Тема 4. Сегментация рынка.
Маркетинг
Программа и методические материалы к курсу.
Цель курса - усвоение студентами основных закономерностей, принципов и методов маркетинга как академической научной дисциплины и получение на этой основе специальных знаний, необходимых для практической экономической деятельности. Курс ориентирован на формирование у студентов системного представления о роли, задачах, формах и методах управленческой деятельности в сфере маркетинга, а также на развитие навыков и умений в данной области.
Результатом изучения дисциплины должно стать
· знание определений маркетинга и его основных понятий; факторов маркетинговой среды и их классификации; состава и содержания комплекса маркетинга; методов, алгоритмов и инструментов маркетинговых исследований; вариантов организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии;
· овладение методами принятия маркетинговых управленческих решений, сегментирования рынка и позиционирования товара, организации коммуникационных отношений предприятия;
· умение разработать план маркетинга.
Методы проведения аудиторных занятий: лекции.
Формы самостоятельной работы: подготовка докладов, рефератов, анализ литературы, анализ конкретных ситуаций, решение задач, написание контрольных работ.
Программа курса.
Тема 1. Сущность и социально-экономические основы маркетинга.
Понятие маркетинга. Множественность определений маркетинга. Эволюция маркетинга как науки. Основные категории маркетинга: нужда, потребность, спрос, сделка, обмен. Степень развитости рыночных отношений и маркетинг. Основные цели, задачи и принципы маркетингового управления на различных уровнях.
Маркетинговая среда организации. Микросреда. Макросреда. Главные задачи маркетинга. Основные фазы процесса маркетинга Принципы маркетинга. Виды маркетинга: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный, комплексный, коммуникативный. Типы маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий. Эволюция концепции маркетинга. Область макромаркетинга. Социально-этический маркетинг. Маркетинг взаимодействия.
Маркетинговые функции. Комплекс маркетинга. Маркетинг-менеджмент.
Тема 2. Маркетинговые исследования.
Определение маркетингового исследования. Задачи маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований: кабинетное, полевое, конъюнктурное, имитационное. Схема планирования маркетинговых исследований. Определение проблемы исследования. Разработка концепции маркетингового исследования. Формулирование гипотезы исследования. Этапы маркетингового исследования.
Методы получения и обработки маркетинговой информации. Внутренние и внешние источники информации для вторичных исследований. Основные методы получения первичных данных – опрос, наблюдение, эксперимент и панель. Методы прогнозирования маркетинговой деятельности и эффективность их применения.
Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований.
Тема 3. Исследование поведения потребителей.
Типология потребительского поведения. Потребительские классы. Анализ различных моделей поведения потребителей. Выделение основных этапов процесса принятия решения потребителем о покупке товара или услуги. Факторы, влияющие на поведение потребителей. Психологические переменные и условия совершения покупки.
Промышленные рынки и поведение покупателей на таких рынках.
Тема 4. Сегментация рынка.
Сегментация рынка как ориентация на известного потребителя. Условия и возможности, необходимые для проведения рыночной сегментации. Процесс рыночной сегментации. Виды сегментации рынка. Типы и критерии сегментации. Методы сегментации рынка. Условия успешной сегментации. Алгоритм проведения рыночной сегментации. Позиционирование. Диагностика конкурентной среды.