ВВП(ВНП) и методы его измерения.

ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны с помощью как национальных (принадлежащих гражданам страны), так и иностранных (принадлежащих иностранцам) факторов производства в течение одного года.

Во избежание повторного счета в ВВП включается только стоимость конечной продукции. Конечная продукция – товары и услуги, которые покупаются в течение года для конечного потребления и не используются. в производстве других товаров и услуг. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. В зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным.

Подсчет стоимости конечной продукции ведется по добавленной стоимости – это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (т.е. стоимостью сырья и материалов, которые фирма (предприятие) покупает у других фирм). При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также прибыль включаются в добавленную стоимость.

Основное отличие ВНП от ВВП в том, что ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран. ВНП отличается от ВВП на величину чистых факторных доходов из–за рубежа (ЧФД): ВНП=ВВП+ЧФД.

Методы расчета ВВП:

1. По добавленной стоимости (производственный метод). ВВП есть

сумма валовой добавленной стоимости по отраслям в основных ценах плюс чистые налоги на продукты (налоги минус субсидии).

 
2. По доходам (распределительный метод). ВВП есть сумма доходов собственников экономических ресурсов (оплата труда наемных работников, валовая прибыль, смешанный доход) и 2-х компонентов, не являющихся доходами, потребление основного капитала (амортизация) и чистые налоги на производство и импорт.

 
3. По расходам (метод конечного использования). ВВП есть сумма расходов всех макроэкономических субъектов: 1) расходов домохозяйств потребительских расходов (С); 2) расходов фирм инвестиционных расходов (I); 3) расходов государства государственных закупок товаров и услуг (G); 4) расходов иностранного сектора расходов на чистый экспорт (Хn). Итак, ВВП = С + +G + Xn.

