Типовые решения по организации севооборотов 3 страница
В понятие земельной собственности входят и сервитуты. Сер-витуты (обременения) — это частичные права на чужую земельную собственность, которые устанавливаются не в интересах земельного собственника, а исходя из особенностей местоположе-
ния принадлежащего ему участка. Существуют частные и публичные сервитута. К публичным сервитутам относятся:
право проезда, прохода, водопоя и прогона скота;
право пользования источникам для орошения;
право осуществления промыслов на чужой земле (охоты, рыболовства, рубки леса и др.);
право эксплуатации сооружений в зонах магистральных трубопроводов, дорог, линий электропередач;
право использования чужих угодий (например, леса для пастьбы скота, сенокосов, залежей строительных материалов — песка, гравия, глины).
Учитывая, что сервитута представляют определенные неудобства для земельных собственников, при землеустройстве стремятся свести их к минимуму. Например, во избежание обременительного для собственника права проезда через его территорию каждый создаваемый участок обязательно обеспечивается дорогой, имеющей связь с существующей земельной сетью, а для предотвращения дробления участков дороги располагают по их границам.
Поскольку при любом праве на землю участки должны обладать определенными границами, иметь конкретную площадь и местоположение, землеустройство является основным механизмом формирования и перераспределения земельной собственности. Система действий по образованию и переделу земельной собственности, осуществляемых при землеустройстве, показана на рис. 1.
Большое значение для землеустройства имеют способы приобретения земельной собственности. Первоначально она возникала путем свободного захвата участков в ходе расселения людей по территории, перераспределялась в период образования государств, во время войн, разрешения территориальных споров, а впоследствии распределялась между землевладельцами и землепользователями, исходя из задач существующего способа производства.
Основными путями приобретения или прекращения права земельной собственности в массовом масштабе являются конфискация, экспроприация, приватизация, национализация, коллективизация, реституция, реквизиция.
При конфискации земельный участок изымается безвозмездно независимо от воли землевладельца по политическим мотивам, в наказание за совершенное преступление или по другим причинам. Например, Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 8 ноября 1917 г., частная собственность на землю в России отменялась. Вся земля — государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская — отчуждалась безвозмездно, обращалась во всенародное достояние и переходила в пользование всех трудящихся на ней. Помещичьи, удельные, монастырские и другие нетрудовые земли также подлежали конфискации.
Экспроприацией называется принудительное отчуждение земель за определенное справедливое вознаграждение для государственных или общественных надобностей (для строительства автомагистралей, железных дорог, объектов промышленности и т.д.). Иногда вместо термина «экспроприация» используют равнозначный термин «реквизиция».
В процессе приватизации земельные участки, находящиеся в государственной или коллективной собственности, разделяются и закрепляются за частными землевладельцами. В ходе национализации, наоборот, земля передается в собственность народа или государства как представителя общественных интересов.
При коллективизации земли также могут объединяться, переходя в коллективную или государственную собственность. Другими словами, юридически переход права собственности на землю всегда связан с изъятием и предоставлением земельных участков.
Реквизиция — это временное изъятие земельного участка у собственника при наличии обстоятельств, носящих чрезвычайный характер (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и др.), уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.
Реституцией называется восстановление земель в прежнем правовом и имущественном отношении, то есть возвращение земельной собственности прежним законным владельцам. Например, в процессе земельных реформ в республиках Прибалтики, на территории Восточной Германии (бывшей ГДР), в ряде других стран в 1992—1999 гг. были осуществлены меры по передаче земель бывшим собственникам (или их наследникам), потерявшим их в 40-е годы и доказавшим свои права на землю.
Коренные изменения в земельной собственности и связанное с ними перераспределение земель обычно осуществляются в ходе земельных реформ.
Земельные реформы всегда регулируются государством и осуществляются под его контролем. Они представляют собой концентрированное выражение земельной политики государства и обеспечиваются соответствующими правовыми, экономическими, техническими, организационными мерами.
Коренное преобразование земельных отношений — центральное звено любой земельной реформы. Такие реформы имеют долгосрочные последствия и существенно влияют на уровень благосостояния народа. Поэтому, прежде чем начинать земельную реформу, необходимо глубоко изучить опыт различных государств на различных исторических этапах их развития, с тем чтобы выявить соответствующие закономерности и учесть возможные последствия. Особенно важно это для России, где большая земель-
ная территория, сложные природные условия сочетаются с разнообразием национальных традиций и социально-экономических факторов земельного строя.
