Типовые решения по организации севооборотов 20 страница


Периоды восстановления нарушенного производства устанав­ливают при землеустроительном проектировании по каждому виду нарушаемого и восстанавливаемого производства.

Приведенный порядок расчета упущенной выгоды использует­ся также и для ее исчисления в случаях ограничения прав пользо­вателей земли или ухудшения качества их земель, если данные ог­раничения (ухудшение качества) приводят к снижению ежегодно­го дохода за период, после которого права пользователей и каче­ство земель восстанавливаются.

В случаях, когда изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными насаждениями, упущенная выгода возмещает­ся за весь срок, включая год изъятия земель и год получения уро­жая плодово-ягодных насаждений на новых землях, равного дос­тигнутому на изымаемых землях.

Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в использовании земель (образование островов при наполне­нии водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобще­ние территории коммуникациями и т. п.), исчисляется как де­сятикратная разница ежегодных затрат на эксплуатацию транс­портных средств после изъятия земель (с образованием не­удобств) и до их изъятия.

Потери сельскохозяйственного производства — это потери, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также ограничением их использования в результате деятельности предприятий, орга­низаций и учреждений. Они выражаются в выводе из оборота про­дуктивных угодий или снижении их продуктивности и возмеща­ются в целях сохранения сельскохозяйственного потенциала от­дельных территорий, регионов, страны в целом.

Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмеще­нию в трехмесячный срок после принятия решения об:

1) изъятии сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, для использования их в целях, не связанных с ведением сельс­кого хозяйства;

2) изменении целевого назначения сельскохозяйственных уго­дий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются: 1) лицами, которым предоставляются земли сельскохозяйст­венного назначения, оленьи пастбища для использования их в це­лях, не связанных с ведением сельского хозяйства;

2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны.

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в случаях, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бес­платно. В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость земельных участков или учитываются при установле­нии арендной платы.

При расчете потерь сельскохозяйственного производства ис­пользуются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики. Разрабатыва­ются они применительно к различным зонам страны с учетом ти­пов и подтипов почв на изымаемых участках (всего выделено 13 таких зон).

Федеральной службе земельного кадастра (ранее — Госкомзе-му) предоставлено право уточнять по мере необходимости утверж­денные нормативы с использованием данных государственной по­квартальной индексации цен на оборудование, материалы и стро­ительно-монтажные работы, применяемые при освоении новых земель. Кроме того, органам исполнительной власти краев, облас­тей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга предоставлено право по представлению комитетов по зе­мельным ресурсам и землеустройству устанавливать повышающие коэффициенты (но не более чем в 3 раза) к нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд при изъятии, времен­ном занятии или ухудшении качества земель городов, являющихся центрами краев, областей, автономных образований, а также горо­дов с населением более 100 тыс. человек, их пригородных зон и особых территорий (районов), имеющих уникальные почвенно-климатические условия для производства отдельных видов сель­скохозяйственной продукции.

Границы зон и территорий, на которые распространяются ука­занные коэффициенты, утверждаются в порядке, установленном для пригородных зеленых зон и территорий с особым правовым режимом.

Органам местной исполнительной власти также предоставлено право устанавливать повышающие или понижающие коэффици­енты к нормативам в зависимости от качества земель конкретного участка, его размеров, местоположения и значимости для произ­водства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, но при этом в среднем должен быть выдержан установленный для данного региона норматив.

Потери, вызванные ограничением использования или ухудше-

нием качества сельскохозяйственных угодий под влиянием дея­тельности предприятий, учреждений, организаций, определяют в процентах от норматива стоимости освоения новых земель про­порционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Для определения размера потерь используют планово-карто­графические материалы, данные почвенных обследований, зе­мельного кадастра и мониторинга земель.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются в случаях:

предоставления земельных участков для строительства мелио­ративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;

предоставления естественных кормовых угодий под строитель­ство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выро-стных хозяйств и рыбоводных предприятий;

отвода земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;

изъятия земель при отнесении их в установленном порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровитель­ного, рекреационного и историко-культурного назначения;

консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами.

