Почему либертарную концепцию можно считать современной концепцией права?
Либертарная теория есть продукт европейской правовой культуры на определенной стадии ее развития.
В ее основе лежит принцип формального равенства.
По мнению В.С.Нерсесянца, право выражает свободу людей именно потому, что говорит и действует языком и мерами равенства. В этом смысле, резюмируя суть своего подхода к праву, он использует также формулу «Право – математика свободы»[1].
Сторонники либертарной концепции правопонимания исходят из того, что в современном государстве право выражено именно в законе. Здесь важно подчеркнуть, что они отнюдь не противопоставляют право и закон, право и государство (в чем так любят упрекать их представители легистского направления в праве).
Либертарное правопонимание может стать логически последовательной концептуальной основой для соединения различных типов правопонимания. Выработанный в рамках этой концепции критерий правового начала (принцип формального равенства) – это и будет новый принцип, на основе которого можно диалектически «снять» противоречия между различными подходами к правопониманию и объединить их познавательные потенциалы, которые, несомненно, востребованы современной социально-правовой практикой
Единственным ограничением сферы возможного применения либертарной теории в современном мире является распространением в нем права европейского (буржуазного) типа. Поскольку, по выражению самого Нерсесянца, его концепция права может фукционировать только в рамках европейкой модели права. Восточные концепции зачастую просто не предусматривают наличия описанных в Либертарной теории принциов.
Ваха: Либертарная теория ставит перед правовой политикой задачу формулирования непреложных правовых императивов (требований и ограничений), которым должно следовать государство при реализации своих задач и функций. Иными словами, с позиции либертаристов, правовая политика - это правовое ограничение государственной политики.
В.С. Нерсесянц прямо пишет, что его либертарная теория свободна от антагонизма между легизмом и юснатурализмом, отвергает как легистское сведение права к закону, так и разделение права на естественное и позитивное. Она признает и учитывает лишь познавательно значимые положения и позитивистских, и естественно-правовых учений о праве и закон
Вывод:
На сегодняшний день либертарная теория права - это сильное оружие для борьбы с легистским правопониманием, с тоталитарными режимами, со всеми теми, кто трактует право как "законную" возможность попирать права и свободы человека. Само слово "свобода" является ценностно нагруженным словом, рядом с которым нейтральная и бесцветная "возможность выбора того или иного варианта поведения" выглядит как Золушка, оставшаяся после бала без шикарного наряда. Но ценностная составляющая права нуждается в антропологическом и онтологическом основании, и здесь есть возможность саму идею правового равенства и свободы интерпретировать как идею коммуникативную, вытекающую из соотнесенности поведения участников правового общения с имплицитными предпосылками этого общения. В этом случае и равенство, и свобода, и справедливость получают онтологический смысл через идею коммуникации.
Список источников:
1. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.: 1967.
2. Лапаева В.В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала//Законодательство и экономика. 2006. № 4.
3. Лапаева В.В. Современные подходы к формированию концепции правового разивтия России (с позиций либертарного правопонимания)//Право и политика. 2006. № 10.
4. Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. – М.: 2000.
5. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву: от социализма к цивилизму. – М.: 1992.
6. Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия. Цивилизм как национальная идея//Независимая газета. 1995. 1 декабря.
7. Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. – М.: 1996.
8. Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема. – М.: 1973.
9. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция//Вопросы философии. 2002. № 3.
10. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М.: 1998.
11. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. – М.: 2003.
12. Четвернин В.А. Российская конституционная концепция правопонимания//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2004. № 4.
[1] Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. – М.: 1996.