22. СНС как система взаимосвязанных показателей. Индексы цен. Номинальный и реальный ВВП. Система национальных счетов (СНС)– система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. СНС возникла около 50 лет тому назад в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для анализа состояния экономики, формирования экономической политики и принятия мер по регулированию рыночной экономики. Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.) соответствует специальный счет (группа счетов). Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств, изменение национального богатства и таблиц «Затраты-выпуск». Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен   Все основные показатели в СНС отражают результаты экономической деятельности за год, т.е. выражены в ценах текущего года и поэтому являются номинальными. Они не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития в различные периоды времени. Это можно делать только с помощью реальных показателей, которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели. Номинальный ВВП– это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. Реальный ВВП– это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год. Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен Общий уровень цен– это агрегированный показатель; рассчитывается как индекс цен. Существует много видов индексов цен. В макроэкономике обычно используются: 1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) индекс рыночных цен (дефлятор ВВП). Индекс потребительских цен (ИПЦ) – отношение стоимости потребительской корзины (набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года) в ценах исследуемого года к ее стоимости в ценах базового года. Индекс цен производителей (ИЦП) – отношение стоимости корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) в ценах исследуемого года к ее стоимости в ценах базового года. ИПЦ и ИЦП рассчитывается по типу индекса Ласпейреса (табл. 5.2). Индекс рыночных цен (дефлятор ВВП) – отношение стоимости рыночной корзины в ценах исследуемого года к ее стоимости в ценах базового года. В базовом году дефлятор ВВП равен 1. Дефлятор ВВП рассчитывается по типу индекса Пааше Таким образом, дефлятор ВВП = номинальный ВВП/ реальный ВВП. Если за период общий уровень цен повысился, т.е. дефлятор ВВП > 1, то реальный ВВП будет меньше номинального. В этом случае проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года). Если уровень цен снизился, т.е. дефлятор ВВП < 1, то реальный ВВП будет больше номинального. В этом случае проводится операция инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года).   23. Циклические колебания национальной экономики. Виды экономических циклов. Фазы экономического цикла.   Экономический циклпредставляет собой периодические колебания уровня занятости, производства и инфляции. Причинами возникновения экономических циклов могут быть различные явления (недостаточный уровень потребления, изменение предложения денег, технические нововведения и т.д.). Однако все вышеизложенные причины можно свести к одной: несоответствие между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS). Поэтому циклический характер развития экономики можно объяснить либо изменением AD при неизменном AS, либо изменением AS при неизменном AD. В зависимости от продолжительности, причин возникновения и особенностей, выделяют несколько видов экономических циклов: 1) частные хозяйственные циклы (1–12 лет) – циклы колебаний инвестиционной активности; 2) циклы Д. Китчина (3–4 года) – циклы запасов; 3) циклы К. Жугляра (7–12 лет) – инвестиционные циклы; 4) циклы С. Кузнеца (15–25 лет) – строительные циклы; 5) циклы Н. Кондратьева (45–60 лет) – ―длинные волны экономической конъюнктуры‖; 6) циклы Д. Форрестера (200 лет) – циклы энергии и материалов; 7) циклы Э. Тоффлера (1000–2000 лет) – циклы развития цивилизаций.     Выделяют двухфазовые и четырехфазовые модели экономических циклов. Двухфазовая модель экономического цикла включает в себя: повышательную фазу (фазу подъема, экспансии), которая продолжается от дна (низшей точки спада) до пика; понижательную фазу (фазу спада, рецессии), которая длится от пика до дна (низшей точки спада). Четырехфазовая модель экономического цикла (рис.7.1), впервые предложенная К. Марксом, включает в себя следующие последовательно сменяющие друг друга фазы: 1-я фаза – “пик”. Это период максимальной активности экономики, сверхзанятости и инфляции, так как фактический ВВП выше потенциального ВВП (рис.7.1). Потенциальный ВВП представляет собой объем производства при полной занятости ресурсов. 2-я фаза – “спад” (или “рецессия”). Деловая активность начинает сокращаться, фактический ВВП доходит до потенциального уровня и продолжает падать ниже тренда. Это приводит экономику к новой фазе – кризису. 3-я фаза – “кризис” (или “стагнация”). Фактический ВВП становится меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, высокого уровня безработицы. 4-я фаза – “оживление” (или “подъем”). Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к потенциальному ВВП, а затем и превосходит его, пока не достигнет своего максимума (что вновь приведет к фазе пика).     24. Безработица и ее формы, закон Оукена. Естественный уровень безработицы Безработицапредставляет собой социально–экономическое явление, при котором часть рабочей силы страны оказывается незадействованной в производстве товаров и услуг. В России к числу безработных относятся лица, достигшие 16 лет, не имеющие работу и ищущие ее (состоящие на учете в службе занятости), а также готовые приступить к работе. В общей численности населения страны выделяют категорию трудоспособного населения, к которой относят людей старше 16 лет. В свою очередь, трудоспособное население делится на лиц, включаемых в численность рабочей силы, и лиц, не включаемых в численность рабочей силы. К категории лиц, не включаемых в численность рабочей силы, относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся найти работу (например, пенсионеры, домохозяйки и т.д.). Категория лиц, включаемых в численность рабочей силы (экономически активного населения), состоит из занятых и безработных. Виды безработицы   Различают три основных вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. 