Средства, поступающие в бюджет в порядке возмещения по­терь сельскохозяйственного производства, могут использоваться на проведение следующих видов работ:

освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья;

засыпка и выполаживание оврагов, освоение крутых склонов;

строительство дорог к осваиваемым земельным участкам;

коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, восстанов­ление плодородия почв деградированных и загрязненных сельско­хозяйственных угодий;

строительство и реконструкция оросительных и осушительных систем;

создание защитных лесных насаждений;

заготовка и использование торфа на удобрение;

проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботани­ческих и других работ, связанных с изучением земельных ресур­сов, освоением новых земель и повышением их плодородия, улуч­шением используемых сельскохозяйственных угодий.

Выявление отрицательных последствий строительства и эксп­луатации несельскохозяйственного объекта для сельскохозяй­ственного производства — один из самых сложных вопросов при межхозяйственном землеустройстве.

Прежде всего это связано с многообразием типов отводов. Зем­ли в бессрочное или временное пользование могут отводиться для размещения самых различных объектов и технологических участ-

ков — промышленных площадок, скважин различного назначе­ния, линейных сооружений (электросетей, трубопроводов, авто­дорог, железных дорог и т. п.), объектов водного транспорта, аэро­дромов и взлетно-посадочных полос, объектов добывающей про­мышленности (отвалов, карьеров, насыпей, шахт), шлаконакопи-телей и золоотвалов, свалок и захоронений, атомных и тепловых электростанций, водохранилищ и т. д. Названные объекты могут размещаться в различных регионах и зонах со специфическими природными условиями и направленностью сельскохозяйствен­ного производства.

Кроме того, любой отвод земель для несельскохозяйствен­ных нужд следует рассматривать как постоянно изменяющийся в пространстве и во времени процесс воздействия на агроланд-шафт, имея в виду, что масштабы техногенных нарушений мо­гут в десятки раз превышать площади отводов, а сам процесс растягиваться на многие годы и протекать с разной степенью интенсивности. Так, отвод земель под водохранилища факти­чески завершается его наполнением до нормального подпорно­го уровня, а процессы берегопереработки, подтопления и засо­ления земель с этого момента лишь начинаются и постепенно усиливаются. Загрязнение почвенного покрова промышленны­ми выбросами в атмосферу имеет своим началом срок ввода в эксплуатацию несельскохозяйственного объекта, а затем может продолжаться с разной степенью интенсивности в течение всего срока службы объекта или прекратиться после внедрения безот­ходных технологий.

Таким образом, под отрицательными последствиями предо­ставления земель для несельскохозяйственных нужд следует пони­мать все последствия, в результате которых происходят неблаго­приятные количественные и качественные изменения в условиях сельскохозяйственного использования земель, начиная с изыска­тельских работ и кончая периодом эксплуатации объекта. В насто­ящее время такой комплексный учет практически не ведется, хотя проблема эта уже давно назрела.

Законодательством России предусмотрена организация зе­мельного мониторинга. Такой мониторинг должен представ­лять четко функционирующую систему наблюдений, выявле­ния и оценки изменений в состоянии земельного фонда под влиянием антропогенных воздействий. На базе этих данных будут разрабатываться соответствующие прогнозы и практи­ческие рекомендации по размещению несельскохозяйственных объектов.

Организации мониторинга должна предшествовать разработка так называемого «дерева последствий» воздействия каждого типа отводов на агроландшафт применительно к конкретным природ-но-сельскохозяйственным зонам.

7. ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СЕРВИТУТЫ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И КОММУНИКАЦИЙ

Сервитут — это экономическое отношение между владельцем земли и другими субъектами по поводу одновременного использо­вания различных свойств принадлежащего ему участка, в том чис­ле в качестве средства производства, пространственного базиса, рекреационного ресурса и др.

Поскольку владелец земли обременен различными издержками, связанными с сохранением почвенного плодородия, осуществлени­ем своего права собственности на землю, несет затраты в виде зе­мельного налога, страховых и экологических платежей и т. п., часть этих затрат должна быть переложена на сервитутного пользователя, что и делается в зарубежных странах с хорошо отработанным земель­ным законодательством (Франция, Швеция, Германия, США).