Анализ результатов земельных реформ в других странах может внести существенные коррективы в характер аграрных преобразований, определить перспективные формы землевладения и землепользования, организации сельскохозяйственного производства, положительные и отрицательные стороны реформирования земельных отношений.
2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
За несколько последних десятилетий во всех странах Латинской Америки были проведены земельные реформы, масштабы и трудности осуществления которых определялись различными факторами. Основные из них следующие:
характер политического режима, устойчивость политической власти, степень влияния внешней политики США и СССР;
исходное состояние земельных отношений, включая формы собственности на землю, землевладения и землепользования;
площади используемых земель, их плодородие, размещение, потенциальные резервы вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот;
численность населения, традиционный уклад жизни, доля крестьян, их социальная активность и землеобеспеченность.
Говоря о политическом аспекте земельных реформ, следует отметить три варианта их осуществления: в результате гражданских войн, военных переворотов и обычных законодательных действий. Так, в Мексике и Боливии реформы начались после гражданских войн, в Перу их провело военное правительство, а в Чили и Коста-Рике — законодательная власть. Идеологическая направленность земельных реформ в странах, ориентировавшихся на США и Западную Европу, предполагала безальтернативную идею семейной фермы как основного производителя продукции сельского хозяйства. В странах, находившихся ранее под влиянием СССР, приоритетными направлениями считались сельскохозяйственные кооперативы и другие формы коллективного хозяйства.
Традиционные земельные отношения в странах Латинской Америки базировались на господстве крупной земельной собственности. Например, в Колумбии 4 % лендлордов до сих пор контролируют 43 % сельскохозяйственных угодий, в то время как 66 % крестьян полностью или почти полностью безземельны. Даже после осуществления земельной реформы в Сальвадоре 1 % землевладельцев контролирует 41 % угодий, а 60 % крестьян практически не имеют земли. Примерно 88 % всех ферм в Гватемале размещаются на 16 % обрабатываемых земель. В то же время фер-
мы размером 450 га и более (около 1 % всех ферм) занимают около 34 % всех пахотных земель страны.
В Бразилии мелкие фермы размером до 50 га занимают 12% всей земельной площади, однако они производят 50 % всей сельскохозяйственной продукции. В них занято около 70 % трудовых ресурсов аграрного сектора.
В странах с высокой землеобеспеченностью земельные реформы не представляли большой важности. Например, в Аргентине на душу населения приходится относительно много земли, причем крестьяне в основном проживают в районах с наиболее плодородными почвами. Напротив, в Перу, где ощущается нехватка пригодных для сельскохозяйственного использования земель, лучшие из них еще в колониальные времена были монополизированы землевладельческой элитой, масса крестьян страдала от безработицы, что обусловливало его дискриминацию и бедность.
Земельные реформы в странах Латинской Америки проводились с целью:
наделения крестьян землей, ослабления благодаря этому социальной напряженности между крупными землевладельцами и основной массой населения;
обеспечения роста экономики, увеличения сельскохозяйственного производства как для внутренних потребностей, так и на экспорт, в том числе за счет освоения, «колонизации» новых земель.
Образование новых форм землевладения и землепользования привело к повышению занятости трудоспособного населения. Вместе с тем нередко политические аспекты явно превалировали над экономическими. Так, например, в Сальвадоре и Никарагуа земельные реформы проходили с переменным успехом и определялись ходом гражданской войны.
В процессе реформирования земельного строя использовались следующие методы:
национализация земли с последующей передачей ее крестьянам, образованием государственных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов (Куба, 1959—1981 гг.; Никарагуа, 1979—1983 гг.);
«колонизация» земель — создание преимущественно семейных ферм на пограничных территориях, на неиспользуемых или выкупленных государством у частных лиц землях (Бразилия, 1964— 1969 гг.; Аргентина, 1940-1968 гг.);
частичная экспроприация или выкуп земель, образование на них новых семейных ферм или сельскохозяйственных производственных кооперативов (Боливия, 1953—1975 гг.; Гватемала, 1954—1969 гг.).
