Экономические последствия объединения русских земель при Иване III
В период правления Ивана III (1462-1505) происходит объединение значительной части русских земель и формирование единого централизованного государства, преодолеваются основные политические атрибуты феодальной раздробленности - обособленность и государственный суверенитет отдельных княжеств и земель. На пространствах Восточной Европы формируется одна из самых мощных средневековых феодальных монархий.
Непосредственными следствиями этого процесса стало создание условий для стабильного развития феодального хозяйства и вызревание предпосылок для формирования единого общенационального рынка. Преодоление феодальной раздробленности вело как к прекращению внутренних распрей, так и к уменьшению внешней военной опасности -главных причин разорения хозяйства в предшествующие века. Хотя натуральное хозяйство оставалось господствующей хозяйственной формой и в течение длительного времени сохранялись экономические отличия и особенности отдельных земель, но ликвидация государственных границ между ними способствовала расширению масштабов торговых отношений. В условиях значительных размеров государства и разнообразия природно-географических факторов хозяйствования существовали предпосылки для формирования ёмкого внутреннего рынка.
Создание крупного централизованного государства оказало также существенное влияние на земельные отношения и на всю систему феодальной собственности. Военная организация крупной монархии не могла быть ограничена ранее существовавшими формами княжеской дружины и всеобщего ополчения населения. Данному этапу развития феодальной государственности в России в наибольшей степени соответствовала такая форма военной организации, как дворянское ополчение. Дворяне первоначально являлись низшим слоем военных слуг «при дворе» великого князя, они набирались из всех слоев населения и представляли собой как бы сильно разросшуюся младшую дружину, известную со времен Киевской Руси. По мере роста государства и выделения из великокняжеского двора функций государственного управления, более разнообразными становились и обязанности дворян - их стали привлекать к исполнению различных властно-административных функций, хотя основной из них и оставалась военная служба. В условиях ограниченности товарно-денежных отношений и незначительности денежного фонда, находящегося в распоряжении государства, могли быть организованы лишь натуральные формы содержания и материального обеспечения дворян. В России они приняли конкретную форму поместной системы, представлявшей собой одну из разновидностей феодального условного землевладения ( аналогичного западноевропейским «бенефициям»). Дворяне «испомещались» на землях, принадлежавших великому князю Владимирскому (Московскому), на условиях несения службы и явки, по требованию князя, «конно, людно и оружно» для участия в военных действиях или для проверки боеготовности. Правом собственности на поместные земли дворяне не обладали и не могли их отчуждать. В этом заключается существенное отличие от княжеских земельных пожалований дружинникам эпохи Киевской Руси, когда эти пожалования имели, в основном, вотчинную форму, что было возможно в условиях наличия большого земельного фонда. К XV-XVI вв. в Центральной России стала ощущаться ограниченность хозяйственно–освоенных и, в то же время, «черных» (т.е. свободных от частного феодального землевладения) земель. Массовых характер «испомещения» дворян на великокняжеские земли приняло после присоединения Новгорода в 1478 г., когда «тысяча» новгородских служилых людей была «выведена» на земли московского княжества.
Развитие поместной системы привело к усилению крепостной зависимости крестьян. Формально крестьяне оставались «тяглецами» великого князя (царя) и должны были обеспечивать натуральное содержание помещика в качестве государственного чиновника. Фактически, по мере удлинения срока «испомещения» дворянина на земле, а затем и передачи поместной земли по наследству, крестьяне попадали в поземельную и личную зависимость от помещиков. При этом в мелкопоместных владениях дворян степень эксплуатации крестьянства, как правило, была выше, чем в крупных боярских вотчинах. Формирование общегосударственной системы регулирования отношений между крестьянами и феодалами нашло отражение в «Судебнике» 1497 г. - устанавливался единый срок для возможного перехода крестьян на другие земли - «Юрьев день осенний» (день св. Георгия, 26 ноября), в течение двух недель – недели до-,и недели после этого дня.
На рубеже XV-XVI вв., в условиях нехватки земельного фонда, обострилась проблема церковного (особенно монастырского) землевладения. В распоряжении церкви находилась треть хозяйственно освоенных земель. В связи с дискуссией так называемых «нестяжателей» и «иосифлян» правительством Ивана III были предприняты первые попытки секуляризации церковных земель.