Всего часов на дисциплину 180/175  
Текущий контроль (количество, №№ семестров) 4 семестр  
Курсовая работа Программой не предусмотрена
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Экзамен – 4сем.  

Распределение часов по темам и видам учебной работы

080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг»

Форма обучения - очная

№ п/п Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
часов по учебному плану Аудиторные занятия, из них   Самостоятельная работа
Лекции Семинары  
  1. Введение в менеджмент. 6/6 2/2 2/2 2/2  
  2. Эволюция концепций менеджмента 10/8 4/2 2/2 6/4  
  3. Особенности управления экономикой в России и необходимость его совершенствования 8/10 2/2 2/2 4/6  
  4. Функции менеджмента 12/8 4/4 2/2 6/2  
  Целеполагание в процессе менеджмента 10/8 2/2 2/2 6/4  
  6. Управленческие решения в менеджменте 8/10 2/2 2/4 4/4  
  7. Информационное обеспечение менеджмента. 12/12 2/2 2/2 8/8  
  8. Стратегический менеджмент 14/14 4/4 2/2 8/8  
  9. Организационные структуры управления 10/12 4/4 2/2 4/6  
  10. Мотивация труда. 12/12 2/2 2/2 8/8  
  11. Методы менеджмента 10/10 2/2 2/2 6/6  
  12. Управление инновациями 8/10 2/2 2/2 4/6  
  13. Организация как система управления 10/8 2/2 2/2 6/4  
  14. Организационная культура. 8/8 2/2 2/2 4/4  
  15. Формы власти и влияния и теории лидерства 10/10 2/2 2/2 6/6  
  16. Самоменджмент. Стили руководства. 12/10 2/2 3/4 7/4  
  17. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. 12/11 4/3 4/4 4/4  
  18. Эффективность менеджмента и пути ее повышения 8/8 2/2 2/2 4/4  
    ИТОГО: 180/175 46/43 39/42 95/90  
               

4. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в менеджмент.

Сущность менеджмента, содержание понятия менеджмент и управление.

Основные категории менеджмента: система управления, объект и субъект управления, прямые и обратные связи, внутренняя и внешняя среда системы управления. Основные закономерности и принципы менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента.

Тема 2. Эволюция концепций менеджмента.

Природа управления и исторические тенденции его развития. Формирование менеджмента как науки. Школа научного управления. Основные положения школы. Концепция «экономического человека». Развитие идей Ф. Тейлора. Классическая школа управления. Основа концепции А.Файоля в исследованиях процесса управления. Школа психологии и человеческих отношений. Содержание и значение Хоторнского эксперимента. Развитие теоретических подходов школы в современных условиях.

Тема 3. Особенности Российского менеджмента.

Теория и практика управления в России в условиях общественной формы собственности. Основные реформы системы управления экономикой и их результаты.

Переход от плановой системы управления к регулируемому рынку. Формирование рыночного механизма управления. Процесс проведения приватизации и переход к рыночным ценам – основные вехи нового этапа рыночных отношений.

Основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие.

Основные задачи менеджмента в обеспечении конкурентоспособности российской экономики.

Тема 4.Функции менеджмента.

Общие и специфические функции менеджмента. Общие функции как составные части любого процесса управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Планирование как стадия процесса управления, включающая постановку целей. Прогнозирование, стратегическое и текущее планирование. Организация как функция управления, включающая формирование структуры организации, а также создание условий для достижения поставленных целей. Координация как функция управления, обеспечивающая его непрерывность, главная задача координации как достижение согласованности в работе всех звеньев организации. Мотивация как функция управления, побуждающая эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Основные задачи процесса мотивации. Контроль как функция управления, осуществляющая количественную и качественную оценку работы организации. Специфические (частные, вспомогательные) функции управления как техническая основа успешного выполнения общих функций управления.

Тема 5. Целеполагание в процессе менеджмента.