Во всех случаях наиболее остро стоял вопрос о способах передачи земель, а также о преимуществах или недостатках мелких семейных ферм и более крупных производственных кооперативов.
Так, например, в Чили, Перу, Доминиканской Республике, отчасти в Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа, Панаме и прибрежных районах Эквадора сразу же после земельной реформы были созда-
ны производственные кооперативы, базирующиеся в основном на коллективной собственности на средства производства и разделе доходов в конце года пропорционально количеству отработанных в хозяйстве дней.
В Колумбии, Венесуэле, Парагвае (после 1964 г.), в Боливии, Коста-Рике и ряде других стран в результате земельных реформ возникали прежде всего новые семейные фермы. Основные результаты проведения реформ и площадь земель, охваченных переделом, показаны в табл. 3.
меде НИ.
Производственные кооперативы в Латинской Америке не выдержали испытания временем. В 1980-х годах страны региона одна за другой отказывались от такого способа сельскохозяйственного производства и переходили к индивидуальному фермерству (табл. 4).
Даже в Никарагуа идея государственных ферм и производственных кооперативов была поддержана только там, где выращивались экспортные культуры.
В пореформенный период никарагуанские крестьяне явно стали склоняться к созданию своих собственных ферм, а государственные сельскохозяйственные предприятия были сильно ослаблены в ходе войны. Производственные кооперативы, первоначально созданные в Сальвадоре в ходе аграрной реформы, в последующем также стали дробиться.
Переход к индивидуальному фермерству был обусловлен рядом причин:
правые правительства искали поддержку крестьян, поэтому всячески поощряли раздел земель государственных и кооперативных структур;
для налаживания производства кооперативам нужны были крупные кредиты и высококвалифицированные специалисты (экономисты, менеджеры, бухгалтеры), которые практически отсутствовали;
с получением земли крестьяне были заинтересованы в освобождении от опеки различных инстанций и обретении самостоятельности;
при распределении доходов в кооперативах почти всегда имела место уравниловка, оплата труда практически не дифференцировалась в зависимости от его количества и качества;
наиболее деятельные крестьяне были заинтересованы в получении земли в собственность, чтобы свободно распоряжаться ею, передавать по наследству и осуществлять другие операции. Кроме того, большинство крестьян предпочитали свободу выбора различных форм землевладения и землепользования;
эффективность мелкого крестьянского хозяйства выше в условиях преобладания ручного труда, отсутствия кредитов и материально-технической поддержки.
Следует, однако, отметить, что при наделении крестьян землей, в особенности в условиях крайней их бедности, определенная степень производственной кооперации является абсолютно необходимой. В дальнейшем, когда доходы крестьян возрастают, производственная кооперация может заменяться обслуживающей и маркетинговой. Кроме того, при правильной организации и оплате труда, стимулировании экономических интересов производителей крупные коллективные предприятия за счет применения системы машин и прогрессивных технологий получают большие преимущества по сравнению с мелкими.
Анализ земельных реформ в странах Латинской Америки позволяет сделать следующие выводы:
земельные реформы в данном регионе в основном определялись политическими мотивами;
эти реформы имели успех, когда обеспечивались не только политической, но и экономической поддержкой государства;
при организации различных форм землевладения и землепользования важное значение имеет свобода их выбора;
наиболее эффективными для условий региона с производственной точки зрения оказались семейные фермы (индивидуальные крестьянские хозяйства).
3. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ИНДИИ
К началу XX в. в результате колониальной политики европейских держав страны Южной и Восточной Азии представляли собой феодальные общества с преимущественно аграрной экономикой, замедленным развитием и преобладанием помещичьего землевладения. После освобождения от колониальной зависимости необходимость развития промышленности и роста производительности сельского хозяйства потребовала коренных преобразований в экономике, проведения радикальных земельных и аграрных реформ.
Земельные преобразования в основном осуществлялись по двум альтернативным направлениям:
развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, основанных на частной собственности на землю, аренде земель, переходе к сельскохозяйственным предприятиям капиталистического типа (Индия, Южная Корея, Пакистан и др.);
переход к коллективным формам ведения сельского хозяйства, развитие кооперации и социалистических производственных отношений (Монголия, Китай, Вьетнам, Северная Корея).
