Влияние последних экономических кризисов на развитие России.
В последнюю четверть века можно выделить четыре периода, в которых имел место экономический кризис в новейшей истории России. В данном параграфе охватывается период за последние 25 лет. На данный момент в нашей экономике можно наблюдать развитие нового экономического кризиса.
Далее, мы проанализируем, чем были вызваны кризисные явления в экономике страны в разное время, и какие последствия данные события имели для россиян.
Экономический кризис в России в начале 90-х гг.
Так как ранее, у СССР так и не получилось стать частью мировой экономики, указанный кризис по-прежнему обозначался именно внутренней проблематикой страны. Стоит отметить, что имело место быть качественное отличие. В новом кризисе, у реформаторов возникла необходимость реагировать уже на конкретные вызовы со стороны разваливающейся экономики. Обстановка ухудшилась до такой степени, что брежневская эпоха уже воспринималась почти как благоприятная для страны. Дефицит товаров стал всеобщим, и даже по экстренно введенным талонам зачастую нечего было дать потребителям.
Основным последствием августовского путча стало смещение государственно-политической власти, которая сосредотачивалась прежде в союзном центре, в республики и, в первую очередь, в Россию. Российский президент, правительство, Верховный Совет за нескольких дней получили власть, которой они добивались почти полтора года. Обозначилась проблема осуществления радикальных реформ. При наличии у радикалов общей идеологии реформ, у них отсутствовала четкая и обоснованная программа конкретных экономических и политических реформ. План экономических преобразований был обнародован только в конце октября 1991 г. С его обозначением выступил на Съезде народных депутатов России президент Б.Н. Ельцин. План состоял из нескольких конкретных направлений экономической политики России, которые составляли смысл реформы.
Первой крупной мерой стало разовое введение свободных цен с января 1992 г. — Это должно было определить рыночную стоимость товаров и ликвидировать товарный дефицит. Второй мерой стала либерализация торговли, следствием которой, должен был ускориться товарооборот, появиться инфраструктура по сбыту отечественной и импортной продукции. Третьей мерой стала приватизация жилья, госпредприятий, после которой, массы населения должны были превратиться в собственников.
Авторами изложенной Ельциным Программы радикальных реформ являлись ведущие министры нового российского правительства: экономисты-рыночники Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс. Смысл этой программы состоял в том, что она означала стремительный переход к рыночной экономике.
Главной антикризисной мерой было обеспечение макроэкономической сбалансированности. Изначально старались добиться хотя бы относительной сбалансированности, не отказываться от административного ценообразования, но высоко повышая их и одновременно изымая у населения часть сбережений с использованием денежной реформы. Ввиду осуществленных действий, достаточно быстро стало ясно, что высокая степень лоббизма сводит на нет практически все усилия: различные группы влияния выбивали из правительства денежные средства на выплаты разного рода антиинфляционных компенсаций, из-за чего, несбалансированность, таким образом по-прежнему сохранялась. Из-за этого, с 1992 г. Егор Гайдар перевел Россию на преимущественно рыночное ценообразование.
Главный теоретик российской “шокотерапии” вице-премьер правительства по экономическим вопросам Е.Т. Гайдар, считал, что классическая рыночная модель может быть внедрена в России без каких-либо тяжелых последствий для социальной сферы. Однако результаты оказались драматическими для россиян. Отпуск цен в январе 1992 г. привел к их увеличению не в 3 — 4 раза, а в 10 — 12 раз, в то время как зарплаты и пенсии выросли на 70 %. Сберегательные вклады населения правительство оказалось не в состоянии индексировать. Фактически за чертой бедности оказалась основная масса населения России. Реформа получила в народе название “грабительской”, породила острое недоверие к правительству и негативное в целом отношение к курсу реформ.
Главная проблема, обозначенная кризисом начала 90-х гг., оказалась таким образом, ликвидирована. Ценой резкого роста цен, сбалансированность макроэкономики, со временем оказалась восстановленной. В Магазинах произошло наполнение товаров. Основным итогом экономических преобразований Гайдара стало то, что сам факт прохождения страной кризиса, качественно поменял внутреннее устройство российской экономики. Огромное количество предприятий, которые не смогли работать в условиях рынка, фактически перестали существовать, уступив место разнообразным новым видам бизнеса.
