Требования к оформлению отчетной работы.
Введение
Учебная практика(практика по получению первичных профессиональных умений и навыковдалее учебная практика) проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков путем: расширения знаний, полученных в процессе обучения, ознакомления со структурой управленческой деятельности, формированием профессиональной компетентности в сфере управленческой деятельности, изучения деятельности специалистов, приобретение практических навыков организационной работы, как в отдельных подразделениях, так и на предприятии в целом.
Ключевым фактором в учебной практике является ознакомление студента с основами процессов управления на предприятии, системой менеджмента в организации, с существующими направлениями менеджмента.
Учебная практика – это промежуточный практический этап образовательного процесса.
Целью учебной практикипо получению первичных профессиональных умений и навыков является формирование у обучающихся первичных профессиональных навыков осуществления самостоятельной работы, самообучения и самоорганизации; способность к анализу управленческой среды и формирования собственной позиции по результатам анализа а так же умения осуществлять деловое общение.
Задачи Учебной практики:
· Формирование способности к осуществлению планирования и реализации собственной самостоятельной деятельности в профессиональной среде;
· Сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия организационно-управленческих решений;
· Анализ внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия обоснованных организационно-управленческих решений;
· Формирование способности к подготовке и защите отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности и осуществлению делового общения;
· Оценка эффективности управленческих решений.
Вид практики, способы и формы ее проведения
Учебная практикапроводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 38.03.02 Менеджмент и является составной частью основой профессиональной образовательной программы высшего образования (далее ОПОП ВО).
Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков и осуществляется следующими способами: в качестве стационарной практики.
Учебная практика проводится в ЧОУ ВО «СПИУИП», либо в профильных организациях различных отраслей экономики и управления и различных форм собственности в г. Санкт-Петербурге.
Учебная практикапроводится в следующих формах:
• непрерывно– путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП ВО;
• дискретно:
- по видам практик выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;
- по периодам проведения практик – путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
Оценка по результатам учебной практики выставляется в Диплом.
Результат освоения – дифференцированный зачет.
Объем практики по получению первичных профессиональных умений и навыков для студентов направления 38.03.02 Менеджмент всех форм обучения составляет 15 (пятнадцать) з.е. продолжительностью 10 недель.
Обязанности студентов
• Выполнить план-график похождения практики;
• вести дневник проделанной работы;
• своевременно выполнять все указания руководителя практики;
• полностью выполнить программу практики;
• соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
• соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
• своевременно представить к защите отчет и все необходимые материалы.
1. Форма отчетности по практике
По окончании практики каждый студент заполняет дневник практики и составляет индивидуальный отчет в печатном виде.
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и отражающим прохождение студентом учебной (ознакомительной) практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:
· Задание на учебную практику. Календарный план выполнения студентом программы практики.
· Анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от профильной организации.
· Краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от профильной организации.
· Краткая характеристика и оценка работы студента в период практики, а также степень и уровень освоения студентом необходимых компетенций.
На соответствующих страницах дневника в обязательном порядке должны быть поставлены печати профильной организации – базы практики. При отсутствии печатей в дневнике практики отчет к защите не принимается, практика считается недействительной.
Дневник практики должен быть завизирован руководителем практики от профильной организации. Дневник представляется для проверки руководителю практики от Института, где он пишет рецензию в соответствующем разделе и проставляет итоговую оценку с учетом защиты отчета.
Отчет о прохождении учебной практики должен включать следующие элементы:
· Титульный лист.
· Содержание.
· Введение.
1. Общая характеристика организации как объекта управления
2. История организации.
3. Документационное обеспечение управления организацией
4. Основные показатели развития организации
5. Анализ состояния внутренних переменных организации
5.1. Миссия и цели организации
5.2.Организационно-правовые формы
5.3. Структура организации
5.4. Ресурсы организации:
5.5. Организационная культура
6. Анализ влияния внешней среды.
· Заключение
· Приложение (я).
Во введенииуказывается объект, предмет, цель, практики, ее база, сроки проведения, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя практики от профильной организации. Объем введения 1-2 страницы.
В п 1. дается общая характеристика организации как объекта управления (описание предприятия, его местонахождения, основных видов и масштабов деятельности, взаимодействия с государственным сектором экономики, конкурентных позиций в секторе). Описание в обязательном порядке сопровождается аналитическим материалом. После текстового материала заполняется таблица.