При проведении земельных реформ использовались различные методы: национализация, экспроприация земель, регулирование землевладения и землепользования законодательными и экономическими средствами (кредитование, субсидирование, налогообложение). Наиболее сложными, многообразными и в то же время характерными для стран региона путями шли реформы в Индии и Китае.
Индия — одно из крупнейших государств мира; площадь сельскохозяйственных угодий здесь составляет 181 млн га, в том числе 166 млн га пашни (чуть более 0,2 га на одного жителя); 70 % экономически активного населения занято в сельском хозяйстве. Страна является крупнейшим экспортером чая, арахиса, джута, сахарного тростника, хлопка и клещевины, поставляет также каучук, кофе, пряности. Аграрная структура и земельные отношения до середины XX в. находились под сильным воздействием традиционной кастовой системы (более 3,5 тыс. каст и подкаст). Преобладали формы землепользования и виды прав на землю, сложившиеся еще во времена монгольской династии и на первом этапе британского колониального правления.
Обширными территориями владели помещики (заминдары) на праве «хасс» (близком к частной собственности). Им же была передана часть крестьянских земель, с которых они собирали арендную
плату. Из этих поступлений заминдары ежегодно выплачивали государству заранее назначенную сумму в виде земельного налога.
Некоторые виды прав на землю предоставлялись феодальной знати в качестве вознаграждения за особые заслуги перед государством (военные, экономические, управленческие). К ним относились, в частности, инамы — земли, налог с которых собирался в пользу данного лица (позже они были включены в право собственности на землю), а также джагиры — землевладения, частично или полностью освобожденные от уплаты земельного налога.
Определенная часть земель находилась в непосредственном владении крестьян, которые обрабатывали ее и платили земельный налог правительству. Значительные территории (в основном на севере и северо-востоке страны) находились под контролем сельской общины; отдельные участки передавались в пользование ее членам (жителям данной деревни) для обработки. Землевладелец оставался хозяином земли, пока продолжал жить в деревне. Если он уезжал, его участок возвращался общине, которая затем передавала ее другим общинникам. Такая система переходящей обработки называлась «джум»1.
Индия — многонациональное государство с разнообразными природными условиями, поэтому формы землевладения и землепользования всегда имели местные особенности. Вместе с тем в производстве сельскохозяйственной продукции повсюду преобладали мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства. В ряде крупных помещичьих землевладений применялся наемный труд, определенное распространение получили издольщина и аренда земель на условиях продуктовой и денежной оплаты или отработки.
С точки зрения опыта земельных реформ представляют интерес попытки британской администрации первой половины XX в. стимулировать развитие сельского хозяйства страны. Ставилась задача изменить систему использования земли и увеличить поступления государству за счет разрушения помещичьего землевладения, расширения крестьянской частной собственности и повышения заинтересованности сельхозпроизводителей в росте производства. Было испытано несколько вариантов реформы.
1. Так называемая английская система помещичьего землевладения, чтобы, с одной стороны, заинтересовать заминдаров вкладывать дополнительные средства в сельское хозяйство и тем самым активизировать сельскохозяйственное производство, с другой — передать неэффективно используемые помещичьи земли частным предпринимателям. Для этого часть земель заминдаров была объявлена свободной и выставлена на аукционах для продажи лицам, предлагавшим наивысшую цену.
1 Джакоб X. А. Земельные реформы в Индии. Доклад на семинаре ФАО 7 июня 1991 г.-М.: ВАСХНИЛ, 1991.-240 с.
Кроме того, англичане ввели так называемый постоянный сет-тельмент, то есть установили навечно для заминдаров фиксированную сумму земельного налога, оставляя себе весь дополнительный доход от обложения налогом крестьян-землепользователей.
Действие этой системы ограничивалось в основном восточными провинциями (Западный Бенгал, Бихар и Орисса). Ощутимых результатов она не дала, так как на аукционах обычно сами замин-дары предлагали за свои бывшие земли максимальную цену. Входя в огромные долги, они сохраняли и все свои привилегии. Кроме того, крестьяне теперь были вынуждены платить большую арендную плату, что способствовало их обнищанию и увеличению социальной напряженности. Заминдары по-прежнему вели жизнь рантье и были заинтересованы в максимальном обложении крестьянства земельным налогом.