Реформы Гайдара можно оценить, как успешные с той стороны, что они позволили решить основополагающую задачу, обозначенную в начале 90-х гг. Но не смотря на это, сложно сказать, что она была успешной в целом. Новые российские преобразования создали трудности, которые в итоге подвели страну к очередному экономическому кризису. Обеспечив относительную сбалансированность макроэкономики и создав основы новой структуры экономики, у реформаторов не вышло привить экономике стабильности цен и оставили после своего ухода сменяющему их правительству очень высокую инфляцию.
Дефолт 1998 года
Кризис 1998 года, который в основном называется «Дефолт», явился последствием проведенной внутренней экономической политики 92-98 годов и «азиатского» кризиса. Специалисты полагают, что главной причиной кризиса была нестабильная политическая обстановка, наблюдавшаяся в стране. Президент, вместе с правительством пытался сделать в стране рыночную экономику и свести к минимуму влияние государства на развитие бизнеса, между тем Госдума была направлена на тотальный контроль над финансовыми потоками.
Данный кризис явился результатом длительного отказа от кардинального решения проблем, вызванных преобразованиями начала 90-х гг. Высокая инфляция провоцировалась смягченной монетарной политикой. Учитывая высокие цены, общество соответственно требовало поддержки от государства, и государство поначалу пыталось «тушить пожар инфляции», заливая экономику все новыми и новыми деньгами.
Правительство пыталось вытащить с рынка давящие на него «лишние» деньги с помощью создания системы государственного долга.
Для того, чтобы сдержать инфляцию, снижался уровень денежной массы, который находился в обращении, не исполнялись финансовые обязательства перед бюджетными организациями, населению не выплачивалась заработная плата и пенсия, Вместе с тем, по-прежнему были высокие налоги. Большая часть предприятий в тот момент стала пользоваться бартерной формой оплаты труда.
Бюджеты, принимаемы думой, были не сбалансированы, в них расходы не покрывались бюджетом. Для устранения дисбаланса стали выпускать обязательства ГКО, по которым рос государственный долг. Из-за того, что предыдущие обязательства покрывались новыми, в 98 г. система ГКО стала своего рода пирамидой. Помимо этого, снялись запреты на вывоз капитала из страны.
Государственный дог, как внутренний, так и внешний, увеличивались, тем временем, как способность их возврата уменьшалась. Ближе к концу 97 г., началось падение фондового рынка, увеличились резко ставки по государственным обязательствам и кредитам.
Правительство старалось взять дополнительные займы от МВФ и Всемирного Банка.
Цены на сырье так же значительно упали, а в Юго-Восточной Азии разразился серьезный финансовый кризис. В результате 17 августа 1998 года произошел технический дефолте по государственным облигациям РФ. Политика направленная на сдерживание курса рубля в узком коридоре оказалась несостоятельной, и на смену пришел плавающий валютный курс. За полгода, рубль подешевел к доллару с 6 до 22 рублей.
Спецификой этого кризиса стало то, что впервые в своей новейшей истории Россия «стала жертвой» процессов, происходящих в мировой экономике. Российские власти в тот момент не приняли во внимание возможность иррационального панического бегства капиталов, спровоцированного событиями в Индонезии, Таиланде, Южной Корее, которые, казалось бы, совершенно не связанны с российскими событиями. Власти надеялись, что им удастся постепенно навести порядок в финансовой и монетарной политике, но не учли, что паника, порожденная событиями на азиатских рынках, оставила им для этого слишком мало времени.
Далее, проведенная антикризисная мера - девальвация резко повысила конкурентоспособность российских предприятий, поскольку приобретать в несколько раз подорожавшие импортные товары основной массе потребителей стало совершенно не по карману. Рост конкурентоспособности обеспечил начало длительного периода экономического роста, что, в свою очередь, привело к преодолению дефицитности бюджета. Правительство стало успешно собирать налоги и отказалось от практики постоянных заимствований на финансовом рынке.
Некомпетентное принятие экономических решений и политическая борьба, стали причиной тяжелейшего кризиса. В принудительном порядке были сокращены темпы инфляции, но производство оказалось в упадочном состоянии. Инвесторы стали сторониться Российского рынка, что спровоцировало вывоз капитала из-за неблагоприятного инвестиционного фона.
