Сущность и функции рынка. Рыночный механизм
Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 8. СУЩНОСТЬ И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Сущность и функции рынка. Рыночный механизм
Товарное обращение неразрывно связано с рынком. Рынок есть категория товарного производства и обмена.
В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:
– рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;
– рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов (иными словами, отношение спроса и предложения);
– рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. При этом специфической социальной формой признания и учета затрат общественного труда товаропроизводителей на рынке являются деньги.
В этом определении фиксируется внимание на двух таких аспектах: во-первых, рынок – это не только место и процесс купли – продажи, т.е. обмена товара на деньги или товара на товар. Рынок – это одновременно система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающих при покупке и продаже товаров. Такие отношения, являясь «невидимыми» для глаз, носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими.
Во-вторых, полезность или значимость труда изготовителя товара получает свое окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на какой-либо другой товар). Если этого не происходит, то такой товар и труд, затраченный на его изготовление, оказываются ненужными и бесполезными.
Отсюда следует, что рынок представляет собой сферу отношений обмена между людьми, связанных с обменом товара на деньги и денег на товар, с признанием затраченного труда на создание вещи (услуги).
Рынок – это не только общеэкономическая категория, как результат естественно-исторического развития человеческого общества. Он также включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.
Рынок представляет собой способ связи обособленных товаропроизводителей на основе общественного разделения труда. Это проявляется в следующем:
1) рынок информирует товаровладельцев о состоянии дела во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни;
2) он определяет общественную полезность товаров;
3) указывает направления и характер изменения производственных программ.
Сущность рынка раскрывается в его основных функциях. Функция – средство проявления сущности явления. Это объективное, устойчивое и однозначное свойство экономического процесса или явления, способ проявления его социально-экономического предназначения.
Функциями рынка являются:
1. Ценообразующая – определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;
2. Репродуктивная – обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;
3. Стимулирующая – побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств. Стимулирующая функция проявляется в определяющей мере как результат внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, а также изменения соотношения между спросом и предложением;
4. Регулирующая – оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций;
5. Контролирующая рациональность производства уровнем цен;
6. Конкурентная – формирующая отношения соперничества между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства;
7. Санирующая – обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции;
8. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
9. Коммуникативная. Суть коммуникативной функции рынка состоит в том, что рынок посредством таких компонентов рыночного механизма, как потребности, интересы, спрос и предложение, обеспечивает прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением; согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов — производителей-продавцов и потребителей-покупателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах, работников и работодателей; приведение в соответствие объема и структуры производства с объемом и структурой платежеспособного спроса; обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глубокого общественного разделения труда; взаимовыгодность технологических и экономических связей между участниками общественного производства, удовлетворение их потребностей в различных видах благ.
10. Оценочная функция заключается в соизмерении индивидуальных издержек производства с общественно необходимыми, определяющими рыночную стоимость продукции. Последняя, будучи скорректированной на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену. Именно рыночная стоимость определяет общественную значимость произведенных товаров и услуг и затраченного на их изготовление труда.
11. Распределительная функция обеспечивает распределительные процессы, опосредованные обменом на принципах эквивалентности, а именно: распределение экономических (материальных, трудовых, денежно-кредитных и финансовых) ресурсов между товаропроизводителями-продавцами в отраслевом и территориальном разрезах; реализацию произведенных благ, доведение их до конкретных потребителей-покупателей, т.е. товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса; формирование доходов экономических субъектов рынка (прибыли, заработной платы и т.п.), последующее их распределение и перераспределение в процессе обмена результатами своей деятельности.
12. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Реализация всех функций рынка в их единстве обусловливает его роль в экономической системе общества.
Как функционирующая система, рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации).
Хозяйственный механизм – совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления; а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы; процесс воспроизводства. Рыночный механизм хозяйствования – система методов регулирования и средств воздействия на экономические процессы, в которой развиты товарно-денежные отношения, все формы собственности и виды предпринимательства имеют равные возможности для развития, а роль государства в экономике ограничена.
Рыночный механизм – это такая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка (и движения на нем цен) на основе конкуренции между ними с целью решения трех основных задач рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить. При этом главной остается задача: насколько все это выгодно предпринимателям.
Формирование рыночного механизма хозяйствования предполагает реализацию определенных условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
1) необходимое многообразие форм собственности и форм хозяйствования;
2) свобода ценообразования;
3) обеспечение свободы выбора;
4) свобода предпринимательской деятельности;
5) важен факт наличия конкурентной борьбы между различными субъектами предпринимательской деятельности;
6) существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством; наличие развитого антимонопольного законодательства и достаточных механизмов его реализации, ослабляющих монополистические тенденции;
7) необходимо наличие рыночной инфраструктуры.
Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение.
Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке. Цена несет информацию о состоянии рынка для потребителей и производителей, предопределяя тем самым поведение хозяйственного объекта на рынке. Цена является формой существования товара, его мерой. Поэтому она является денежным выражением стоимости товара в широком смысле, т.е. и трудовой стоимости, и потребительной стоимости, и меновой стоимости.
Сущность цены будет рассмотрена дальше. Поэтому обратимся к анализу категорий спроса и предложения.
В условиях товарного обращения производство представлено на рынке предложением товаров, а потребление – спросом на товары.
Другими словами, предложение представляет сумму продавцов, или производителей данного товара, а спрос – покупателей, или потребителей (индивидуальных или производительных), этого же товара.
Спрос и предложение – это объективно необходимые категории рынка. Через них проявляется взаимосвязь между производством и потреблением. Спрос и предложение, в конечном счете, ставят лицом к лицу производство и потребление, основанные на обмене.
Спрос – это размер общественной потребности, выраженный в деньгах. Спрос – это потребность в товарах, представленная на рынке. Спрос всегда представлен деньгами, т.е. платежными средствами населения и предприятий. Платежеспособный спрос определяет возможный объем реализации товаров, т. е. характеризует емкость рынка.
Предложение представляет собой совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации на рынок. Под предложением понимается продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Отсюда следует, что предложение товаров зависит от их производства и от товарных запасов.
Для обеспечения нормального процесса обращения товаров на рынке должно существовать соответствие между спросом и предложением. На это как раз и направлено регулирование рынка. Прежде всего, соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное воздействие на формирование уровня цен. В свою очередь это соотношение колеблется в зависимости от действующих рыночных цен. Поэтому ценовой фактор активно влияет на соответствие между спросом и предложением.
В краткосрочном отрезке времени регулирование спроса и предложения достигается посредством: изменения цен; маневрирования товарными запасами.
В долгосрочном отрезке времени регулирование спроса и предложения осуществляется за счет следующих факторов: изменение производительности труда; изменение объема и пропорций общественного воспроизводства; изменение структуры личного потребления; регулирование динамики денежных доходов населения.
Для экономики одинаково ненормальным является как чрезмерное превышение спроса над предложением, так и чрезмерное превышение предложения товаров над их спросом. В первом случае будет ощущаться хронический дефицит товаров, во втором случае – оседание товарных масс в каналах обращения, их затоваривание.
Субъектами рыночных отношений являются продавцы (производители), покупатели (потребители) и различного рода посредники. Ими могут быть: государство (правительство), предприятия (фирмы) и домашние хозяйства. Объектами на рынке выступают всевозможные товары, выставляемые на продажу (блага и услуги, рабочая сила, средства производства, финансы и т.д.).