В нашей стране в соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник зе­мельного участка, обремененного сервитутом, также вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах ко­торых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование дан­ным участком. Однако в настоящее время плата за сервитуты практически не взимается, что наносит землевладельцам большой ущерб — прежде всего сельскохозяйственным предприятиям, земли которых обременены различными ограничениями.

К ним относятся, в частности, ограничения по использованию земель в охранных зонах вдоль высоковольтных линий электропе­редач, линий связи, защитных зонах магистральных трубопрово­дов, санитарно-защитных и других зонах вдоль автомобильных дорог, на территориях, прилегающих к промышленным предпри­ятиям, в прибрежных полосах и водоохранных зонах рек, которые размещены на землях сельских товаропроизводителей.

Рассечение земель сельскохозяйственных предприятий линей­ными объектами, имеющими, кроме того, охранные зоны, приво­дит к удорожанию стоимости продукции, дополнительным не­удобствам и затратам на холостые переезды сельскохозяйственной техники с участка на участок, повороты и заезды агрегатов при выполнении полевых механизированных работ, росту транспорт­ных затрат вследствие разобщенности и расчлененности массивов, снижению объемов производства сельскохозяйственной продук­ции на землях, имеющих различного рода ограничения.

По данным проведенных нами обследований, доля земель сельскохозяйственных предприятий, имеющих обременения и ог­раничения в использовании, находится в пределах от 15 до 60 % их площади и более.

В 2000 г. Госкомземом и Федеральным земельно-кадастровым центром «Земля» выпущено пособие «Ограничения (обремене­ния) прав на использование земельных участков» (М.: Госкомзем,

2000). Землеустроительными организациями в 1995 г. в админист­ративных районах начали разрабатываться «Дежурные карты огра­ничений и обременении в использовании земель». Всего в 1995— 1996 гг. было разработано 338 таких карт.

С 1996 г. в районах стали разрабатываться «Дежурные земель­но-кадастровые карты и планы». На них отображаются границы земельных участков, их кадастровые номера, объекты недвижимо­сти, границы сервитутов, обременении и ограничений. Эти мате­риалы могут быть использованы при введении ежегодных плате­жей предприятиями промышленности, транспорта, связи, энерге­тики, водного хозяйства и других отраслей, объекты которых раз­мещаются на землях сельскохозяйственного назначения и определяют ограничения, обременения и неудобства в использо­вании земель, в пользу сельскохозяйственных предприятий, то есть при введении платы за сервитуты.

Потери (убытки) и упущенная выгода землевладельцев, через территории которых проходят различные трубопроводы, доро­ги, сети и другие линейные объекты, огромны, так как протя­женность их очень велика. В Российской Федерации только протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 215 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопроводы, — 151 тыс. км, нефтепровод-ные магистрали — 48,5 тыс., нефтепродуктовые магистрали — 15,5 тыс. км.

С помощью магистрального трубопроводного транспорта пере­мещается 100 % добываемого газа, около 99 % добываемой нефти, более 50 % производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубо­проводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти —40,3, нефтепродуктов — 43 %.

Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Только на газовых промыслах, магистральных газопроводах и подземных хранилищах Единой системы газоснабжения эксплу­атируются 642 компрессорных цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата общей установленной мощностью более 42 млн кВт. Подачу газа потребителям обеспечивают более 3300 газорас­пределительных станций. В состав сооружений магистраль­ных нефтепроводов входят 395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по строительному номиналу 12,7 млн. м3. Состояние транспортных магистральных трубопро­водов нефтегазового комплекса характеризуется такими показа­телями: 85 % газопроводов и 59 % нефтепроводов имеют срок эксплуатации от 10 до 30 лет, менее Шлет эксплуатируются око­ло 1 % газопроводов и около 1 % нефтепроводов; 40 тыс. км га-

зопроводов выработали свой ресурс; 40 % нефтепроводов к 2000 г. превысили нормативный срок эксплуатации.