Общий объем раздела -2-3 стр.
Таблица 1.
Краткая характеристика организации
№ п/п | Показатели | Содержание и количественные характеристики |
1. | Полное и сокращенное название организации | |
2. | Организационно-правовая форма | |
3. | Почтовый адрес | |
4. | Дата создание организации | |
5. | Жизненный цикл организации (этап развития) | |
6. | Масштаб организации (крупная, средняя, маленькая) | |
7. | Виды деятельности, сегмент рынка | |
8. | Основные виды продукции и услуг с указанием годового объекта выпуска, нат. ед. | |
9. | Социальная значимость организации | |
10. | Выручка от реализации товаров и услуг, тыс.руб. в год | |
11. | Годовые объемы продаж | |
12. | Доля продаж на региональном (районном) рынке, в % | |
13. | Количество структурных подразделений (цехов, отделов, служб) | |
14. | Среднесписочная численность персонала | |
15. | Коды предприятия (статистика) |
Каждый пункт таблицы должен быть кратко прокомментирован в тексте.
В п. 2. история организации дается ее краткое описание, ключевые фигуры в ее развитии, воздействие организации на социальные явления, происходящие в обществе на протяжении ее существования.
Общий объем раздела – 1-2 страницы.
В п.3. документационное обеспечение управления организацией необходимо дать характеристику процедуры документооборота в организации и его соответствия принятым нормативам.
Необходимо определить количественное и качественное соответствие имеющихся документов в организации типовым на основе перечня и образцов обязательных организационных документов, определенного Трудовым кодексом РФ.
На примере одного процесса в организации описать процедуру документооборота с заполнением основных документов. (например прием сотрудника на работу).
Общий объем раздела – 3-4 страницы.
В п.4. основные показатели развития организации рекомендуется проанализировать такие показатели как: прибыль, выручка, себестоимость, производительность труда и т.д. (конкретные показатели студент уточняет у руководителя практики от института исходя из специфики деятельности организации).
Общий объем раздела – 3-4 страницы.
Таблица 2.
Основные показатели развития организации
Показатели | 20.. г. | 20.. г. |
Выручка от реализации продукции | ||
Полная себестоимость реализованной продукции | ||
Прибыль от реализации продукции | ||
Налог на прибыль | ||
Чистая прибыль | ||
Численность работающих |
*Основными источниками информации для проведения анализа деятельности предприятия являются документы финансовой отчетности: форма №1 "Бухгалтерский баланс"; форма №2 "Отчет о прибылях и убытках";
Рекомендуется так же (при наличии) проанализировать такие документы организации, как:
1. Стратегический план – стратегия развития организации на обозримое будущее (10-15 лет).
2. План развития организации на срок 1-5 лет – мероприятия, необходимые для создания новых поколений продуктов и услуг.
3. Тактические планы (ориентированы на мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары производятся и поступают на рынки и рассчитаны на более короткий период времени и разрабатываются в полном соответствии со стратегическими планами, в их развитии.)
Информацию о направлениях развития организации можно также получить посредством экспертного опроса руководителя организации или руководителей ее отдельных подразделений. В этом случае в приложении к отчету необходимо представить опросный лист, разработанный студентом, а результаты опроса обобщить и изложить в данном разделе.
Информация о развитии организации может быть представлена в диаграммах, графиках, сравнительных таблицах с соответствующим текстовым комментарием.
При анализе в п.5 - анализ состояния внутренних переменных организации рекомендуется его условно разбить на ряд подразделов:
5.1. Миссия и цели организации
Приведите формулировку миссииорганизации, официально принятую на предприятии, а также сопровождающие ее характеристики (целевые ориентиры, сфера деятельности организации, философия организации, возможности и способы осуществления деятельности организации). Далее проведите анализ целейорганизации (оперативные, тактические, стратегические).
Если по какой-либо причине эти элементы отсутствуют в организации,сформулируйте их сами.
*Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
Целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
Сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
Философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
Возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какая для этого имеется передовая техника.
