Экономические учения в период Средневековья
Экономические учения Древнего мира
В древности экономической науки как таковой еще не было. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самого термина «экономика» («домоводство»), то он пришел к нам из древнегреческого (oikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).
В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.
Представители | Труды | Основные положения | |
Экономическая мысль Древнего Рима | Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) | «Землевладение» | Трактат Катона отразил период подъема римского рабовладельческого производства. Идеолог натурального хозяйства, основанного на рабском труде. О торговле: «продавать можно только излишки, а покупать то, что нельзя произвести в собственном хозяйстве» |
Луций Колумелла (I в н. э.) | «О сельском хозяйстве» | Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве». Подчеркивал низкую производительность труда рабов. Подчеркивал преимущества свободного труда и предпочитал его крупным рабовладельческим латифундиям. | |
Экономическая мысль Древней Греции | Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) | «Домострой» | Основной отраслью рабовладельческой экономики считал земледелие. Большое внимание уделил вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. |
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) | «Политика»; «Никомахова этика» | Ключевые положения его труда «Политика»: -обязательным является наличие частной собственности; -все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю. Под хрематистикой – изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: 1) как совокупность потребительских стоимостей (естественный, источник – земледелие и ремесло,); 2) как накопление денег (противоестественный). |
Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян и греков – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяется вопросам хозяйственной этики.
Экономические учения в период Средневековья
Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства.
Источники экономической мысли Средневековья:
В арабских странах: Коран (610 – 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);
В Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);
В России: «Русская правда» (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).
Экономические воззрения канонистов (Августин Блаженный и Фома Аквинский)
Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».
Экономические воззрения Августина:
а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) является представителем позднего феодализма. Основные труды: «О правлении государей» (излагает представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти); «Сумма теологии» (дает оценку товарно-денежным отношениям).
Ключевые догмы Фомы Аквинского:
· деньги не могут порождать деньги;
· необходимо сословное деление общества;
· богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
· признание необходимости частной собственности.
«Справедливой ценой» Фома Аквинский считал:
- цену, которая сообразна издержкам;
- цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.