1. Фрикционная безработицасвязана с поиском и ожиданием работы. Причиной существования фрикционной безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Эта безработица имеет добровольный и кратковременный характер. 2. Структурная безработицаобусловлена структурными сдвигами в экономике. При изменении структуры производства, спрос на одни виды профессий сокращается или исчезает, а на другие – возрастает или возобновляется, в результате чего структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест. Эта безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная. Фрикционная и структурная безработица неизбежны, их сочетание образует естественный уровень безработицы (уровень безработицы при полной занятости). 3. Циклическая безработицапредставляет собой разность между фактической и естественной нормой безработицы. Это безработица, вызванная циклическим сжатием производства, ее причиной выступает спад в экономике. Наличие циклической безработицы служит проявлением макроэкономической нестабильности и свидетельством неполной занятости ресурсов. Закон Оукена   Зависимость между отставанием объема ВВП страны и отклонением фактической ибезработицы от ее естественного уровня исследовал американский экономист Артур Оукен. Закон Оукенагласит: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВВП составляет приблизительно 2,5 %. Разность между потенциальным и фактическим ВВП представляет собой относительное отставание ВВП, а отношение этой разности и потенциального ВВП – процентное отставание ВВП.   25. Инфляция: определение, измерение, причины, виды. «Правило величины 70». Методы борьбы с инфляцией. Инфляция– устойчивая тенденция к повышению общего (среднего) уровня цен – выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег. Главным показателем инфляции выступает уровень (темп) инфляции (RI),рассчитывающийся как процентное отношение разницы общего уровня цен текущего года (Pt) и общего уровня цен предыдущего года (Pt–1) к уровню цен предыдущего года (Pt–1): где RI1, RI2 – уровень инфляции, выраженный в долях на первом и втором промежутке времени. Если число промежутков времени равно n, а уровень инфляции на   Существует так называемое ―правило величины 70‖, позволяющее приблизительно определить число лет, необходимых для удвоения уровня цен при постоянном небольшом уровне годовой инфляции (до 30 %)   26. Совокупный спрос и его факторы. Совокупное предложение и его факторы. Совокупный спрос– это реальный объем ВВП, который при данном уровне цен готовы купить домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор. То есть совокупный спрос – суммарные расходы всех макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного времени: AD=C+I+G+Xn, где С – потребительские расходы домохозяйств; I – инвестиционные расходы фирм; G – государственные закупки товаров и услуг; Xn – чистый экспорт. Кривая совокупного спроса(AD) указывает на обратную зависимость между уровнем цен (P) и реальным произведенным объемом ВВП (рис. 6.1, а); отрицательный наклон определяется ценовыми факторами (тремя эффектами). Изменения величины (объема) совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD. Изменения совокупного спроса (сдвиги кривой AD) происходят под воздействием неценовых факторов 6.2. Совокупное предложение и его факторы   Совокупное предложение– реальный объем ВВП, который может быть произведен и предложен на рынке (к продаже) при данном уровне цен. Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране показывает кривая совокупного предложения(AS). На характер кривой AS влияют ценовые и неценовые факторы. Ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения (движение вдоль кривой AS), неценовые приводят к изменению совокупного предложения (сдвигу кривой AS) (рис. 6.2).   27. Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS). Эффект храповика. Макроэкономическое равновесие позволяет: Ø выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства (дохода) (YЕ) и равновесного уровня цен (РЕ); Ø объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике; Ø показать причины и последствия этих изменений; Ø описать различные варианты экономической политики государства. Равновесие в модели «AD–AS»устанавливается в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения: АD = АS точка Е (РЕ , YE ). В точке Е – макроэкономическое равновесие, с равновесным уровнем цен (РЕ) и равновесным объемом ВВП (YE). Изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения (сдвиги кривых) ведут к изменению равновесия и соответственно к изменению равновесных значений ВВП и уровня цен. Последствия изменения АD зависят от вида кривой АS. Виды макроэкономического равновесия (рис. 6.4). Эффект храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому рост АD повышает уровень цен, но при снижении АD в течение короткого периода времени нельзя ожидать падения уровня цен. Эффект храповика приводит к смещению кривой AS вверх.   28. Кейнсианские функции потребления и сбережения домашних хозяйств. Функция инвестиционных расходов фирм. Форма кривой AS трактуется по-разному классиками и кейнсианцами. Классическая модель(А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б. Сэй, А.Маршалл, А.Пигу) рассматривает экономику в долгосрочном периоде (на всех рынках совершенная конкуренция; экономика делится на два сектора: реальный и денежный; полная занятость ресурсов; цены на товары и на ресурсы гибкие; равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически; принцип государственного невмешательства в управление экономикой; естественный уровень безработицы, соответствующий потенциальному ВВП (Y*)). Кейнсианская модель(Дж.М. Кейнс) рассматривает экономику в краткосрочном периоде (на рынках несовершенная конкуренция; неполная занятость ресурсов в экономике; цены на товары, услуги и номинальная зарплата жесткие; необходимость государственного вмешательства и государственного регулирования экономики). Вид кривой AS, воздействие ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение представлено на рис. 6.3.   