Указания по выполнению контрольной работы
В течение соответствующего семестра студент по учебному плану должен выполнить контрольную работу. Целью контрольной работы является усвоение изученного материала дисциплины «Менеджмент» и выработка умения определить сущность и содержание различных элементов и процессов управления. Контрольная работа носит теоретический характер, важнейшее требование для работы – самостоятельность ее выполнения. Если в процессе рецензирования обнаружится, что это требование не соблюдено, то работа положительной оценки не получит. При этом преподаватель возвращает работу студенту и вправе заменить вариант.
Структура и содержание контрольной работы:
Структура контрольной работы в общем виде включает:
· титульный лист
· содержание
· введение
· основную часть
· заключение
· список литературы.
Титульный лист является первым листом контрольной работы и оформляется по соответствующей форме.
Содержание должно включать перечень всех имеющихся в тексте контрольной работы наименований разделов, подразделов и пунктов с соответствующими номерами. Справа от наименований разделов, подразделов и пунктов контрольной работы необходимо указывать номера страниц, на которых они начинаются.
Во введении контрольной работы обосновывается актуальность исследуемой темы, степень ее научной новизны, анализируется объект и предмет исследования, определяется цель и задачи контрольной работы, отражается информационная база, методы сбора материала и проведения исследования, которыми пользовался студент при выполнении контрольной работы. Объем введения не должен превышать 2 страниц.
В основной части контрольной работы рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и дается анализ современного состояния исследуемого предмета. Студенту в контрольной работе необходимо представить собственную оценку знаний по выбранной теме, которыми располагает современная российская и зарубежная наука. Выполняя контрольную работу, необходимо продемонстрировать умение правильно, коротко и четко излагать усвоенный материал, выделяя основные положения. Не следует включать материалы, не имеющие отношения к рассматриваемой теме, что снижает ценность контрольной работы.
В заключении контрольной работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.
Список литературыдолжен включать в себя все материалы, используемые студентом в процессе написания работы, расположенные в алфавитном порядке. Недопустимо использование менее 5-ти источников.
Основные требования к оформлению контрольной работы:
Объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц машинописного текста (14 шрифт, через 1,5 интервала, выравнивание по ширине, абзацный отступ 125 мм). Работа может быть предоставлена в рукописном варианте с соответствующим увеличением объема до 20-25 страниц.
Текст контрольной работы располагается на одной стороне каждого листа белой бумаги формата А4 (210*297 мм) с соблюдением следующих размеров полей: верхнее - 15 мм; левое – 30 мм; правое – 10 мм; нижнее – 20 мм.
Каждая структурная часть контрольной работы начинается с нового листа. Названия структурных частей располагаются на отдельных строках, пишутся симметрично основному тексту и отделяются от него двумя межстрочными интервалами. Заголовки не подчеркиваются, точка в конце названия не ставится.
Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится, но включается в общую нумерацию.
Таблицы, рисунки, диаграммы должны иметь название, ссылку на источник, из которого заимствовалась информация, и сквозную нумерацию.
Ссылки на источники, используемые в тексте контрольной работы, следует приводить непосредственно по тексту в квадратных скобках с указанием порядкового номера по списку использованных источников. В случае использования Internet и/или мультимедийных источников при написании работы список литературы должен включать адрес электронного сайта и/или название мультимедийного диска.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ подготовки к экзамену
1. Менеджмент: содержание, задачи, связь с другими областями знаний.
2. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.
3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности и пути его использования в России.
4. Специфика российского менеджмента.
5. Система менеджмента. Организация как объект управления.
6. Эволюция управленческой мысли.
7. Сущность процессного подхода к менеджменту.
8. Системный и ситуационный подходы к менеджменту.
9. Среда организации, ее составляющие.
10. Анализ и оценка внешней среды организации.
11. Сущность процесса коммуникации в менеджменте.
12. Сущность и значение SWOT-анализа в управлении организацией.
13. Функции менеджмента: содержание, задачи, взаимосвязь.
14. Содержание функции управления: планирование.
15. Процесс стратегического планирования.
16. Миссия и цели организации. Требования к разработке целей, виды целей.
17. Анализ стратегических альтернатив, их оценка и последующий выбор.
18. Содержание функции управления: организация.
19. Построение организации: элементы проектирования организационной структуры.
20. Линейно-функциональная структура организации. Границы ее использования.
21. Дивизиональная структура организации. Границы ее использования.
22. Матричная структура организации. Границы ее использования.
23. Виды организационных структур. Их классификация.
24. Содержание функции управления: мотивация.
25. Анализ процессуальных теорий мотивации.
26. Анализ содержательных теорий мотивации.
27. Содержание функции управления: контроль.
28. Процесс и виды коммуникаций.
29. Условия эффективного коммуникационного процесса.
30. Виды коммуникаций в организации.
31. Принятие управленческих решений: виды решений, процесс принятия решений.
32. Организация как функция и процесс управления. Делегирование. Принципы делегирования полномочий.
33. Факторы, влияющие на процесс принятия решений в организации.
34. Стили руководства.
35. Подходы к определению эффективного лидерства. Формальные и неформальные лидеры.
36. Этапы процесса контроля в управлении организацией.
37. Власть и влияние в менеджменте. Формы власти и влияния, их источники.
38. Управление конфликтами в организации: виды, причины, последствия, способы управления.
39. Лидерство. Современные концепции лидерства.
40. Динамика групп в организации и ее влияние на организационное поведение.
41. Природа и характеристика организационных изменений.
42. Управление изменениями в организации: причины и цели изменений, виды изменений, подходы к управлению ими, преодоление сопротивления.
43. Модели и процесс организационных изменений.
44. Концепция управления рисками в менеджменте.
45. Сущность антикризисного управления организацией.
46. Профессиональный характер управленческой деятельности. Менеджер и его качества. Роли руководителя. Уровни управления.
47. Современные тенденции развития менеджмента и их влияние на эффективность управленческой деятельности.
48. Подходы к определению эффективности управления.
49. Измерение и оценка эффективности управления организацией.
50. Методы и модели принятия решений.