Проблемы перехода к рыночной экономике
Основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период от плановой экономики к рыночной следующие:
- приватизация,
- макроэкономическая стабилизация,
- поощрение предпринимательства,
- либерализация внешнеэкономических связей,
- социальная политика, направленная на защиту людей с низкими доходами.
Возможны два варианта перехода командно-административного типа экономики к смешанному рыночному: эволюционный и «шоковая терапия».
Стратегия радикального перехода («шоковая терапия») предполагает:
1) одномоментную либерализацию цен;
2) скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования;
3) ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
4) либерализацию внешнеэкономической деятельности.
Следовательно, для «шоковой терапии» первым этапом в реформировании экономики будет проведение либерализации цен.
Приватизация – одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственностью, но и с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.
Необходимость приватизации в современном западном обществе возникает вследствие неэффективной деятельности государственных предприятий. Чертами приватизации являются:
- многообразие форм и методов ее проведения;
- избирательность приватизации, т.е. не широкий, не массовый характер;
- длительность сроков приватизации;
- предварительное санирование убыточного производства;
- возмездный характер.
В России приватизация имеет некоторые особенности:
1) Историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой экономики к рыночной;
2) Приватизация предшествует созданию достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает ее эффективность, увеличивает издержки преобразований;
3) Масштабность, массовый характер приватизации, вызванный и высоким удельным весом государственной собственности, и стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
4) Высокие темпы приватизации;
5) Высокий удельный вес неэквивалентных форм приватизации, обусловленный отсутствием на начальном этапе накопленных на это средств в частных руках ( безвозмездная передача, оплата не в полной мере);
6) Существование ваучерного этапа приватизации с целью обеспечения справедливости при приватизации государственного имущества и обеспечения определенной концентрации ресурсов (ваучеров) в соответствующих инвестиционных фондах.
В России приватизация проводилась двумя способами:
- мелких предприятий – продажей на аукционах (конкурсах);
- крупных предприятий – преобразованием в акционерные общества.
Здесь предлагались три варианта:
1 вариант – трудовой коллектив получал безвозмездно 25 % привилегированных акций (от уставного капитала) и мог приобрести на льготных условиях 10 % обычных акций. Это отражение правительственной позиции;
2 вариант - трудовой коллектив приобретал обычные акции до 51 % уставного капитала. Здесь учитывалось мнение трудового коллектива
3 вариант – для группы работников, обязующихся в течение года нормализовать деятельность предприятия, резервировалось 20 % обычных акций и еще 20 % акций мог приобрести трудовой коллектив. Это компромисс с директорским корпусом.
В большинстве своем акционирование прошло по второму варианту.
Международный опыт приватизации:
1) 1 место в приватизации занимает Великобритания: около трети занятых в производстве (600 тыс. рабочих мест) были переведены в частный сектор в результате распродажи государственных компаний и государственного жилого фонда. На примере приватизации в Англии было определено 22 различных способа частичной или полной передачи собственности: распродажа и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, отчисления со стороны пользователей, продажа государственного жилья квартиросъемщика, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.
2) Во Франции в 1986 г. одобрен закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Долю иностранного участия ограничили во владении до 20 %.
3) В Австрии, Испании, Италии, ФРГ осуществлялась распродажа государственных предприятий частным инвесторам. Причина – нерациональное использование государственных финансов местными и федеральными властями, некомпетентность правительственной бюрократии.
4) В Японии – была осуществлена передача в частные руки государственные железные дороги, национальная телефонная компания.
5) В Германии после объединения использовался только один принцип приватизации: купля–продажа, и никакой бесплатной раздачи.
6) В Венгрии правительство выступала также за платную приватизацию, однако некоторые партии предлагали боны или сертификаты (в сумме четверти годовой зарплаты), передаваемые каждому члену общества.
7) В Польше выделяли три пути приватизации:
- первый путь – капитализация, то есть крупные предприятие превращается в акционерное общество, акции которого в последствие продаются, в том числе и иностранцам;
- второй путь – касался мелких и средних предприятий, не способных производить конкурентно-способную продукцию. Данные предприятия должны перепрофилироваться или должны быть проданы на аукционе;
- третий путь – предполагал инвестиционные купоны, то есть бесплатную раздачу.
8) В Румынии, несмотря на непровозглашенный вначале принцип платной приватизации, было решено 30% государственной собственности раздать бесплатно.
9) В Литве происходила полная распродажа государственного имущества и открытая подписка на акции.