Кривая AS в краткосрочном периоде имеет положительный наклон и состоит из трех участков: 1) горизонтального (кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного (восходящего), когда изменяются и национальный продукт, и уровень цен.     29. Равновесие на товарном рынке по Кейнсу. Эффект мультипликатора. Рассмотрим предположения простейшей кейнсианской модели. 1. Уровень цен не меняется (что справедливо для краткосрочного периода), т.е. P = const, поэтому номинальные показатели совпадают с реальными. 2. Двухсекторная модель, в которой действуют только два макроэкономических субъекта – домохозяйства и фирмы. Государство и внешний мир отсутствуют. Совокупные расходы (Е) состоят лишь из потребительских и инвестиционных расходов (Е = C+I). 2. Инвестиции автономны, т.е. не зависят от дохода (I =I0). 3. Потребление есть линейная функция располагаемого дохода (Y), т.е. МРС = const: С = С0+ МРС×Y, где С0 – автономное потребление, не зависящее от дохода, характеризует минимальный уровень потребления, необходимый людям. В случае отсутствия дохода люди будут брать в долг или сокращать размер имущества. МРС – предельная склонность к потреблениюпоказывает, на сколько возрастут потребительские расходы домохозяйств при Равновесный доход равен произведению простого мультипликатора и автономных расходов. Мультипликатор автономных расходов(простой мультипликатор) – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) равновесный национальный доход (или ВВП) при увеличении (сокращении) автономных расходов на единицу. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов. Первоначальное равновесие товарного рынка («кейнсианский крест») в точке А: где доход равен расходам (Y = E) или равенство инвестиций и сбережений (I = S). Увеличение инвестиций генерирует мультипликативный рост национального дохода (ВВП), в результате равновесие смещается в точку В Мультипликация по-латыни означает "умножение", а акселерация — "ускорение". Величина мультипликатора зависит от нормы сбережений. Чем больше люди склонны сберегать, тем меньше величина мультипликатора и, значит, тем слабее распространяется по экономике импульс экономического роста. Механизм мультипликатора может действовать и в обратном направлении.     30. Сущность и функции финансов. Бюджетная система РФ. Государственный бюджет: структура доходов и расходов. Проблема сбалансированности бюджета В соответствие со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, под бюджетомпонимается «…форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»3. В бюджете определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счѐт государственной казны, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней: ü Федеральный бюджет; ü бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты); ü бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты); ü бюджеты государственных внебюджетных фондов. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это бюджетный дефицит. Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти, на основе предложений органа исполнительной власти, принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр. Доходы государственного бюджета формируются за счет денежных средств, поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы бюджета формируются за счет: ü налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; ü неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; ü доходов целевых бюджетных фондов. В России подавляющая часть бюджета (как правило, более 80 %) формируется за счет налоговых доходов. Расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Все расходы можно подразделить на следующие группы: ü военные; ü экономические; ü на социальные цели; ü на внешнеполитическую деятельность; ü на содержание аппарата управления.   31. Бюджетный дефицит и государственный долг. Способы погашения. Государственный долг представляет собой результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга: 1) внешний долг обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований); 2) внутренний долг обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). В случае конвертируемой валюты, все кредиторы как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется. Для уменьшения государственного долга используются следующие механизмы: Ø реструктуризация долга замена старых долговых обязательств новыми с более мягкими условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга; Ø конверсия долга обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции.   32. Налоговые доходы госбюджета. Кривая Лаффера. Принципы налогообложения. Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Под налогом, в соответствие со статьей 8 налогового кодекса4 РФ понимается «…обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и /или муниципальных образований». Налоги выполняют одновременно следующие основные функции: 1) фискальная функция основная функция налогообложения: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счѐт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства; 2) распределительная функция состоит в перераспределении общественных доходов путем передачи средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счѐт возложения налогового бремени на более сильные категории населения; 3) регулирующая функция направлена на достижение, посредством налоговых механизмов, тех или иных задач экономической политики государства; 4) контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов; 5) стимулирующая функция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов; реализуется через систему льгот и освобождений. Система налогообложения РФ предоставляет собой широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т. д.; 6) дестимулирующая функция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Все налоги подразделяются на несколько видов. Прямые налогивзимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства. Косвенные налогиналоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Согласно налоговому законодательству РФ к косвенным налогам относятся: НДС и акцизы; остальные налоги в РФ являются прямыми. Налоговая система должна: быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно–политическим потребностям; обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП; быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета (рис. 8.1). Эффект Лаффера   Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. 33. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства: сущность, виды. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды   Бюджетно-налоговая (фискальная) политикапредставляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: Ø стабильного экономического роста; Ø полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); Ø стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Инструментами фискальной политикивыступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки (G); 2) налоги (t); 3) трансферты (Tr). В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по–разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. 1. Стимулирующая фискальная политика проводится при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. 2. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Кроме того, различают дискреционную и автоматическую (недискреционную) фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.     34. Деньги: сущность, функции денег, виды. Понятие денежной массы, агрегаты, уравнение обмена. Деньгипредставляют собой финансовый актив, который служит для совершения сделок и является платежным средством обращения. Характерной чертой данной макроэкономической категории является высокая ликвидность– способность практически мгновенно и без потерь в стоимости обмениваться на любые другие виды активов. Сущность денег наиболее полно раскрывается в их функциях. 1. Единица счета или мера (средство) стоимости: деньги являются измерителем ценности (стоимости) всех товаров и услуг. 2. Средство обращения: деньги являются посредниками в обмене товаров и в совершении сделок и позволяют избежать дополнительных издержек обращения, присущих бартеру. При этом движение товаров и денег происходит одновременно. 3. Мера отложенных платежей или средство платежа: функция денег, которая проявляется в использовании их при оплате отложенных платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов и пр.). 4. Средство сохранности (запаса) ценности или средство накопления: способность денег сохранять стоимость проданного сегодня для будущей покупки, которая во многом определяется уровнем инфляции. В неинфляционной экономике покупательная способность денег сохраняется и не меняется во времени, при наличии инфляции наблюдается обратный процесс. Накапливать обесценивающиеся деньги становится бессмысленно. Наиболее важной является функция денег как средство обращения, которая отличает денежные финансовые активы от неденежных. При этом все функции денег взаимосвязаны и взаимообусловлены.     35. Равновесие денежного рынка (спрос и предложение). Денежный мультипликатор. Спрос на деньги определяется двумя основными функциями денег: функции средства обращения и функции запаса ценности. Первая функция обусловливает транзакционный спрос на деньги (MT), который определяется как спрос на деньги для совершения сделок – покупки товаров и услуг. Дж. М. Кейнс в своей научном труде 1936 г. выделил помимо транзакционного предусмотрительный спрос на деньги, который определяется мотивом предосторожности и объясняется возможностью совершения людьми кроме запланированных покупок незапланированные, а также спекулятивный спрос на деньги, обусловленный функцией денег как запаса ценности. Спрос на деньги как средство накопления (MA) отрицательно зависит от ставки процента, выступающей альтернативными издержками хранения наличных денег (рис. 9.1, б). Предложением денег называется наличие всех денег в экономике, т.е. это денежная масса (М), для характеристики и измерения которой применяются различные обобщающие показатели – денежные агрегаты, отличающиеся степенью ликвидности и уровнем доходности. Предложение денег (МS) контролирует Центральный банк (ЦБ), поэтому можно изобразить кривую предложения денег как вертикальную, т.е. не зависящую от ставки процента. Предложение денег определяется экономическим поведением: ЦБ, который обеспечивает и контролирует наличные деньги (С); коммерческих банков (КБ), которые хранят средства на своих счетах (D); населения (домохозяйств) и предприятий, принимающих решения, в каком соотношении разделить денежные средства между наличными деньгами и средствами на банковских счетах (депозитами). Таким образом, предложение денег в общем виде может быть определено, как MS = C+D. Процесс увеличения денежной массы в результате деятельности коммерческих банков получил название кредитной (или банковской) мультипликации. Коэффициент, характеризующий зависимость между увеличением денежного предложения и величиной банковского вклада, получил название банковского мультипликатора (m), который рассчитывается по формуле: где rr – норма обязательного резервирования (коэффициент, показы- вающий, какую долю своих депозитов коммерческие банки должны хранить в виде в виде беспроцентных вкладов в ЦБ). Равновесие на денежном рынкеустанавливается, когда спрос на деньги полностью удовлетворяется их предложением: МD = МS, что происходит автоматически за счет изменения ставки процента. В случае если предложение денег контролируется ЦБ и фиксировано на некотором уровне, равновесие на рынке денег может быть представлено в виде (рис. 9.2, а): Рост уровня доходов населения ведет к повышению спроса на деньги (смещению кривой вправо – вверх), что влечет за собой увеличение равновесной процентной ставки с i1 до i2 (рис. 9.2, б). Увеличение предложения денег (сдвиг линии предложения вправо), вызванное, например, дополнительной эмиссией ЦБ РФ денежных средств, влечет за собой снижение равновесной ставки процента (рис. 9.2, в). 36. Банковская система РФ. Центральный банк. Кредитно-денежная политика государства, ее инструменты Банки являются основным финансовым посредником в экономике, благодаря которому происходит «создание» и оборот денежных средств на рынке. Современная банковская система двухуровневая: первый уровень – это Центральный банк, второй – это система коммерческих банков. Центральный банк РФ выполняет следующие функции, являясь: эмиссионным центром страны (обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность); банкиром правительства (обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование государства);
 
