Тематика практических занятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим вопросам
Дуйсенгулова Н.С.
Г.
Образовательная программа - бакалавриат
Специальности: менеджмент - 5В050700», «экономика – 5В050600», «учет и аудит – 5В050800», «логистика – 5В090900», «ресторанное дело и гостиничный бизнес – 5В091200», «финансы – 5В050900», «маркетинг – 5В051100» , «информационные системы – 5В070300»
Рабочая программа
по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА »
Алматы, 2011
Составитель: кандидат философских наук, доцент Хан И.Г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «ОД»
от 1. 09. 2011 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой, к.и.н. _________________________ Осколков В.С..
Рабочая программа утверждена УМС МАБ
Протокол № 1 от «21» сентября 2011 г.
Дисциплина «Философия бизнеса».Актуальность данного курса обусловлена совокупностью объективных и субъективных факторов. Прежде всего, проблемы предпринимательской деятельности в условиях постсоветской действительности еще не смогли получить достаточно широкого философского осмысления. Научного анализа требуют происходящие трансформации социально-экономических и политико-правовых отношений в обществе, диктуемых развитием рыночных отношений. Необходимость продиктована и отсутствием достаточных знаний на стыке философии, как методологии, и предпринимательства, как феномена новых экономических парадигм успешного развития общества.
«Цель курса» Философия бизнеса» заключается в выявлении и анализе движущих закономерностей функционирования мира предпринимательства.
Задачи курса:
- анализ сущностных характеристик бизнеса и закономерностей его становления
- выявление основополагающих принципов предпринимательской деятельности
- рассмотрение идей, теорий организации мира предпринимательства
- определение и анализ механизмов торможения рыночной экономики в обществах переходного типа.
Пререквизиты: философия, основы экономической теории, политология, социология
Постреквизиты: все базовые и специальные дисциплины по специальности
В результате успешного освоения курса студент будет
знать:
- современные концепции, теоретический статус и социальные функции бизнеса;
- категориальное пространство современной теории бизнеса (капитал, капитализм, рынок, предприниматель, потребитель и т.д.);
- экзистенциально-нравственный смысл предпринимательской деятельности.
уметь:
- анализировать и выявлять закономерности предпринимательской деятельности;
- определять сущностные характеристики и парадоксы социализации личности в мире бизнеса;
- решать практические вопросы по предотвращению факторов, препятствующих развитию бизнеса.
приобретет навыки:
- методологического анализа феноменов предпринимательской деятельности;
- креативного решения проблем, связанных с законами функционирования бизнеса;
- постановки задач для выявления механизмов торможения рыночной экономики.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Философия бизнеса»
Дневная форма обучения
№ | Наименование темы | Всего | Контактные часы | СРС (с учетом СРСП) | |||
в том числе | |||||||
лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | СРСП | ||||
Социально-философские основы предпринимательства (бизнеса) | |||||||
Бизнес и теория деятельности | |||||||
Категориальное пространство современной теории предпринимательской деятельности (капитал, капитализм, рынок, предприниматель, потребитель). | |||||||
Социокультурный статус предпринимательской деятельности | |||||||
Природа и принципы функционирования рыночной экономики. | |||||||
Сущностные характеристики и закономерности рыночной конкуренции | |||||||
Сущность и основные парадигмы экономической власти | |||||||
Предприниматель как главный субъект экономической власти | |||||||
Метаморфозы социокультурных и технологических факторов предпринимательства (бизнеса). | |||||||
Современное состояние и перспективы развития бизнеса на постсоветском пространстве | |||||||
Влияние группы «социального реванша» на развитие бизнеса в обществах переходного типа | |||||||
Неформальная экономика и реформирующиеся общества | |||||||
Объективные условия и субъективные факторы коррупции в бизнесе | |||||||
Этос предпринимательской деятельности и современные социальные технологии | |||||||
Терроризм в контексте современного бизнеса | |||||||
ИТОГО | - |
Содержание
Тема 1. Социально-философские основы предпринимательства (бизнеса).
Основные факторы и пути формирования духа предпринимательства. Социально-философская составляющая бизнеса. Современные концепции в предпринимательской деятельности.
Тема 2.Бизнес и теория деятельности.