Миссия как главная цель организации. Подходы к разработке миссии. Функции целей. Требования к целям. Классификация целей менеджмента. Ключевые цели фирмы по функциональным подсистемам. Иерархический характер системы целей. Дерево цели организации, принципы его построения. Использование ранжирования целей при разработке стратегических планов. Управление по целям.

Тема 6.Управленческие решения в менеджменте.

Определение понятия «управленческие решения». Роль решений в процессе управления. Сущность решения и его виды. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения. Этапы процесса принятия решений.

Тема 7. Система информационного обеспечения менеджмента.

Роль информации в процессе управления. Классификация информации. Роль коммуникационных процессов в обеспечении управления информацией. Информационные потоки и технологии управления. Технические средства работы с информацией. Регулирование количества и качества информации. Формирование и регулирование структуры информации в менеджменте. Информационные факторы качества управления. Коммуникации и управленческая деятельность. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

Тема 8. Стратегический менеджмент.

Методология стратегического управления, объективные причины ее возникновения и использования. Планирование стратегии, Системный и ситуационный подход к управлению. Внутренняя и внешняя среда организации. Анализ сильных и слабых сторон организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии. Бизнес-план как отражение стратегии организации, а также условий и путей ее реализации. Основные разделы бизнес-плана.

Тема 9. Организационные структуры управления

Проектирование организационной структуры. Организационные полномочия. Типы организационных структур: бюрократический и адаптивный. Линейно-функциональная структура, ее преимущества и недостатки. Дивизиональная структура, ее разновидности, принцип построения. Матричная и проектная организационные структуры, их преимущества и недостатки. Организационные структуры предприятий будущего: виртуальные корпорации, многомерные организации и т.д.

Тема 10.Мотивация труда.

Содержание понятия «мотивация». Связь мотивации с целенаправленным поведением человека. Первоначальные концепции мотивации. Основные направления эволюции современных теории мотивации. Ключевые понятия теории мотивации: первичные и вторичные потребности, побуждения. Цель, деятельность, закон результата, мотивы и их классификация, стимулы, вознаграждения. Понятие о содержательных и процессуальных теориях мотивации. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.

Тема 11. Методы менеджмента.

Сущность и классификация методов управления, их связь с мотивационной направленностью сотрудников. Комплексный подход к применению методов управления. Организационно-распорядительные методы и механизм их воздействия на объект управления. Экономические методы и их реализация на разных уровнях управления. Социально-психологические методы управления и способы их реализации. Методы управления социальной активностью персонала.

Тема 12. Управление инновациями.

Нововведения как объект инновационного менеджмента. Сфера инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений. Классификация новаций: по содержанию – технические, организационные, социальные, экономические. Основные этапы инновационного процесса. Инновационный проект, его реализация. Эффективность инновационного проекта. Формы государственной поддержки инновационной деятельности. Риски в инновационном менеджменте и управление ими. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.

Тема 13. Организация как система управления.

Организация в современных условиях. Классификация организаций. Организация как открытая система управления. Характеристики внешней среды: сложность, подвижность, неопределенность. Понятие и содержание внутренней среды организации. Законы функционирования и развития организации.

Тема 14. Организационная культура.

Понятие и структура организационной (корпоративной) культуры. Составные элементы и факторы воздействия организационной культуры. Сильная и слабая культура. Принципы формирования и методы поддержания организационной культуры. Этика менеджмента, управление этикой. Психология и этика деловых отношений.

Тема 15. Формы власти и влияния и теории лидерства.

Классификация форм власти и влияния. Характеристика основных аспектов власти, их сильные и слабые стороны. Влияние развития общества на использование основных форм власти. Природа лидерства, общая характеристика теорий лидерства. Понятие и сущность стиля руководства. Разновидности стилей руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Функции и обязанности руководителя, его качества.

Тема 16. Самоменеджмент. Стили руководства.

Самоменеджмент и тайм-менеджмент руководителя.