банком банков (хранит обязательные резервы коммерческих банков, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения КБ, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг);

межбанковским расчетным центром;

хранителем золотовалютных резервов страны.

Центральный банк РФ определяет и осуществляет кредитно–

денежную (монетарную) политику.

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки, которые являются частными организациями, имеющими законное право привлекать свободные денежные средства и выдавать кредиты с целью получения прибыли.

Коммерческие банки выполняют два основных вида операций:

пассивные (по привлечению депозитов) и активные (по выдаче кредитов), а также расчетно–кассовые, доверительные (трастовые), межбанковские операции, операции с ценными бумагами, операции с иностранной валютой и др.

В современных условиях банки функционируют в системе частич- ного резервирования, которая определяет необходимость хранения опре- деленной части банковских депозитов в виде обязательных резервов в ЦБ, остальная сумма может быть использована для предоставления кредитов и представляет собой избыточные резервы (или ссудный капитал).

Монетарная (кредитно-денежная) политикапредставляет собой один из видов стабилизационной политики, определяемой и осуществляемой ЦБ РФ, цель которой заключается в стабилизации производства, уровня цен и обеспечении полной занятости ресурсов. Различают стимулирующую монетарную политику, которая проводится в период экономического спада и направлена на увеличение предложения денег на рынке, а также сдерживающую, проводимую в период подъема и направленную на ограничение денежного предложения.

К инструментам монетарной политики относятся:

1) изменение нормы обязательных резервов: повышение rr ведет к снижению ссудного капитала КБ, что через мультипликативный эффект ведет к сокращению денежной массы и наоборот;

2) изменение процентной ставки рефинансирования (учетной ставки процента): если учетная ставка повышается, то объем заимствований у ЦБ сокращается, уменьшаются и операции КБ по предоставлению ссуд, повышается ставка процента по ссудам КБ, что приводит к уменьшению предложения денег в экономике и наоборот;

3) операции на открытом рынке: продажа ЦБ государственных обязательств ведет к сокращению денежной массы в стране, скупка облигации ЦБ – к увеличению денежной массы.

С помощью названных инструментов ЦБ реализует цели денежно– кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

Наши рекомендации