С помощью методов маржинального анализа
Метод маржинального анализа играет огромную роль в системе управленческого анализа, в подготовке и проверке обоснованности краткосрочных управленческих решений. В системе обеспечения безопасности коммерческой деятельности значение и возможности этого метода трудно переоценить.
Методика маржинального анализа основывается на изучении соотношений между тремя группами важнейших экономических показателей деятельности предприятия – издержками, выручкой и прибылью. Метод обеспечивает прогнозирование (выявление) каждого из этих трех показателей при заданном (фиксированном) значении двух других. Таким образом, применение этого метода в системе экономической безопасности может заключаться в поиске оптимальных решений или проверке обоснованности уже принятых решений относительно объемов производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) при заданных параметрах прибыли. Применение метода также возможно в целях проверки обоснованности решений о планируемых объемах производства при заданных ограничениях производственной мощности предприятия или ограничениях его финансовых ресурсов, в целях проверки возможностей реализации продукции (работ, услуг) и получения запланированных объемов прибыли в конкретных рыночных условиях и т.п.
Модель маржинального анализа достаточно проста в применении, что позволяет обеспечить ее широкое использование в системе контроля управленческих решений.
Освоение данного метода позволяет студентам закрепить знания и навыки использования алгоритма расчета «точки безубыточности» бизнеса, закрепить навыки формирования систем релевантной информации, освоить методику подготовки и принятия рациональных решений и проверки их обоснованности.
Возможности использования метода маржинального анализа в системе анализа экономической безопасности организации целесообразно продемонстрировать на конкретном примере.
Пример анализа безубыточности
Фирма изготавливает мебельную продукцию, в том числе компьютерные столы.
При этом ее переменные затраты планируются в размере 1560 руб./ед. ( ), а постоянные затраты – 934 500 руб. ( ). Продажная цена одного компьютерного стола планируется на уровне 3250 руб./ед. ( ), в том числе НДС – 495 руб./ед. ( ).
По результатам маркетинговых исследований уровень спроса на компьютерные столы фирмы удовлетворяет следующей прогнозной зависимости:
, (14)
где - объем продаж компьютерных столов, ед.
Приведенная зависимость в виде уравнения регрессии (14) аппроксимирует на интервале = 520 … 2350.
Фирма планирует годовой объем продаж в предстоящем году на уровне 1100 ед. ( ).
Требуется определить следующие параметры функционирования фирмы в планируемом году:
1. Критическая точка или точка безубыточности бизнеса в условиях принятия варианта с производством и продажей компьютерных столов.
2. Объем продаж, обеспечивающий наибольшую прибыль от реализации компьютерных столов ( ).
3. Объемы прибыли от реализации продукции ( и ), соответствующие объемам производства компьютерных столов и .
4. Границы прибыльности бизнеса.
5. Уровень риска бизнеса.
Р е ш е н и е :
1. Для наглядности целесообразно решение данной задачи представить в графическом виде. Для этого на графике (рис. 5), построенном аналогично графику на рис. 4, следует отобразить все исходные данные. Учитывая то, что все зависимости на этом графике имеют линейный характер (бухгалтерская модель «затраты – объем – прибыль»), следовательно, все функции можно построить по двум точкам, соединяя их прямыми линиями.
Полученные на графике точки пересечения функций являются характеристическими, поэтому проекции этих точек пересечения на ось абсцисс дают искомые значения:
· точки безубыточности (проекция на ось абсцисс точки пересечения функций и );
· объема продаж, обеспечивающего наибольшую прибыль от реализации продукции (проекция на ось абсцисс точки пересечения функций и );
· правая граница безубыточности бизнеса (проекция на ось абсцисс точки пересечения функций и ).
Очевидно, что функцию объема реализации продукции от объемов производства можно представить в виде
. (15)
где - объем производства продукции, ед.
Функцию затрат общих от объемов производства, учитывая выражения (6) и (9), также можно представить в виде
Рис. 5
. (16)
2. Расчет критической точки – точки безубыточности для условий задачи производится как нахождение общего решения функций и , значения которых совпадают в искомой точке (точка безубыточности характеризуется равенством затрат и выручки). Для этого приравниваются правые стороны выражений (15) и (16) в следующем виде:
. (17)
После подстановки заданных значений в формулу (17) получаем уравнение с одним неизвестным:
. (17а)
Решение этого уравнения дает результат = 782 ед.