В ряде густонаселенных субъектов РФ (Московская, Ленин­градская, Воронежская обл., Краснодарский край и т. п.) плот­ность линейных объектов на 1 га площади гораздо выше, чем в целом по стране. Так, по территории только пригородной зоны Воронежа проходит 390,4 км железных дорог, в том числе 239,4 км общего пользования и 151км остальных; 2,8 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (159 км федераль­ного значения, 1601км территориальных и 97 км ведом­ственных); 246 км нефтепродуктопроводов и 204,1км отводов от них; 77,0 км высоковольтных линий на 110 кВ, 214 км — на 220 кВ, 30 км — на 330 — 500 кВ; 165 км магистральных га­зопроводов и 49 км отводов от них; 510 км линий связи и др. Площади земель, обремененных различными ограничениями в пригородной зоне Воронежа, показаны в табл. 120 (данные ЦЧОНИИГипрозема).

Площадь земель, обремененных ограничениями только в пользу предприятий, имеющих линейные объекты (трубопро­воды, ЛЭП, линии связи и т.п.), составляет 199,5тыс. га, в том числе федерального значения — 132,5 тыс. га, или 5,1% площади земель сельскохозяйственного назначения. Тем не менее сельхозпредприятия, имеющие из-за этого неудобства в использовании земель, не получают никаких компенсацион­ных платежей.

Основанием для определения платы за сервитута могут слу­жить землеустроительные дела, оформляемые на основании про­ектов межхозяйственного землеустройства при отводах. Размер оплаты может быть достаточно большим. Например, Н. Н. Болку-нова, используя применяемую во Франции методику расчета ущерба, наносимого сельскохозяйственным производителям раз­мещением опор высоковольтных линий электропередач, приводит следующие данные (табл. 121).

Этот ущерб включает в себя дополнительные затраты на агро­технические работы, стоимость потерь урожая, издержки на борь­бу с сорняками.

В США величина ущерба на одну опору ЛЭП в зависимости от ее размещения на поле составляет: в середине поля 31,48 долл., на краю поля 36,74 долл.

Н. Н. Болкунова и И. Б. Загайтов рекомендуют в состав платы за сервитута сельскохозяйственным предприятиям от пользовате­лей инженерных сетей и коммуникаций включать:

арендную (сервитутную) плату в пользу предприятия — соб­ственника земли;

компенсационные платежи сервитутопользователя за потери и убытки сельскохозяйственного производства от функционирова­ния инженерных сетей и коммуникаций.


To о





 


Необходимость взимания сервитутной платы обусловлена тем, что собственник земли несет, по сути дела, общие расходы по со­хранению земельного участка, уплачивает земельный налог. Вла­делец же инженерных сетей использует этот земельный участок, но не несет никаких затрат.

В известном смысле сервитутный пользователь является арен­датором определенных потребительских свойств земли, а потому обязан выплачивать ее владельцу арендную плату. Величина этой платы является договорной, но в конечном счете должна ориенти­роваться на ставки земельной ренты.

Компенсационные платежи имеют иной смысл — они должны покрывать ущерб, причиняемый сельскохозяйственному предпри­ятию при эксплуатации инженерных сетей и коммуникаций. Во всех случаях их размер должен быть увязан с величиной убытков, наносимых землевладельцам и землепользователям, а также по­терь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (включая упущенную выгоду) в ходе земельных отводов. Это нуж­но, чтобы избежать двойного счета одних и тех же потерь.

Рассмотрим конкретные примеры.

1. В 32-метровой защитной зоне магистрального газопровода
высокого давления пахотные земли исключены из севооборота.
Их площадь равна 3,2 га на 1 км газопровода (32 • 1000/10000).

В соответствии с методикой расчета земельной ренты, нор­мативной цены сельскохозяйственных угодий и ставок рентных платежей, разработанной кафедрой экономики АПК Воронеж­ского ГАУ, рентные платежи с 1 га сельхозугодий в пригород­ной зоне равняются 803 руб.; с 1 км газопровода — соответственно 803 • 3,2 = 2569,6 руб. (см.: Назаренко Н. Т., Горланов С. А., По­пов Ю. Ю. Методика расчета земельной ренты, нормативной цены сельскохозяйственных угодий и ставок рентных платежей. — Воронеж: ВГАУ, 1998. - С. 14).

2. Из-за труднопроходимых преград, вызванных прокладкой
трубопроводов, примем увеличение среднего расстояния перевоз-

ки грузов в сельхозпредприятии равным 0,5 км. Для расчетов было взято предприятие общей площадью 5000 га, длина газопро­вода 5000 м. Грузоемкость территории примем равной 20 т на 1 га, тариф на перевозку грузов — 0,90 руб. за 1 ткм.