Сущность стилей руководства, их классификация. Типология стилей руководства. Подходы к руководству людьми. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям

Тема 17. Управление конфликтами, стрессами и изменениями.

Виды конфликтов, их классификация. Причины возникновения конфликтов. Управление конфликтной ситуацией и способы разрешения. Основные понятия о стрессе: влияние стресса на управление. Природа организационных изменений. Причины сопротивления изменениям. Организационное обновление и его этапы.

Тема 18. Эффективность менеджмента и пути ее повышения.

Общее понятие об эффективности менеджмента. Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчетов эффективности хозяйствования. Признаки эффективного менеджмента. Понятие о социальной эффективности управления организацией и критерии ее оценки. Пути повышения эффективности менеджмента организации.

5. Темы практических и /или семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр

Тема 1. Технология первого делового контакта (форма проведения – практическое занятие, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

1. Личные качества менеджера.

2. Оригинальные профессиональные навыки.

3. Условия сотрудничества.

Литература: 3,8.

Тема 2.Требования к профессиональной деятельности менеджера(форма проведения – практическое занятие, дискуссия)

Вопросы к теме:

1. Социальные роли менеджера.

2. Составляющие эффективного управления. Личный план действий менеджера.

3. Профессиональные качества менеджера.

Литература: 1, 3, 6.

Тема 3. «Разведка» (форма проведения – практическое занятие, тренинг)

Инструкция: участники разбиваются на пары, каждый получает карточку с заданием что-либо выяснить у партнера в течение 5 минут. После диалога ведущий задает вопросы: 1) Что стремился узнать ваш собеседник? 2) Что вам удалось выяснить в соответствии с вашим заданием?

Тема 4. Плановые прогнозы и предположения. (форма проведения – графическая работа)

Задание: Построить индивидуальный профиль качеств и свойств, оценивая степень проявления по 5-балльной шкале.

Тема 5. Функции менеджмента. Планирование (форма проведения –самостоятельная работа)

Задание: Составить дневной план работы менеджера любого уровня управления, заполнив графы: Что сделать? Кого вызвать? Где побывать? Кому позвонить?

Тема 6. Функции менеджмента. Планирование (форма проведения – дискуссия)

Задание: Построить дерево цели, разделив генеральную цель на подцели (цели-требования, конкретные цели, направление деятельности, задачи, задания (условия)).

Тема 7. Принятие управленческих решений (форма проведения – дискуссия)

Задание: Заполнить таблицу, начиная с колонки – индивидуальное значение, затем – групповое и коллективное. Сравнить значение с эталонным, найти разницу значений по модулю. Суммировать разницу по показателям. Если сумма < 33, решение жизнеспособно.

Тема 8. Организационные структуры управления (форма проведения – работа в микрогруппах)

Задание: Построить структуру на основе функционального принципа. 1) выбрать направление деятельности предполагаемой структуры 2) определить контингент (группы населения) 3) указать функции структуры 4) предположить результат деятельности.

Литература: 2, 10.

Тема 9. Информационное обеспечение менеджмента (форма проведения – ролевая игра)

Задание: имитация ролей менеджера по карточкам с заданиями.

Тема 10. Управление персоналом (форма проведения – рефлексия деятельности)

Задание: провести оценку деловых качеств, определить преимущественную ролевую позицию, сравнивая самооценку и внешнюю оценку вас вашим партнером.

Тема 11. Конфликты в управлении (форма проведения – индивидуальная работа по карточкам)

Задание: разрешение проблемных ситуаций по алгоритму:

1 этап – анализ и осознание проблемы, выяснение причин конфликта с учетом условий.

2 этап – анализ исходных данных: места ситуации в целостном процессе деятельности; характеристика участников (компонентов) ситуации, их взаимоотношений.

3 этап – выдвижение гипотезы. Выбор из имеющейся базы знаний и опыта наиболее целесообразных средств и методов.

Литература: 6, 7.

Наши рекомендации