2. В Мадрасе и Бомбее британцы использовали французскую модель крестьянской собственности, которая в Индии получила название «райотвари». При этой системе земля передавалась в собственность крестьянам непосредственно государством по специальному соглашению, согласно которому крестьянин признавался собственником земли с правом отдать ее в поднаем, заложить, подарить или продать. Крестьянин-землевладелец был защищен от выселения, пока платил правительству установленный земельный налог.
3. Еще один тип землевладения (махалвари) был установлен в Объединенных провинциях и распространен затем на Пенджаб; при этом договор заключался с целой деревней. Государство дополнительно к индивидуальному получало теперь и коллективный земельный налог.
Названные системы также не дали ожидаемых результатов, так как от 50 до 70 % валового продукта изымалось за пользование землей в форме земельного налога, не считая других подзаконных сборов и обложений. У крестьян не оставалось ни средств, ни стимулов (за исключением увеличивать производство сверх прожиточного минимума).
По данным экономического обзора последствий земельных реформ, в период между 1900 и 1945 г. население Индии увеличилось на 37,9 %, размеры культивируемых площадей — на 18 %, выпуск пищевой продукции остался неизменным, а производство товарных культур возросло на 59,3 %. В то время как в 80-е годы XIX в. производство продуктов питания увеличилось на 5 млн т, в 1945 г. наблюдался их дефицит, исчисляемый в 10 млн т. К этому времени около 30 % населения Индии страдало хроническим недоеданием1.
Опыт земельных преобразований в Индии в колониальный период позволяет сделать следующие выводы:
успешное осуществление аграрных преобразований и повышение эффективности сельскохозяйственного производства возмож-
1 Джакоб X. А. Земельные реформы в Индии. — М.: ВАСХНИЛ, 1991. — С. 5—6.
ны лишь при передаче земли в собственность непосредственным производителям, охране прав на эту собственность и отказе от их эксплуатации в налоговой или какой-либо иной форме;
крестьяне должны свободно распоряжаться производимой ими продукцией и иметь денежные средства для вложения получаемой прибыли в свое хозяйство; государство через систему налогов, цен, кредитов, других экономических рычагов должно стимулировать осуществляемую им земельную политику и тем самым опираться на экономические интересы крестьян;
любые планы по проведению земельных реформ должны учитывать политическую, социально-экономическую и историческую ситуацию в стране и не должны выходить за возникающие в силу этой ситуации ограничения.
После обретения Индией независимости назрела необходимость осуществления новой земельной реформы. Предстояло решить следующие вопросы:
отмена системы крупного землевладения (заминдари);
установление, закрепление и охрана прав арендаторов;
введение ограничений на максимальный размер землевладений;
объединение землевладений.
Отмена системы крупного землевладения производилась на основании законов, принятых штатами; суть ее заключалась в ликвидации налоговых посредников между государством и крестьянами. Тем самым была сделана попытка ликвидировать остатки феодализма в земледелии и подготовить почву для развития прибыльного сельского хозяйства.
За отдаваемые земли помещики получали денежную компенсацию, учитывающую уровень земельного налога и размер годового дохода. В распоряжении землевладельцев тем не менее продолжали оставаться обширные площади (приусадебные земли, земли в деревнях, а также обрабатываемые самими землевладельцами своими силами или с использованием наемного труда и арендаторов).
Государство получило от бывших частных владельцев около 173 млн акров земли (69,9 млн га) и установило прямые отношения с 73 млн землевладельцев; этот процесс продолжается и в настоящее время. Развитие сельского хозяйства связывалось также с укреплением прав арендаторов, которые нередко притеснялись помещиками и даже выселялись ими с арендуемых земель, лишаясь единственного источника существования. Поэтому в первом пятилетнем плане были заложены основы реформы по использованию земель на правах аренды. Было рекомендовано всем землевладельцам и землепользователям подтвердить свои права на земельные участки (на основе поземельных книг, договоров аренды, квитанций об уплате арендной платы и др.).