Тогда увеличение внутрихозяйственных транспортных затрат составит 3,2 ■ 0,90 • 20 • 5000 ■ 0,5 = 144 тыс. руб. или 28,8 тыс. руб. на 1 км.

3. В результате проложения газопровода ухудшилась конфигу­рация полей, уменьшилась длина гона сельскохозяйственной тех­ники, вдоль защитной зоны трубопровода появились дополни­тельные дороги, зоны недопашки и недосева.

Примем ширину дороги вдоль защитной зоны газопровода рав­ной 4 м. Тогда из оборота будет исключено 0,8 га пашни на 1 км его протяженности (2 • 4 • 1000/10000 = 0,8).

В 5-метровой зоне, примыкающей к дороге (1 га на 1 км), из-за повреждения посевов в поворотной полосе будет потеря­но примерно 20 % урожая сельскохозяйственных культур. Если урожайность зерновых равна 30 ц с 1 га, закупочная цена 224 руб. за 1 ц, то общие потери урожайности составят 0,8 ■ 30 ■ 224 + + 1,0 • 0,2 • 30 ■ 224 = 6,7 тыс. руб. на 1 км газопровода.

Предположим, что на 100 м поворотной полосы суммарные по­тери рабочего времени механизаторов вследствие уменьшения дли­ны гона составят 1,8 ч, а стоимость 1 тракторо-ч — 45 руб., тогда на 1 км газопровода дополнительные затраты на холостые повороты и заезды тракторных агрегатов будут равны 1,8 ■ 10 • 45 = 810 руб.

Таким образом, только учет трех вышеуказанных факторов приведет к установлению компенсационных платежей за пользо­вание газопроводом в размере 39 тыс. руб. (2,7 + 28,8 + 7,5) на 1 км газопровода или 196 тыс. руб. на всю его длину 5 км, проходящую по территории хозяйства.

Если считать, что кадастровая цена 1 га необремененной пашни составляет 30 тыс. руб., а по данным Н. Н. Болкуновой, снижение этой цены в охранных зонах линейных инженерных объектов со­ставляет не менее 20 %, то окончательная кадастровая цена обреме­ненного участка будет равна 0,8 • 30 = 24 тыс. руб.

Приняв арендную (сервитутную) плату в размере 2 % кадастро­вой цены участка, установим ее годовой размер. В данном случае она составит 480 руб. на 1 га (0,02 ■ 24000 = 480).

8. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ ИХ СОБСТВЕННИКАМ

В составе земель сельскохозяйственных предприятий на 1 янва­ря 2000 г. насчитывалось 11,9 млн земельных долей общей площа­дью 117,6 млн га; таким образом, средний размер земельной доли в Российской Федерации составлял 9,9 га.

Правоустанавливающие документы (свидетельства на право собственности) получили 10,9 млн собственников (91,8 %), не по­лучили свидетельства 0,6 млн человек (4,7 %) и не подали заявле­ния на их получение 0,4 млн (3,5 %).

Анализ оперативной информации, проведенный в 1999 г. Госком-земом РФ по реализации постановления Правительства РФ № % от 1 февраля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников зе­мельных долей и имущественных паев» и п. 3 Указа Президента РФ № 337 от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граж­дан на землю», показал, что конкретное решение по распоряжению земельными долями приняли 7668,7 тыс. человек, или 64,5 % их соб­ственников. Большая часть этих долей (91,9 %) была передана сель­хозпредприятиям на различных условиях (табл. 122).

Как известно, собственникам земельных долей предоставлены широкие возможности. Они имеют право:

распорядиться земельной долей, получив свидетельство на пра­во собственности;

передать земельную долю по наследству;

использовать ее (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;

продать земельную долю или подарить ее;

обменять земельную долю на имущественный пай или земель­ную долю в другом хозяйстве;

передать ее (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным ор­ганизациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

передать земельную долю на условиях договора ренты и пожиз­ненного содержания;

внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной орга­низации.

В разных регионах России собственники распорядились свои­ми земельными долями неодинаково.

