Инструменты государственного регулирования экономики
Глава 2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Значительная роль отводится налоговой политике и политике государственных расходов, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство(Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низко рентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства.)
экономические методы государственного регулирования находит применение:
в бюджетной политике;
в кредитно-денежной политике;
в фискальной политике;
в социальной политике.
К административным методам относятся
1. прямой государственный контроль над монопольными рынками
2. структура и направление развития национального рынка путем государственного заказа.(Вкладывать инвестиции и какие либо сферы)
В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство устанавливает нормы поведения для граждан организаций в системе рыночных отношений.
Инструменты государственного регулирования экономики
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Государственный бюджет самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, При планировании гос бюджета целью правительства является достижение баланса гос бюджетов (доходы и расходы).
Структура госбюджета состоит из двух больших разделов:
доходов и расходов - сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет).
Доходы госбюджета обеспечивают:
1) налоги и сборы
2) доходы от гос предприятий и операций с объектами госсобственности.
3) поступления во внебюджетные или в целевые фонды - для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономических проблем.
Расходы на:
1) государственное управление;
2) оборону;
3) социально-экономические цели;
4) хозяйственную деятельность государства;
5) внешнеэкономическую деятельность
Дискреционная фискальная политика - это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость.
Аксиомой стали четыре принципа налогообложения, выработанные А. Смитом: простые, ясные, недвусмысленные, понятные.
1.Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2.Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен.
3.Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда
и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
4.Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
Денежно кредитная политика
Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.