Тема 5. Мотивация, регулирование и контроль в системе менеджмента
Рабочая программа учебной ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины являетсясовершенствование знаний в области управления финансами и банковским делом, а также приобретение навыков эффективного применения их на практике.
Задачи изучения дисциплины.
Задачами изучения дисциплины является повышение квалификации специалистов, что позволит добиться успехов в профессиональной планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. В процессе обучения студенты должны:
Иметь представление: об основных терминах и понятиях, о рынках сбыта, методах контроля качества, методах прогнозирования продукции с учетом инфляции, конкуренции, качества, цен; о социофакторах и этике менеджмента; об организационных отношениях в системе менеджмента; о мотивации деятельности в менеджменте; о регулировании и контроле, динамике групп и лидерстве в системе менеджмента;
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам по выбору вуза профессионального цикла ООП ВПО направления подготовки 080100.62 ЭКОНОМИКА
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.
1. Микроэкономика
2. Статистика
3. Макроэкономика
Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.
1. Маркетинг
2. Финансовый менеджмент
Темы для семин. занят.
Тема 1. Общая теория управления закономерности управления различными системами.
1. Теория управления. Объект и предмет изучения теории управления.
2. Ключевые понятия теории управления: система управления, процесс управления, механизм управления.
3. Менеджер и предприниматель.
4. Организация как объект управления. Закономерности управления различными системами (организациями).
Тема 2. История развития менеджмента. Современная управленческая парадигма. Модели менеджмента
1. Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.
2. Функции менеджмента.
3. Японская модель менеджмента.
4. Американская модель менеджмента.
5. История развития менеджмента.
6. Классическая школа управления.
7. Поведенческая школа управления.
8. Ситуационный подход в управлении.
9. Системный подход в управлении.
10. Процессный подход в управлении.
11. Особенности современной парадигмы управления.
12. Модели менеджмента.
Тема 3. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
1. Стратегические, тактические и оперативные планы.
2. Стратегическое планирование.
3. Понятие миссии, частные цели.
4. Учет внешнего окружения (среды) при выработке стратегии.
5. Выявление сильных и слабых сторон фирмы.
6. Глобальные стратегии конкуренции (минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования)
7. Корпоративные стратегии (стратегия связанной диверсификации, стратегия несвязанной диверсификации и др.).
8. Функциональные стратегии (наступательные, оборонительные, вертикальной интеграции, стратегии организаций, занимающих различные отраслевые позиции).
9. Выбор стратегии.
Тема 4. Организационные отношения в системе менеджмента. Управление группой.
1. Методы проектирования организационных структур.
2. Организационные структуры.
3. Бюрократические и адаптивные организационные структуры.
4. Функциональная (классическая) организационная структура.
5. Дивизиональная структура.
6. Структура организации, построенной по продуктовому признаку.
7. Структура организации, ориентированная на потребителей.
8. Региональная (географическая) структура.
9. Проектные и матричные организационные структуры.
10. Группы и их значимость.
11. Формальные группы.
12. Неформальные группы.
13. Факторы, влияющие на эффективность функционирования групп.
Тема 5. Мотивация, регулирование и контроль в системе менеджмента
1. Мотивация и ее теории.
2. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
3. Теория человеческих потребностей Маслоу.
4. Процессуальные теории мотивации.
5. Теория ожиданий и теория справедливости.
6. Понятие контроля и его виды.
7. Поведенческие аспекты контроля.