Рынок монополистической конкуренции
· В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию.
· Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами.
· Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм.
· Существование неценовой конкуренции, построенной на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации
Рынок совершенной конкуренции
- Продукция фирм однородна
- Неценовая конкуренция отсутствует.
- Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико,а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную ценупродукта.
- Свобода входа и выхода на рынке + абсолютная мобильность всех ресурсов
- Совершенное знание всех субъектов рынка
Рынок, капитализм, предпринимательство и свобода
- Свобода возможна лишь там, где есть выбор
- Автономия потребителя, защита частной собственности
- Каждый выигрывает от сотрудничества с другим (капитализм)
- Индивидуум сам определяет свои цели и средства их достижения ( производства)
- Свобода лишь там, где рента+капитал+прибыль
33. Собственность: понятие, виды и значение. Частная собственность
Собственность – совокупность прав на обладание чем-либо
- Общая
- Коммунальная
- Государственная
- Частная – общественный институт, возникший непреднамеренно; инструмент поддержания общественного порядка, экономического прогресса.
Отмена возможна лишь там, где нет редкости экономических благ.
Гарантия прав частной собственности и её защита являются базовыми условиями как хозяйственной деятельности, так и экономического прогресса.
Сопряженные товары. Проблема множественности равновесий
Сопряженные товары – товары, цены, спрос, предложение и объём производства которых находятся в зависимости друг от друга
- Субституты – заменители (отрицательная зависимость: растёт спрос на одни – падает на другие)
- Дополнения (положительная зависимость: растёт спрос на одни – растёт на другие)
проблема множественности равновесий