Основные трактовки предпринимательства. Сущностные характеристики предпринимательства (бизнеса). Предпринимательская деятельность как форма коммуникации и социальной игры. Основные виды деятельности (игры, учения и труд).
Тема 3.Категориальное пространство современной теории предпринимательской деятельности.
Капитал. Капитализм. Прибыль. Рынок. Предприниматель.Потребитель.
Тема 4. Социокультурный статус предпринимательской деятельности.
Природа и принципы функционирования рыночной экономики. Социальные функции бизнеса в современном обществе. Бизнес и парадоксы социализации личности. Экзистенциально-нравственный смысл предпринимательской деятельности.
Тема 5. Природа и принципы функционирования рыночной экономики.
Частная собственность как основа рыночной экономики. Закон самоорганизации и самосохранения рыночной экономики. Механизм торможения рыночной экономики. Законы и их роль в бизнесе.
Тема 6. Сущностные характеристики рыночной конкуренции.
Основные типы конкуренции. Конкурентоспособность. Борьба и конкуренция как важнейшие составляющие природы человека. Нерыночные составляющие рыночной экономики.
Тема 7.Сущность и основные парадигмы экономической власти.
Социально-экономические основы власти в обществе. Формы внеэкономического и экономического принуждения. К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин об основаниях экономической власти. Основные тенденции трансформации экономической власти.
Тема 8. Предприниматель как главный субъект экономической власти.
Структура отношений между субъектами экономической деятельности. Собственность как источник власти. Государство как источник власти. Модель Вальераса. Область, масштабы и механизм осуществления экономической власти предпринимателя.
Тема 9. Метаморфозы социокультурных и технологических факторов предпринимательства (бизнеса).
Слияние национальных экономик в общемировую – взаимозависимость и взаимопроникновение. Мировая экономика как глобальное производство, потребление и обмен. Трансформация принципов организации предпринимательской деятельности. Институциональные основы экономического поведения.
Тема 10. Современное состояние и перспективы развития бизнеса на постсоветском пространстве.
Предпринимательская деятельность в структуре реформирующихся обществ: проблемы, противоречия, достижения. Основные факторы, препятствующие развитию бизнеса в обществах переходного типа. Номенклатура и бизнес. Менталитет. Антикапиталистическая ментальность.
Тема 11. Влияние группы «социального реванша» на развитие бизнеса в обществах переходного типа.
Возникновение группы «социального реванша». «Восстание масс». Особенность феномена фабричного работника (Россия). Влияние уровня профессионализма на роль и место масс в обществе. «Массовидное» сознание.
Тема 12. Неформальная экономика и реформирующиеся общества.
Понятие «неформальной экономики». Нелегальная экономика. Проблемы функционирования теневой экономики. Особенности развития теневой экономики в России и Казахстане.
Тема 13. Объективные условия и субъективные факторы коррупции в бизнесе.
Понятие и причины коррупции в предпринимательской деятельности современного общества. Основные субъекты коррупции в бизнесе. Право, экономика и бизнес.
Тема 14. Этос предпринимательской деятельности и современные социальные технологии.
Этика и дух предпринимательства. М. Бюшер о четырех подходах взаимосвязи этики и экономической теории – «отстраняющий» подход, адаптивная этика, функциональный подход, интегративный подход. Проблема этического обоснования экономической деятельности (бизнеса). Нравственность и безнравственность богатства. Этика протестантизма и японская этика общинности.
Тема 15. Терроризм в контексте современного бизнеса.
Понятие и истоки современного терроризма. Причины активизации современного терроризма. Классификация и разновидности терроризма. Бизнес как одна из сфер проявления деятельности современных террористических организаций. Международный бизнес и международный терроризм.
Тематика практических занятий
Тема 1.
1.Основные факторы и пути формирования предпринимательства
2.Социально-философская составляющая духа предпринимательства
Тема 2.
1.Содержание категорий: деятельность и бизнес.
2.Отчуждение человека и бизнес
Тема 3.
1.Капитал. Капитализм. Прибыль.
2.Рынок. Предприниматель. Потребитель.
Тема 4.
1.Природа и принципы функционирования рыночной экономики.
2.Социальные функции бизнеса в современном обществе.
3.Бизнес и парадоксы социализации личности.
Тема 5.