Арендаторы получили право обеспечения их занятости, а собственники — право вернуть себе ограниченную земельную площадь для обработки ее своими силами. Для этих целей была введена нор-
ма возврата земли собственнику в размере 3 семейных землевладений. Под землевладением одной семьи понималась площадь, которую могли обрабатывать взрослые члены семьи с помощью работников. Если земля в течение 5 лет не была затребована собственником, то арендаторам предоставлялось право ее покупки.
Вместе с тем, если арендаторы не представляли документ на право аренды (из-за плохого земельного учета таковые во многих случаях отсутствовали), крупные землевладельцы выселяли всех арендаторов со своих земель. Поэтому в ходе земельной реформы были налажены учет земель и регистрация всех земельных сделок, которые осуществлялись, начиная с 3-го пятилетнего плана, налоговыми инспекциями. А в 4-м пятилетнем плане права землевладельцев на возвращение арендуемых земель были ограничены их личным участием в обработке земель. В ряде штатов были приняты законы, упорядочивавшие взимание арендной платы и приравнивающие издольщиков к арендаторам.
Главная цель — передача земель арендаторам в собственность не была достигнута, так как большинство из них были не в состоянии заплатить выкупную цену. Кроме того, крупные земельные собственники всячески препятствовали передаче своих земель в собственность другим лицам и стремились сохранить свои владения.
Основная идея ограничений на предельный размер землевладения заключалась в изъятии излишков земли у крупных собственников и ее перераспределении безземельным крестьянам или иным мелким производителям. Законодательство о максимальных наделах находилось в юрисдикции штатов, и принятые на местах законы затем корректировались, исходя из единой общегосударственной политики.
Расчетной единицей при установлении максимальной нормы надела сначала был один человек, затем — семья из 5 человек, включая мужа, жену и 3 несовершеннолетних детей. Каждой семье предусматривалось выделить стандартное по размерам землевладение, учитывающее качество участка земли и наличие источника орошения. Кроме того, к стандартному владению добавлялась 1/5 его на каждого члена семьи сверх 5 человек. Старшему сыну и разведенной женщине полагалось отдельное стандартное владение.
Для земель с имеющимся источником ирригации, способных давать не менее двух урожаев в год, максимальные нормы землевладений составляли в зависимости от штата от 4,05 до 7,28 га. Согласно законам штатов 7,2 млн акров (2,9 млн га) земель были объявлены излишками, из них 4,4 млн акров (1,8 млн га) были перераспределены; остальные или остались неперераспределенны-ми, или по ним до сих пор ведутся судебные процессы.
Небольшая площадь перераспределяемых земель объясняется тем, что, предчувствуя введение максимальных норм, крупные землевладельцы прибегали к фиктивному разделу своих владений, оформлению их на подставных лиц. В результате излишки сверх ус-
тановленных норм оказывались незначительными. Кроме того, некоторые группы крупных землевладельцев получили льготы, которые препятствовали разделу их участков. Сами инициаторы реформы были довольно слабо организованы и не сумели создать административный механизм, необходимый для ее осуществления.
Параллельно в ряде штатов (Пенджаб, Харьяна, Уттар-Прадеш и др.) шла работа по укрупнению мелких землевладений. Мелко-земелье, дробление и раздел участков в этих регионах были следствием давних традиций и законов наследования. Поэтому проводились работы по комассации и укрупнению земель для повышения эффективности сельского хозяйства.
Таким образом, опыт организации земельных реформ в независимой Индии показал следующее:
для успешного осуществления земельных реформ помимо политических установок и экономических мер необходимы соответствующие организационные мероприятия — создание специальных органов по проведению реформы и контролю за ее исполнением (или наделение такими функциями действующих административных органов);
осуществление земельных преобразований требует наличия ясности в составе землевладельцев, границах и площадях закрепленных за ними земель, налаженного земельного кадастра, позволяющего вести регистрацию землевладений и землепользования, учет и контроль за использованием земель, их оценку; только на этой основе можно осуществлять экономические мероприятия (предоставление кредитов, взимание земельного налога и т. д.);
для юридически правильных и технически грамотных отводов и перераспределения земель, организации их рационального и экономически выгодного использования необходимо землеустройство.
4. РЕФОРМЫ В КИТАЕ И ВЬЕТНАМЕ