Глава 2. Принципы организации акционерного общества
Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества. Общество может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Основаниями создания общества являются:
· при учреждении вновь — решение учредительного собрания;
· при реорганизации — решения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ, а в случаях, установленных законом — решение уполномоченных государственных органов, или решение суда (разделение или выделение), или согласие уполномоченных государственных органов (слияние, присоединение, преобразование).
Основаниями ликвидации общества являются:
· решение общего собрания акционеров (добровольная ликвидация);
· решение суда — в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом, либо сопровождаемой неоднократными или грубыми нарушениями закона;
· признание судом несостоятельности общества.
Изложим основные правила учреждения общества:
а) учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение об учреждении. Их число не нормировано (может быть и одно лицо), однако число учредителей закрытого общества не должно превышать 50. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества;
б) решения об учреждении общества, утверждении его устава, денежной оценке вкладов, вносимых учредителями в счет оплаты акций, принимаются учредителями единогласно;
в) избрание органов управления осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, представляемых приобретаемыми ими акциями;
г) учредители заключают между собой договор о создании общества (порядок их совместной деятельности, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, размещаемых среди учредителей, порядок их оплаты, права и обязанности учредителей);
д) все акции общества должны быть размещены среди его учредителей.
Разработанный и утвержденный при учреждении общества устав является учредительным документом и должен соответствовать требованиям Федерального закона об акционерных обществах. Он, в частности, должен содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- место нахождения общества;
- тип общества (открытое или закрытое);
- количество, номинальная стоимость, категории
(обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
- права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
- размер уставного капитала общества;
- структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;
- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
- сведения о филиалах и представительствах общества.
Закон предоставляет обществу право устанавливать в уставе необходимые обществу корпоративные нормы.
Последующее внесение изменений в устав общества или утверждение устава в новой редакции осуществляется решением общего собрания акционеров. Если при этом ограничиваются права акционеров, то акционеры — владельцы голосующих акций, которые не согласны с этими изменениями, вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций.
Общество при его создании, а также изменения и дополнения в уставе общества или устав в новой редакции подлежат государственной регистрации.
Акционерное общество - вопросы управления. Все действующие в настоящее время акционерные общества могут быть разделены на три основные группы по признаку их создания. Первая группа - акционерные общества, образованные в результате преобразования и последующей приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с порядком, предусмотренным Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года №721 или Указом Президента РФ от 29 января 1992 года №66. Вторая группа - акционерные общества, образованные в результате преобразования бывших арендных предприятий в соответствии с порядком, предусмотренным Указом Президента РФ от 14 октября 1992 года №1230. Среди них достаточно большое количество закрытых акционерных обществ. Третья группа - открытые и закрытые акционерные общества, создание которых не было связано с преобразованием и приватизацией государственных и арендных предприятий и осуществлялось в порядке, предусмотренном постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 года № 601, или в предыдущий период времени постановлением СМ СССР от 19 июня 1990 года №590.
Состав, компетенция и правила организации высших звеньев управления акционерным обществом установлены законодательством. Этими звеньями управления, образующими подсистему высшего руководства, являются общее собрание акционеров, совет директоров и правление. В акционерных обществах, крупные пакеты акций которых принадлежат государству, подсистема высшего руководства дополняется управляющим (коллегией управляющих), который представляет интересы государства в рамках компетенции по управлению государственным имуществом.
Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. К числу важнейших задач, решение которых может иметь долговременные последствия, отнесенных законодательством к компетенции общего собрания, принадлежат:
1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции;
2) реорганизация и ликвидация общества;
3) увеличение и уменьшение уставного капитала;
4) дробление и консолидация акций;
5) совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;
6) участие общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и других объединениях коммерческих организаций.
Законодательство не предусматривает участия общего собрания акционеров в определении стратегии компании и рассмотрении стратегических программ. Такая позиция законодателя вряд ли оправдана, так как выработка стратегии и стратегических программ, помимо определения направлений деятельности, постановки стратегических целей и мобилизации финансовых ресурсов для их достижения, осуществляется в интересах мобилизации творческого, социального и организационного потенциалов компании на достижение стратегического успеха. Любая стратегическая программа, к реализации которой специалисты, менеджеры и трудовые коллективы относятся с безразличием или оказывают сопротивление ей, обречена на неудачу.
Вместе с тем общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Федеральным законом об акционерных обществах.
Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
К числу важнейших вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров, принадлежат:
1) определение приоритетных направлений деятельности общества (обратим внимание на то, что такая постановка вопроса не предусматривает разработки стратегий и стратегических проектов);
2) принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям (такие рекомендации с точки зрения стратегического управления имеют ограниченное значение, ибо компания нуждается в выработке долгосрочной дивидендной политики, как инструмента инвестирования и мотивации деятельности);
3) принятие решений об участии общества в других организациях и заключении крупных сделок, если эти вопросы не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.
Законодательство также устанавливает, что в компетенцию совета директоров могут входить и другие вопросы, предусмотренные уставом общества. Это дает возможность сформировать в уставе общества полный комплекс функций и задач оперативного и стратегического управления, входящих в компетенцию совета директоров и (или) правления общества.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляет правление, председателем которого является генеральный директор (директор), или единолично генеральный директор (директор). Однако, помимо правления, в практике предприятий конкретное оперативное управление осуществляют штатные органы управления и линейные руководители производственных подразделений, которые как субъекты управления должны быть включены в систему управления компании. Организация такого управления строится на основе внутренних (корпоративных) документов (положений, стандартов, регламентов).
Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору доверительного управления имуществом другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок (не более 5 лет) имущество (в том числе предприятия и другие имущественные комплексы) в доверительное управление. Последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого указанного им лица (выгодоприобретателя). Учредителем доверительного управления является собственник имущества.
Заключение
Формирование и широкое распространение акционерного капитала являются одним из основных принципов, на котором базируются проводимые в стране реформы. Акционирование занимает важное место в создании нормальных условий функционирования предприятий, являясь удобной формой для проведения их разгосударствления, позволяет организовать эффективный контроль за деятельностью управленческого аппарата.
Акционерные общества создаются без ограничения срока деятельности, если иное не оговорено в их уставе. Общества являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование, зарегистрированный фирменный знак, печать со своим наименованием и фирменным знаком. Права юридического лица общество приобретает с момента его регистрации. Акционерные общества обладают полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность акционерного общества не ограничивается оговоренной в уставе.
В России неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели.
В реферате аккумулированы основные сведения, позволяющие понять, что такое акционерное общество, как оно устроено и работает.