Конкретное решение приняли более 60 % собственников в 34 регионах, причем в 8 регионах — более 90%, в 8 —более 80, в 11—более 70, в 16 регионах — 40—60 %. Самый высокий про­цент по этому показателю в Самарской, Саратовской, Ростовской областях, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской Республи­ке. В то же время в 11 регионах количество собственников, реали­зовавших свои права, составляет менее 20 %. Так, например, в Ар­хангельской области из 80,9 % собственников, получивших свиде­тельства, распорядились земельной долей только 17,8 %, в Рес­публике Карелии — соответственно 11,8% из 85, в Смоленской области — 7,8 % из 95,7, в Республике Хакасии — 15,6 % из 75,7, в Сахалинской области — 7,2% из 75,2%.

Изучение роли института земельных долей в преобразовании земельных отношений России показывает, что помимо полити­ческого эти формы земельной собственности со временем приоб­ретают все большее экономическое значение. К 2000 г. примерно 300 тыс. человек получили земельные участки в натуре в счет зе­мельной доли для расширения личного подсобного хозяйства и организации крестьянского (фермерского) хозяйства на площади 3,6 млн га. Более 55 млн га (5,4 млн земельных долей) передано в аренду с определением местоположения земель на местности. Право пользования землей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственным организациям передали 22,2 % земельных дольщиков на площади 14,6 млн га.

Вместе с тем 4,2 млн человек так и не распорядились своими зе­мельными долями, а из 41,9 млн га невостребованной площади, по данным Госкомзема, 8,3 млн га вообще остались бесхозными, так как не были переданы сельскохозяйственным предприятиям.

Включение земельных долей в хозяйственный оборот нарушает сложившуюся ранее экономику и организацию производства и территории практически любого сельскохозяйственного предпри­ятия. Нужен комплекс землеустроительных работ по наведению порядка в распоряжении земельными долями, особенно при ис­пользовании земель и их отводе в натуре. В частности, требуется установить местоположение и границы земельных массивов, соот­ветствующих по площади земельным долям. При проведении ра­бот следует избегать чрезмерного дробления таких массивов, что в дальнейшем неминуемо приведет к необходимости осуществле­ния мер по их консолидации (объединению).

Рассмотрим, как будет влиять на экономику сельскохозяй-

ственного предприятия разделение земель на доли с выделением их в натуре на примере совхоза «Громковский» Руднянского района Волгоградской области (площадь массива 6678 га). Фраг­мент проекта землеустройства приведен на рис. 15, данные об ис­пользовании пашни — в табл. 123.

Таким образом, при выделении в натуре 636 земельных долей площадью 10,5 га каждая в хозяйстве существенно увеличивается пестрополье, протяженность полевых дорог возрастает со 113,5 до 798,5 км, площадь поворотных полос и клиньев — с 56,8 до 399,2 га, уменьшается длина гона, что приводит к непроизводи­тельному применению сельскохозяйственной техники, уменьше­нию коэффициента полезного использования пашни. Потери продукции и прибыли (табл. 124) составят примерно 30 %, или в пересчете на зерно не менее 7 ц с 1 га.



124. Экономический ущерб от нарушения землеустроенности территории совхоза«Громовский» при выделении земельных долей в натуре




Если земельными собственниками принято решение о выделе­нии им земельных долей на местности (в натуре), то, чтобы сни­зить ущерб от дробления массивов, при составлении проектов землеустройства необходимо следующее.

1. Земельные участки собственников земельных долей должны быть правильной формы, по возможности прямоугольными, с па­раллельными длинными сторонами. По отношению к рельефу мест­ности длинные стороны участков следует размещать поперек склона во избежание концентрации водного стока вдоль границ участков.

2. В равнинной местности при однородном почвенном покрове земельные участки необходимо размещать в виде прямоугольной сетки границ с выходом коротких сторон этих участков на магист­ральную дорогу. Ширина магистральной дороги должна обеспечи­вать свободный разъезд двух машин и проезд достаточно громозд­кой сельскохозяйственной техники и может доходить до 6 м. Ос­тальные межучастковые дороги проектируют шириной 3—4 м. Во всех случаях к каждому земельному участку должен быть обеспе­чен удобный подъезд.

Наши рекомендации