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Формулирование стратегической цели – наиболее сложная задача, поскольку носит более глобальный характер и, как правило, затрагивает разные направления деятельности организации. При формировании стратегической цели часто используется так называемое дерево целей. Дерево целей позволяет сформулировать не только генеральную цель, т.е. не только определить желаемое состояние, к которому стремится организация при достижении стратегической цели, но и детализировать пути достижения генеральной цели.
Распространенные направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели:
• Прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.д.
• Положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
• Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производительности мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;
• Финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;
• Мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц, техники и т.п.;
• Разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение продуктов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;
• Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;
• Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей.
5.2.Организационно-правовые формы
Опишите организационно - правовую форму организации и ее изменения за период существования организации. Источником информации является Устав организации, а также иные документы, используемые в организации.
5.3. Структура организации
Опишите и проанализируйте структуру организации, представьте ее на схеме, определите тип организационной структуры управления, сделайте выводы о целесообразности ее применения.
5.4 Ресурсы организации Дать краткое описание следующим категориям:
Персоналдайте количественный и качественный анализ персонала организации (общее количество работников; соотношение мужчин и женщин, образование, стаж работы на данном предприятии, текучесть кадров, имеющиеся вакансии),перечислите управленческие технологии, которые используются в организации в управлении персоналом.
Маркетинг(перечислите процессы маркетинговой деятельности в организации и коротко опишите их.
Коммуникации и информациякоммуникации по нисходящей, по восходящей, коммуникации между подразделениями, Коммуникации типа: руководитель - рабочая группа, коммуникации между руководителями, неформальные коммуникации.
Оборудованиеобеспеченность подразделений оборудованием, степень изношенности оборудования.
5.4. Организационная культура
Проведите анализ основных характеристик организационной культуры:
• Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций);
• Внешний вид, одежда и представление себя на работе (униформа и спецодежда, деловой стиль, опрятность);
• Организация питания (наличие или отсутствие мест для приема пищи, люди приносят с собой пищу или посещают столовую, буфет, кафетерий, пищу привозят; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.):
• Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени);
• Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, опыту и знаниям, ранги протоколу, религии и гражданству; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);
• Ценности (как набор ориентировок в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу) и как эти ценности сохраняются;
• Процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание);
• Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек-машина»; индивидуальная и групповая работа; продвижение по работе).
• Стиль управления (преимущественно: авторитарный, демократический или либеральный).
При анализе в п 6. анализ влияния внешней среды - используйте метод SWOT- анализа.
SWOT-анализ (СВОТ анализ) — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории:
· 2 категории СВОТ (SWOT) анализа описывают предприятие изнутри- strengths (сильные стороны предприятия), weaknesses (слабые стороны предприятия);
· 2 другие категории СВОТ (SWOT) анализа описывают внешнюю среду для предприятия — opportunities (возможности для предприятия) и threats (угрозы для предприятия).
Поскольку SWOT (СВОТ) анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Рисунок 1 Матрица SWOT-анализа
Общий объем раздела – 6-9 страниц.
Заключение.В заключении требуется дать краткое обобщение основных результатов работы и сформулировать основные выводы и рекомендации по деятельности организации (1-2 стр.)
Объем заключения 1-2 страницы.
Приложение(я).В приложениях могут быть представлены основные документы организации, основные данные деятельности организации, собранные студентом, самостоятельно выполненные расчеты, анкеты, опросные листы, составленные студентом.
В списке использованных источниковнеобходимо указать законодательные и нормативные акты, внутренние документы предприятия, учебную литературу и периодические издания, Интернет-ресурсы используемые при написании отчета.
Требования к оформлению отчетной работы.
Общие требования.
Оформление работы проводится в соответствии с государственными стандартами, например: ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 2.105-95.
Отчетная работа должна быть написана грамотным литературным научным языком. Она должна быть представлена в печатаном виде. Текст отчетной работы должен соответствовать ее плану.
Общий объем отчетной работы должен составлять 8-15 страниц печатного текста. Текст работы набирается на компьютере (шрифт Times New Roman, 14) через 1,5 интервала на одной стороне листа белой бумаги (формат А4, 210 х 297), при соблюдении следующих размеров полей: левое поле — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм. Абзац должен быть одинаковым по всей работе (1,25).
Работа должна быть представлена руководителю практики от института в деканат в соответствии с методическими рекомендациями в папке (все листы должны ровно лежать) в формате Microsoft Word и в электронном виде на электронном носителе.