Конкуренция означает состязательность участников рынка, когда их действия позволяют ограничивать возможность каждого из них односторенное воздействовать на рынок.
Противоположностью конкуренции выступает монополия, когда действия узкого круга участников рынка позволяют ограничивать и препятствовать конкуренции на рынке.
Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена, поэтому на поддержание конкуренции и ограничение монополии и направлена политика антимонопольного законодательства.
Основные нормы антимонопольного регулирования экономики содержатся в федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", а также в нормативных актах Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Виды монополистической деятельности
Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке или нарушение установленных норм антимонопольного законодательства.
1.Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке аналогичных товаров, если доля его товаров превышает 50%.
Злоупотребление доминирующим положением проявляется в:
§ Изъятии товаров из обращения для создания дефицита
§ Навызывание контагенту невыходных условий договора, и включение в договор дискриминирующих условий и положений.
§ Создание препятствий для выхода на рынок других хозяйствующих субъектов
2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
Запрещаются и признаются недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашение ведут к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут относятся: установление цен, тарифов, скидок и надбавок, раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или кругу продавцов.
3. Акты, действия и согласованные действия органов власти, направленные на ограничение конкуренции.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Ценратральному банку РФ и государственным внебюджетным фондам запрещено осуществлять действия по ограничению или устранению конкуренции, такие как: введение ограничений на деятельность хозяйствующих субъетов в какой-либо сфере и установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или препятствие свободному перемещению товаров по территории РФ.
Формы недобросовестной конкуренции
1. Распространение ложных или искаженных сведений, способствующих причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
2. Введение потребителя в заблюждение относительно потребительских качеств товара, места и способа его изготовления.
3. Незаконное получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну.
Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом — Федеральной антимонопольной службой.
Предварительный контроль
Требуется согласие антимонопольного органа:
1. На создание, реорганизацию или слияние коммерческих организаций если при слиянии суммарная стоимость активов превысит 3 млрд.руб или суммарная выручка за прощедший год превышает 6 млрд.руб либо если одна из организаций включена в реестр.
2. На совершение сделок с акциями, имуществом или другими правами, если суммарная стоимость активов по группе лиц, приобретающих акции, права или имущество первышает 3 млрд.руб или если их суммарная выручка превышает 6 млрд.руб за последний год.
3. Приобретение лицом или группой лиц голосующих акций, если такое лицо или группа лиц получают право распоряжаться более чем 25% указанных акций.
Последующий контроль
Предусматривает направление в антимонопольный орган сведений при создании путем слияния коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка за календарный год, предшествующий слиянию превышает 200 млн.рублей.