3. Расчет объема продаж , обеспечивающего наибольший объем прибыли, для условий задачи производится как нахождение общего решений функций и , значения которых совпадают в искомой точке. Для этого приравниваются правые стороны выражений (15) и (14) в следующем виде:
. (18)
После подстановки заданных значений в формулу (18) также получается уравнение с одним неизвестным:
. (18а)
Решение этого уравнения дает результат = 1566 ед.
4. Расчет объема прибыли от реализации продукции , соответствующего планируемому объему производства компьютерных столов ведется по формуле
. (19)
После подстановки заданных значений в формулу (19) получаем результат = 380 тыс. руб.
5. Расчет объема прибыли от реализации продукции , соответствующего максимальному объему производства компьютерных столов ведется по формуле
. (20)
После подстановки заданных значений в формулу (20) получаем результат = 937 тыс. руб.
6. Границы прибыльности бизнеса фирмы (по условиям производства и реализации компьютерных столов), очевидно, определяются точкой безубыточности и точкой , соответствующей проекции на ось абсцисс точки пересечения функций и . Точка пересечения этих функций указывает на максимально возможный объем продаж компьютерных столов фирмы для условий рынка. Очевидно также, что маркетинговый прогноз ограничивает производство объемом , так как произведенные сверх этого объема столы не найдут спроса и останутся на складе фирмы как нереализованная продукция.
Расчет предельного безубыточного объема производства продукции производится как нахождение общего решения функций и , значения которых совпадают в искомой точке. Для этого приравниваются правые стороны выражений (14) и (16):
. (21)
После подстановки заданных значений в формулу (21) получаем результат = 2042 ед.
7. Для оценки уровня риска бизнеса целесообразно использовать следующее правило: если безубыточный объем производства продукции не превышает 75% планируемого объема производства, то уровень риска бизнеса считается приемлемым, а если безубыточный объем производства превышает 75% планируемого объема производства, то уровень риска бизнеса считается слишком высоким.
В данном примере уже рассчитан безубыточный объем производства для условий задачи = 782 ед. Далее следует, пользуясь приведенным выше правилом, оценить уровень риска для возможных планируемых объемов производства продукции.
Так, для планируемого объема производства = 1100 ед. имеем следующее отношение:
.
Для объема производства, соответствующего максимальной прибыли = 1566 ед., имеем следующее соотношение:
.
Таким образом, получены следующие результаты деятельности фирмы, соответствующие прогнозу на планируемый год:
· критическая точка или точка безубыточности бизнеса составляет 782 ед.;
· объем продаж, обеспечивающий наибольшую прибыль, составляет 1566 ед.;
· объем прибыли, соответствующий планируемому объему производства 1100 ед. составляет 380 тыс. руб.;
· максимальный объем прибыли, соответствующий объему продаж 1566 ед., составляет 937 тыс. руб.;
· границы прибыльности бизнеса заключаются в пределах 782 ед. и 2042 ед.;
· уровень риска бизнеса в случае производства продукции в планируемых объемах 1100 ед. составляет 72%;
· уровень риска бизнеса в случае производства продукции в объеме 1566 ед. составляет 50%.
Анализ полученных результатов показывает, что принятое управленческое решение о производстве продукции фирмы в объеме 1100 ед. компьютерных столов не является оптимальным, так как прогнозируемая при этом прибыль составляет лишь 380 тыс. руб., что в 2,5 раза меньше, чем в случае производства 1566 ед. продукции при уровне прибыли 937 тыс. руб. Кроме того, оценка риска бизнеса также обнаружила возможности укрепления безопасности фирмы: в случае принятия решения о производстве 1100 ед. продукции уровень риска (72%) близок к критериальному значению (75%), а в случае принятия решения о производстве продукции в объеме 1566 ед. уровень риска существенно снижается и составляет лишь 50%.
Таким образом, проверка обоснованности управленческого решения об объемах производства компьютерных столов методом маржинального анализа показала его недостаточную проработанность, а также обнаружила существенные резервы повышения эффективности фирмы и укрепления безопасности.