Ценка стоимости прав интеллектуальной собственности
Профессионально оценить объекты ИС не менее важно, чем раскрыть потенциал нематериальных активов и технологию управления ими, для руководителей предприятий. Для этого надо решить две задачи.
Первая задача– это безошибочное определение нематериальных активов и грамотная постановка их на баланс предприятия.
Вторая задача – это управление этими объектами, то есть введение их в хозяйственный оборот и коммерческое использование. Процесс вовлечения объектов ИС в коммерческий и хозяйственный оборот предполагает предварительную оценку их стоимости.
Хотя уже существуют хорошо обоснованные методики оценки прав ИС, в наши дни она считается либо слишком субъективной, либо не понятной для большинства людей. Однако ИС является одним из видов собственности или активов, столь же ценным (или даже более ценным) чем физическая или реальная собственность, хотя подобно знаниям она является неосязаемой и имеет виртуальный характер. Ценность активов ИС в сравнении с материальными активами возросла в связи с важностью творческого труда для современной экономики в качестве бизнес-активов, обеспечивающих гарантию для участия в долевом капитале предприятия.
Руководителям предприятий важно учитывать этот момент в процессе поиска финансовой помощи в частности, и при разработке своей деловой стратегии и бизнес-плана - в целом.
Необходимость стоимостной оценки прав на объекты ИС возникает не только при продаже отдельных изобретений, товарных знаков, промышленных образцов, ноу-хау, объектов авторского права, предоставлении лицензий на ИС, но и в случае оценки бренда и бизнеса предприятия в целом. В зависимости от сферы производства стоимость нематериальных активов, в том числе ИС, действующего предприятия может достигать значений 30 - 50% от стоимости основных фондов.
Оценка ИС представляет собой достаточно сложный процесс, связанный с необходимостью всестороннего анализа множества факторов, влияющих на конечный результат. Сложность оценки ИС связана с проблемой правильного выбора вида оцениваемой стоимости и метода ее оценки применительно к конкретной ситуации, а также с трудностями сбора достоверной информации, как об аналогичных сделках, так и о конкретном партнере по сделке, будущем доходе от приобретения ИС и других факторах, влияющих на оценку стоимости. Чем выше потенциальная стоимость ИС, тем сложнее ее оценить и тем выше профессиональные требования к специалистам, проводящим оценку.
В условиях новых рыночных отношений формируется и национальный рынок ИС. За последние годы для разных потребностей выполнено тысячи расчетов по оценке прав на объекты ИС, а именно для:
- постановки на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов;
- уступки прав (купля-продажа);
- передачи прав на использование объекта ИС на лицензионной основе;
- приватизации объектов государственной собственности;
- ликвидации предприятия;
- залога объектов ИС;
- создания объектов ИС;
- страхования объектов ИС;
- внесения стоимости объектов ИС в уставный фонд субъектов хозяйственной деятельности;
- раздела, наследства, дарения или бесплатной передачи объектов ИС;
- определения части имущественных прав;
- определения стартовой стоимости для конкурентов, аукционеров и торгов;
- начисления налога, пошлины, сборов;
- решения имущественных прав;
- возмещения ущерба;
- оценки стоимости предприятия;
- экспертизы инновационных продуктов и т.п.
Что может быть объектам оценки ИС
- права на объекты ИС, которые охраняются патентами и свидетельствами;
- объекты авторского права и смежных прав;
- права на ноу-хау, подтвержденные документами предприятия;
- конструкторская, технологическая, проектная, экономическая, юридическая и другая документация, предназначенная для использования на производстве и для реализации товаров и услуг;
- другие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и производственных работ;
- права, которые охраняются лицензионными, авторскими или другими договорами на приобретение прав на объекты ИС, заключенными в порядке, установленном законодательством. Для примера приведем стоимости торговых марок десяти ведущих фирм мира.