Тема 9. Государство в открытой экономике. Международная торговля и валютные отношения (ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9)
Сущность и особенности современного мирового хозяйства. Закрытая и открытая экономика. Международное разделение труда, международные экономические отношения и мировой воспроизводственный процесс.
Субъектная структура мирового хозяйства. Специализация, сравнительные преимущества и международная торговля. Рост производственных возможностей в рамках мирового экономического сообщества. Экономическая интеграция: сущность, этапы. Глобализация. Необходимость внешней торговли. Специфические черты мировой торговли.
Теории международной торговли. Взгляды меркантилистов и классиков политической экономии на мировую торговлю. Тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Демпинг. Компенсационные (антидемпинговые) пошлины. «Оптимальный тариф». Квоты на импорт и экспорт. Завышенные стандарты качества, бюрократические запреты и таможенные процедуры. Международная валютная система. Этапы формирования современной международной валютной системы: возникновение золотого стандарта, преобладание механизма регулируемых связанных валютных курсов, возникновение и развитие системы управляемых плавающих валютных курсов.
Общая характеристика валютного рынка. Международные валютные отношения. Спрос на иностранную валюту и ее предложение. Валютный курс как результат взаимодействия денежных требований и обязательств, выраженных в различных валютах и опосредующих международный обмен товаров. Фиксированный и плавающий курсы валюты. Девальвация, ревальвация. Валютная интервенция. Валютный коридор. Валютная политика ЦБ. Реальный валютный курс**. Паритет покупательной способности.
* вопросы на самостоятельное изучение
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа как вид учебной работы представляет собой способ организации познавательной деятельности студентов, предполагающий выполнение заданий в отсутствии преподавателя с минимальными ограничениями на время выполнения и использование вспомогательных материалов.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана изученного учебного материала; графическое изображение структуры прочитанного текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение карт и других материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.).
Перечень учебно-методического обеспечения СРС:
1 Рабочая тетрадь
2 Темы контрольных работ
3 Тестовые задания
4 Вопросы для самоконтроля знаний
5 Темы для самостоятельного изучения
6 Темы докладов, сообщений
7 Практические задания, в том числе: перечень тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики диспута, дебатов.
6. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
В соответствии с учебным планом направления 40.03.01 Юриспруденция процесс изучения дисциплины «Экономика» направлен на формирование следующих компетенций.
Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
Наименование компетенции | Код компетенции |
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области жилищного права, постановке цели и выбору путей ее достижения; - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач; – способен анализировать социально значимые явления и процессы. | ОК-3 ОК-4 ОК-8 ОК-9 |
Компетенция ОК-3 формируется также в процессе изучения дисциплин: Философия, Профессиональная этика, Политология, Социология, Логика, осваиваемых студентами одновременно с дисциплиной «Экономика».
Компетенция ОК-4 формируется также в процессе изучения дисциплин: Философия, Социология, Политология, Логика, осваиваемых студентами одновременно с дисциплиной «Экономика».
Компетенция ОК-8 формируется также в процессе изучения дисциплин : Политология, Социология, Логика, осваиваемых студентами одновременно с дисциплиной «Экономика».
Компетенция ОК-9 формируется также в процессе изучения дисциплин: Философия и Социология, осваиваемых студентами одновременно с дисциплиной «Экономика».