Тема 3. Теория поведения потребителя

План занятий

1. Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена.

2. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция).

3. Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия и бюджетное ограничение.

Основные термины и понятия

Полезность, предельная полезность, общая полезность,кривая безразличия,бюджетная линия, предельная норма замены, равновесие потребителя, эффект замещения, эффект дохода,кривая «доход-потребление»,карта кривых безразличия,кривая «цена-потребление»

Примеры решения задач.

Задание 1.Определите оптимальный для потребителя объем блага Х, если известны функции общей полезности от обладания этим благом:

1) U(x)=1-2x2;

2) U(x)=5+x-x2

3) U(x)=x2-x3

Решение:

Максимум удовлетворения полезности соответствует количеству блага Х, при котором предельная полезность равна нулю, то есть выполняется условие:

MUx= Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru . Следовательно:

1)U(x)=-4x=0, Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru x =0

2)U(x)=1-2x=0, Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru x=0,5

3) U(x)=2x-3x2=0, Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru x1=0,x2=2/3

Задание 2.Двухпродуктовая корзина потребителя включает потребление основного блага х и прочих благ- у. Функция полезности потребителя определена как стандартные предпочтения U(x,y)=x1/4y3/4. Сумма месячного дохода на потребление этого набора составляет 10 000 руб. Определите:

а) оптимальный набор потребителя при соотношении цен: Рх=400 руб., Py=100руб.

b) Эффект замещения и эффект дохода после того, как цены на товар Х выросли до 500 руб., а на товар У остались прежними.

Решение:

Данная задача может решаться традиционным путем, а также методом долей.

Традиционный метод предполагает, что оптимальное решение покупателя соответствует условию, когда предельная норма замещения (MRSxy) пропорциональна соотношению цен ( Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru ). Для функции полезности со стандартными предпочтениями (U=xаyb) верно выражение:

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru ,

где a и b коэффициенты степенной эластичности блага х и у в функции полезности. Следовательно

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru , или Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru y=12x

Если данное соотношение подставить в уравнение бюджетных ограничений, то можно определить количественные значения x и у ,при данном соотношении цен и неизменном доходе:

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru

400x +12x*100=10 000

x1=6,25 ед.

y1=75 ед.

При установлении нового соотношения цен, когда Px=500 руб., измениться благосостояние покупателя. Под действием закона спроса он станет приобретать меньше относительно более дорогого блага Х. Эти изменения могут быть представлены эффектом замещения и эффектом дохода.

Эффект замещения (∆Xsub) означает изменение структуры потребления в пользу более дешевого товара. В нашем случае это товар У.

∆Xsub =X2 –X1 Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru , где Х2 –это количество блага после изменения цен. Эффект замещения определяется в условиях неизменной полезности (U=const) и при новом соотношении цен Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru

U1=U2= x1/4y3/4= Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru x1/4= Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru x = Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru

В то же время новый оптимум после изменения цен соответствует условию:

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru или Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru

x= Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru = Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru y2=79,3 x2=5,3

∆Xsub =X2 –X1=5,3 -6,3= -1 ед.

Эффект дохода- это изменение реального дохода покупателя вследствие изменения цен.

∆Xin =X3 –X2 где Х3 –это количество блага после изменения цен при условии прежнего денежного дохода-10 000руб.

Как было установлено раньшеx= Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru ,

СледовательноТема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru =500*х+15х*100=10000

Тема 3. Теория поведения потребителя - student2.ru X3=5 ед., У3=15*5=75 ед.

∆X =X3 –X2=5-5,3=0,3 ед.

Наши рекомендации