1.Частная собственность как основа рыночной экономики.
2. Закон самоорганизации и самосохранения рыночной экономики.
3.Механизм торможения рыночной экономики.
Тема 6.
1.Основные типы конкуренции.
2. Борьба и конкуренция как важнейшие составляющие природы человека.
3. Нерыночные составляющие рыночной экономики.
Тема 7.
1.Социально-экономические основы власти
2. К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин об основаниях экономической власти в обществе принуждения.
3.Основные тенденции трансформации экономической власти.
Тема 8.
1.Собственность и государство как источники власти.
2. Модель Вальраса.
3.Область, масштабы и механизм осуществления экономической власти предпринимателя.
Тема 9.
1.Слияние национальных экономик в общемировую – взаимозависимость и взаимопроникновение.
2.Мировая экономика как глобальное производство, потребление и обмен. 3.Трансформация принципов организации предпринимательской деятельности.
Тема 10.
1. Проблемы предпринимательской деятельности в реформирующихся обществах.
2. Номенклатура и бизнес.
3.Менталитет. Антикапиталистическая ментальность
Тема 11.
1. Понятие группы «социального реванша».
2.Особенность феномена фабричного работника (Россия).
3.«Массовидное» сознание.
Тема 12.
1.Понятие «неформальной экономики». Нелегальная экономика.
2.Проблемы функционирования теневой экономики.
3.Особенности развития теневой экономики в России и Казахстане.
Тема 13.
1. Понятие и причины коррупции в предпринимательской деятельности современного общества.
2.Основные субъекты коррупции в бизнесе.
3. Право, экономика и бизнес.
Тема 14.
1.Этика и дух предпринимательства. М. Бюшер о четырех подходах взаимосвязи этики и экономической теории.
2. Проблема этического обоснования экономической деятельности (бизнеса).
3.Этика протестантизма и японская этика общинности
Тема 15.
1.Понятие и истоки современного терроризма.
2. Бизнес как одна из сфер проявления деятельности современных террористических организаций.
3.Международный бизнес и международный терроризм.
Темы, вопросы и задания по выполнению СРС
Тема 1.
Охарактеризовать современные концепции в предпринимательской деятельности.
Тема 2.
Составить «кейс-стади» - Предпринимательская деятельность как форма коммуникации и социальной игры.
Тема 3.
Подготовить глоссарий по следующим понятиям: капитал, капитализм, прибыль, рынок, предприниматель, потребитель.
Тема 4.
Показать на примерах экзистенциально-нравственный смысл предпринимательской деятельности (аналитическая справка).
Тема 5.
Подготовить реферат на тему: «Механизм торможения рыночной экономики».
Тема 6.
Написать аналитическую справку по проблеме «Борьба и конкуренция как важнейшие составляющие природы человека».
Тема 7.
Показать особенности трактовок К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина об основаниях экономической власти.
Тема 8.
Охарактеризовать модель Вальраса.
Тема 9.
Раскрыть причины слияния национальных экономик в общемировую.
Тема 10.
Влияние антикапиталистической ментальности на развитие бизнеса.
Тема 11.
Роль группы «социального реванша» в трансформации бизнеса.
Тема 12.
Дать сравнительный анализ особенностей развития теневой экономики в России и Казахстане.
Тема 13.
Коррупция как атрибут развития бизнеса? (контент-анализ СМИ)
Тема 14.
Этика протестантизма и японская этика общинности: общее и особенное.
Тема 15.Международный бизнес и международный терроризм: причины взаимодетерминированности.
Литература
Основная литература
1. Орлов В. Философия бизнеса в обществах переходного типа. Минск, 2004.г.
2. Шамхалов Ф. Философия бизнеса. М., 2010 г.
3.Вилков Н.О. Философия богатства. Тюмень, 2000 г.
4.Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. М., 2003 г.
Дополнительная литература
1.Берд А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Санкт-Петербург, 2004 г.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1993 г.
3.Кьелл А., Нордстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М., 2011 г.
4. Минго Д. Как компании стали великими – истории о бизнесе и торговле. Санкт-Петербург, 1995 г.
5.Тоффлер Э Метаморфозы власти. М., 2001 г.
6.Зомбарт В. Буржуа. М., 1994 г.