Лекция.Экономич мысль перв полов 19 века.

Товар– продукт труда, удовлетворяющий потребн покупателя и производимые для обмена или продаж. Его св-ва: потребительн и меновая стоимость. Потребит стоим товара– св-во товара удовлетворять какую-либо потребн покупателя, привлекательность товара покупателя. Меновая стоимость– св-во товаров обмениваться друг на друга в равной меновой пропорции. Ее основа- стоимость. Стоимость –воплощенный в товаре общественно-необходимый труд. Стоимость товаров опередел кол-вом вложенного труда. Труд: конкретный и абстрактный. Абстрактный –труд вообще, без учета конкретной специфики, совокупность умственных и физических усилий человека. Закон стоимости:товары должны обмениваться по стоимости, по равному кол-ву вложенного труда. Цена- форма выражения труда. Цена формируется на рынке под воздействием спроса и предложения. Цена может совпадать со стоим, и может и не совп.

Ж.Сей- (18-19в) экономист, автор теории факторов произ-ва и закона Сея. «Трактат политической экономии». Стоимость зависит от факторов: полезности товара, издержек произв-ва, спроса и предложения. Акцент на полезность товара. Процессы создаются в процессе произв-ва. Труд – доход работника в форме зарплаты, капитала. Земля приносит доход землевладельцу. Закон Сея: в условиях рыночной экономики невозможно перепроизв-во товаров.

Мальтус.«Опыт о законе народонаселения». Все бедствия населения связаны с законом населения.

К.Маркс. Капитал-стоимость, создающая прибавочную стоимость. Д’=Д +ΔД. ΔД- прирост капитала. Предприниматель находит на рынке особый товар – рабочую силу, этот товар способен создавать дополнительную стоимость. Рабочая сила– совокупность умственных и физических способностей человека к труду, потенциальная способность трудиться. Товар- рабочая сила, обладает потребительской стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость товара способна создавать стоимость больше, чем стоимость рабочей силы.

Стоимость товара-рабоч сила –стоимость тех жизненных благ и услуг, которые необходимы рабочему для поддержания работоспособности. Прибавочная стоимость – стоимость, создаваемая трудом собственного рабочего сверх стоимости самой рабочей силы, которая безвозмездно присваивается предпринимателем. Рабочий день – перв часть рабочий работает на себя, окупая стоимость товара- раб сила , выкупая свою зарплату, втор часть работает на предпринимателя. Рабочий день: необход раб время + прибавочн время.

w=C+V+m. V-переменный капитал, С-постоян капитал, здания, оборудования. m- прибавочн стоимость. (C+V)–переменный капитал или затраты на произ товаров. (V+m)-весь труд рабочего, добавленная стоимость. m=p. p-прибыль. C+V=к. к- затраты. w=к+ p. p=w-к. w- выручка. (m/ C+V)*100%= m’ степень эксплуатации рабочего. m/ V степень эксплуатации, V-зарплата. w V совокупность прибавочн стоим.

Лекци.Маржинализм.

Возник во 2полов19в. Вернулись к теории факторов произв-ва, средние величины, средн произ труда, средн издержки, средн затраты, предельные начали использовать величины, предельн полезность, производительность, издержки, доход. Предельный- последующий. Предельные издержки- дополн затраты на произв последующей единицы продукции. Теория предельность полезности(Менгер, Визер, Бем-Баверк- австрийцы): полезность товаров для покупателя снижается по мере насыщения покупателя данным товаром. Вместо «стоимости» – «полезность» (ценность). «Полезность» (ценность)- индивидуальный объект(ценность), оценка, которую дает покупатель данному товару. Предельная полезность-полезность для покупателя каждой последующей единицы продукции товара. Полезность или ценность товара для покупателя, важность, нужность, важность удовлетворения потребностью в нужный момент, степень насыщения покупателя товаром, редкость товара в природе. Закон убывающ предельн полезности:полезность каждой последующей единицы продукции для покупателя снижается по мере насыщения покупателя данным товаром. Минус: субъективизм понятия «полезности». Плюсы: теория учитывает психологию покупателя, находится на стыке психологии и экономики. Менгер: «Основание политэкономии».Ценность эконом благ выявл человеком в процессе удовлет потребности. Затраты труда на произв товаров (благ) не находятся в непосредственной связи с ценностью данного товара для покупателя. Визер:ученик Менгера. «Естественная ценность». Ввел предельную полезность. Разработал теорию альтернативных издержек. Бем-Баверк: ученик Менгера. «Основы теории ценности хоз благ». Исследовал индивидуальный обмен и целостн рынок. Рассмотрел проблему распределения, как проблему установления цен на факторы произв-ва (труд, капитал, земля). Джеванс: англ. Теория полит экономии. Цена товара зависит от предельной полезности, а полезность зависит от товарных цен, обусловленных издержками произв-ва. Закон убывающей предельн полезности.

Вольрас: франц «Элементы чистой политической экономии». Предельная полезность, как убывающая функция от потребленного кол-ва благ. Когда все потребители достиг макс в удовлетворении своих потребностей, наступает экономическое равновесие. Основоположник современного макроэкономич моделирования, математик.

Парето: итал, «Курс политической экономии». Исследовал проблему общего экономич равновесия. Автор кривых безразличия. Применяя кривые безразличия можно проследить порядок ранжирования покупателем своих предпочтений, выявить его безразличия в данный момент времени между двумя альтернативными товарами. Теория предельность производительности (Дж.Кларк): с увеличением объема произв-ва прибыль сначала растет, достигает максимума, а потом начинается снижаться. Существует оптимальный объем произв-ва, при котором достигается максим суммарная прибыль. Дж.Кларк: америк, «Философия богатства». Предельные издержки – дополн издержки, затраты на каждого дополн нанимаемого рабочего. Предельн доход – доход, получаемый от каждого дополн нанимаемого рабочего. Если предельн издержки превышают пред доход, тогда не выгодно расширять произв-во. Маршалл: англ «Принципы экономикс». Автор синтетической теории цены. Стоимость – цена равновесия, средняя цена, формирующаяся на рынке. Объединил труд теорию стоимости и теорию предельн полезности в теорию цены. В создании и формировании цены участвуют факторы производит (издержки, произв-во) и субъективн (полезность товара для покупателя). Цена образуется в результате соотношения действия этих факторов. Цена- результат взаимодействия спроса и предложения. В результате взаимодействия спроса и предложений формируется цена равновесия.

Лекция

Наши рекомендации