В последствии всех перечисленных потрясений, уровень жизни населения значительно упал, а инфляция превратилась в галопирующую. На долгие годы появилось отсутствие доверия населения и инвесторов к государству нашей страны и банковской системе в целом. Многие банки и предприятия разорились, а население потеряло все свои сбережения.
Следует отметить, что на тот момент, в мире, еще никогда ни одно государство не объявляло дефолт по внутреннему долгу в национальной валюте. В таких случаях было принято физически увеличивать объем денежной массы и таким образом погашать обязательства.
Можно отметить несколько положительных моментов в произошедшем кризисе:
ü увеличение конкурентоспособности предприятий;
ü экспорт стал более эффективным;
ü произошло общее укрепление экономики и денежной системы;
ü смягчилось монетарное регулирование, объем денежной массы в стане больше не ограничивался;
ü увеличилась бюджетная дисциплина.
Все это способствовало к стабилизации финансовой ситуации.
Кризис 2008-09 гг.
На первый взгляд, кризис 98 г., похож на 2008-2009 г. экономический кризис. Так же, экономика попала в зависимость от процессов, которые начали происходить на мировом рынке. Так же, под влиянием этих процессов, происходил активный отток капиталов, что стало причиной существенного ослабления рубля. Кроме того, ослабление национальной валюты спровоцировало глубокие проблемы в социальной сфере, из-за того, что снизилась платежеспособность населения.
Не смотря на это, аналогия между кризисами 98 и 2008 г. весьма условна.
С каждым новым кризисом, Россия все глубже становится частью мирового хозяйства и все больше переносит на себя проблемы мировой экономики, чем страдает из-за своих.
В 98 г., в отличие от 2008 г., российские проблемы были полностью порождены ошибочной макроэкономической политикой, осуществлявшейся в предшествующей период. В то время, связь нашей экономики с мировой не была еще в 98 г. столь сильной, чтобы вызвать кризис в любом случае.
В 2008-2009 г. Несколько иная ситуация. На протяжении последних лет правительство не накапливало долга, как в середине 90-х гг. Соответственно, тогда не происходило панического сброса государственных ценных бумаг. Бегство капитала осуществлялось по иным каналам. Инвесторы продавали бумаги корпораций, вкладчики изымали свои средства из коммерческих банков. При этом рубли переводились в доллары и в евро. Кроме того, крупные заемщики, такие как «Газпром», «Роснефть» и другие компании, вынуждены были расплачиваться по долгам прошлых лет с зарубежными кредиторами, и это также приводило к оттоку капитала из России.
Поскольку российское «процветание» последних лет полностью определялось благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей, кризис стал неизбежным следствием объективного изменения этой самой конъюнктуры.
Кризис 2008 года в России явился последствием мирового финансового кризиса. Стоит отметить, что на экономике России, американский кредитный обвал оказал более сильное влияние, чем в развитых странах, из-за того, что мы зависим от нефти, которая снизилась на тогда до 40 долларов за баррель, некомпетентных решений правительства и политики по отношению к Грузии.
Эксперты полагают, что снижение уровня экономического развития началось с мая 2008 года, в момент, когда наблюдалось отсутствие роста российских фондовых индексов. Вслед за этим случился крах рынка. Негативная тенденция инвестиционного климата в экономике, была отмечена после атаки на компанию «Мечел», выступлений власти против зарубежного и отечественного бизнеса и политики в Грузии. Во время грузинского конфликта, российская фондовая биржа претерпела сильнейшее падение за последнее десятилетие.
Война в Грузии вынудила инвесторов к оттоку из России, а общая волатильность мировых фондовых рынков и падение стоимости нефти, ухудшили ситуацию. Существенный внешний долг российских предприятий и отсутствие возможности получить доступ к западным кредитам стали катализатором того, что большое число организаций обращалось за помощью к правительству. Увеличилась безработица, национальная валюта попала под девальвацию.
С начала 2009 года становилось ясно, что нашу экономику ожидает вторая волна проблем, связанная с не возвратом кредитов и снижением цен на нефть. Основываясь на данных журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль 2009 года количество российских долларовых миллиардеров сократилось со 110 до 32 человек.
