Функциональная независимость центрального банка
Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определяется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Степень функциональной независимости центрального банка — это не просто некоторое юридическое решение, уровень его независимости во многом определяет вероятность достижения поставленной цели денежно-кредитной политики.
Сотрудниками Международного валютного фонда А. Сагаге, А. Шехтером, М. Стоном и М. Цемлером в их совместной исследовательской работе "Создание необходимых условий для поддержания инфляционного таргетирования" отмечается, что для перехода на режим инфляционного таргетирования необходимо, чтобы центральный банк обладал независимостью при принятии решений в отношении денежно-кредитной политики. Под независимостью в данном случае понимается как юридическая, так и фактическая независимость центрального банка от органов государственной власти при использовании инструментов денежно-кредитной политики. Независимость центрального банка подразумевает отсутствие в экономике симптомов фискального доминирования — подчинения и ограничения денежной политики задачам бюджетной политики.
Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Функциональная независимость проявляется также в том, что центральный банк не обязан (или ему запрещено законом) автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости центрального банка имеет значение характер применяемых инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за денежно-кредитной системой, а именно: применение преимущественно рыночных или административных методов регулирования.
Показателями функциональной независимости являются:
• достаточность и эффективность инструментов, которыми располагает центральный банк для проведения денежно-кредитной политики;
• механизмы, регулирующие принятие решений по использованию инструментов, а именно:
— центральный банк принимает решения самостоятельно,
— фактически решения принимаются иными государственными органами, органами государственной власти,
— "разделение труда" — за центральным банком закрепляются инструменты денежно-кредитной политики, а за правительством — политика валютного курса,
— совместное принятие решения,
— право правительственных органов приостанавливать решения центрального банка.
Степень функциональной независимости различна по различным странам. Наибольшей независимостью отличается Банк Германии. При реализации стоящих перед Бундесбанком задач он обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако его деятельность не зависит от указаний правительства. Он должен выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в работе Центрального совета Бундесбанка, но не имеют права голоса. Однако они могут предлагать вопросы для обсуждения на Совете Бундесбанка, вносить предложения. При принятии вопросов денежно-кредитной политики Банк Германии обладает полной автономией. Однако это возможно до тех пор, пока его действия не будут противоречить основным направления экономической политики правительства.
Высокой степенью независимости от исполнительной власти располагает ФРС США — ее решения не подлежат ратификации со стороны президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику.
Одним из наименее независимых с функциональной точки зрения является Банк Англии. Казначейство имеет возможность существенно влиять на деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа Банка Англии — Правления — входит координация вопросов денежно-кредитной политики с министерством финансов. Его глава формально ответственен за принятие решений в данной области и подотчетен парламенту.
Аналогичной зависимостью обладают Банк Италии и Банк Франции, которые также должны выполнять рекомендации
Казначейства. В общем виде, в странах, для которых характерны централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно более зависим от правительства, чем в федеративных государствах.
В соответствии с Законом о Центральном банке:
• Банк России является юридическим лицом;
• государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами;
• Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Вместе с тем Банк России не является в полной мере независимой организацией, но в вопросах выбора инструментов и методов реализации денежно-кредитной политики в значительной степени опирается на собственные прогнозы развития денежно-кредитной сферы. Изменение в функциональной независимости Банка России будет связно с реализацией решения о создании на базе Банка России единого органа регулирования финансовой системы — мегарегулятора.