В декабре 2009 года правительство объявило о завершении активной фазы кризиса. Индекс потребительских цен в 2009 году увеличился на 8,8% — это был один из самых низких показателей инфляции за всю новейшую историю страны. Падение ВВП в 2009 году составило 7,9%, что стало наихудшим уровнем по этому показателю, среди стран «восьмерки».
В марте 2010 года Forbes отметил, что число долларовых миллиардеров снова возросло в два раза и составило 62. Ситуация улучшилась с увеличением цен на нефть и с тем, что ситуация на фондовых рынках стабилизировалась.
Экономика 2014-2015 годов
Есть точка зрения, что российская экономика так и не вышла из кризиса 2008-2009 годов. Проблемы внутри структуры экономики накапливались, и в определенный момент должны были вырваться наружу. Начиная с 2013 года, начало наблюдаться замедление экономики, в следствии внешней политики руководства страны произошло обострение ситуации и последовал финансовый спад.
Главной статьей дохода, в нашей стране, по-прежнему является продажа энергоносителей, что касается производства, то оно находится на второстепенном уровне. Проблемы 2015 года осложнились тем, что цена нефти начала резкое снижение, дойдя в конце года до отметки ниже 36,2 долларов за баррель. Формировав бюджет на 2015 год, правительство закладывало цену в 50 доллара за баррель, и подобное резкое снижение стоимости пагубно сказалось на финансовом состоянии нашей экономики.
Одним из немаловажных факторов, приблизившим нас к экономическим проблемам, стала, проведенная аннексия Крыма и столкновение интересов с Украиной. В результате действий российских властей, страны Европы, Канада, Япония, Новая Зеландия, Австралия и США ввели экономические санкции против ряда компаний, кредитных организаций и частных лиц. Финансовая блокировка и ограничение доступа к международному капиталу подвели многие компании и банки к трудной ситуации, фактически, они стали существовать на грани выживания.
В ответ на западные санкции, российское правительство осуществило мораторий на ввоз некоторых видов продукции из-за границы, что спровоцировало еще большую панику среди населения и ухудшило ситуацию в экономике.
Из-за внешнеполитических действий и санкциям в ответ, произошел резкий отток капитала. Девальвирующаяся национальная валюта и увеличивающаяся инфляция, спровоцировали панику среди населения, которое немедленно кинулось скупать валюту.
Политика ЦБ способствовала росту цен. Увеличение ключевой ставки в декабре 2014 года с 9,5% до 17% привело к обвалу валютного рынка, в следствии чего, американский доллар и евро достигли значений исторических максимумов. Помимо этого, увеличение ставки стало причиной увеличения стоимости кредитов. Все мировые институты прогнозировали России кризис 2015 года. По их мнению, в 2016 году сокращение экономики вырастет еще на 1%.
Несмотря на трудности прошлых кризисов, к ним Россия подходила куда более подготовленной, а внешние обстоятельства куда лучше способствовали выходу из кризиса.
Самая очевидная особенность кризиса 2015 года – фон, на котором он начался. В прежних случаях кризис настигал экономику России на этапе резкого подъема.
Напротив, в 2012–2014 годах экономика показывала устойчивое падение темпов, добиваемая ростом госрасходов, налогов. 3,4% роста в 2012 году, ВВП - 1,3% – в 2013-м и 0,6% – в 2014-м: таков был путь вхождения в нынешний кризис, и это значит, что (в отличие от прежних) он должен быть намного более длительным.
Оба предшествовавших кризиса имели также сильное внешнее «наполнение». Буря на фондовых и валютных рынках в Азии осенью 1997 года была очевидным провозвестником российских проблем. В 2008 году «связка» нашего кризиса с глобальной финансовой катастрофой была тем более очевидной. Сейчас экономика развитых стран набирает темп, фондовые рынки штурмуют рекорды, центральные банки задумываются о повышении ставок.
Это означает, что очередные сложности в глобальной экономике могут проявиться ближе к 2017–2019 годам, а значит, остальной мир никак не сможет поспособствовать российскому подъему, если таковой начнется через три-четыре года. Кризис 2015 года является сугубо российским по своим причинам и масштабам.