Организационный порядок прохождения практики
ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
(название практики)
для специальности:
1-26 02 02 «Менеджмент»»
направление специальности:
1-26 02 02-07 «Менеджмент (производственный)»
специализации:
1-26 02 02-07 «Производственный менеджмент»
2012г.
Составители:
__С.М. Горячева, к.э.н., доцент_________________________________;
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
__Т.П. Побяржина., к.э.н., доцент ____________________________;
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
________________________________________________________________
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой ___экономики и менеджмента_________________________
(название кафедры - разработчика программы)
(протокол № 12 от 26.06.2012г.)
Заведующий кафедрой
__________ _С.М. Горячева
(подпись) (И.О.Фамилия)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом Витебского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
(протокол № от 2012 г.)
Председатель
Совета филиала
____________В.А.Космач
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место практики в подготовке специалистов
Повышение качественного уровня подготовки специалистов считается одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным образованием. Экономическая динамика общественной жизни выдвигает перед выпускниками высшей школы возрастающие требования не только к основательной теоретической подготовке, но и к умениям решать практические вопросы. В этой связи цель практики как вида учебного процесса состоит в формировании практических знаний и навыков студентов на основе изучения организационно-управленческих процессов на конкретном предприятии, а также умений по сбору, анализу и систематизации информации в соответствии с обозначенными правилами.
Практика студентов является важнейшей частью подготовки специалистов и проводится на предприятиях различных форм собственности, организациях, учреждениях с целью закрепления знаний, полученных студентами в процессе обучения, овладения опытом и методами работы по специальности, приобретения навыков организаторской и воспитательной работы в коллективе.
Практика организуется в соответствии с Положением об учебной и производственной практике студентов ВУЗов Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010г. № 860, а также Положением о практике студентов УО «МИТСО» от 13.05.2011, пр. №258.
Организационный порядок прохождения практики
До начала практики деканом факультета и выпускающей кафедрой готовятся графики прохождения практики и списки студентов с указанием баз практики, фамилий руководителей от баз практики и от института, которые затем утверждаются приказом директора Витебского филиала. Базами практики являются предприятия Республики Беларусь различных организационно-правовых форм, соответствующие профилю подготовки специалистов.
Перед началом практики декан факультета совместно с руководителями практики от филиала, заведующим профилирующей кафедры проводят организационное собрание, на котором студентам разъясняются цели, задачи и порядок прохождения практики. Студенты знакомятся с приказом на прохождение практики, программой практики, получают задания, проходят инструктаж по технике безопасности. Студент обязан приступить к практике в соответствии с приказом в указанный срок и полностью отработать время практики, предусмотренное учебным планом. В ходе практики студент собирает информацию по десяти разделам программы практики для подготовки отчета о ее прохождении. Отчет о практике является важным элементом самостоятельного изучения студентами экономических аспектов функционирования конкретного предприятия. Кроме того, он позволяет определить уровень уже полученных знаний студентов по теоретическим курсам и его умений по сбору, анализу и систематизации информации. Руководителем практики от предприятия назначается специалист экономического профиля, обладающий производственным опытом и владеющий основами педагогической работы. Он оказывает помощь студенту в сборе необходимых материалов и контролирует ход выполнения практики. Руководитель практики от института оказывает студентам консультации по различным вопросам хозяйственной деятельности, осуществляет контроль за ходом выполнения индивидуально плана-графика, проверяет дневник и отчет о прохождении практики.
Во время прохождения практики студент регулярно ведет дневник, в котором записывает содержание выполняемой работы. Дневник один раз в неделю проверяет и подписывает руководитель практики от предприятия.
По окончании практики:
1. студент представляет на кафедру дневник, отчет и характеристику, подписанные руководителем практики от предприятия и заверенные печатью;
2. методист кафедры регистрирует полученную документацию в специальном журнале и передает ее для проверки руководителю от института;
3. руководитель от института проверяет отчет, пишет отзыв о работе студента за время прохождения практики и качестве отчета, учитывая его содержание и оформление.
В отзыве руководитель дает характеристику содержания по каждому информационному разделу практики, качества и полноты иллюстрированного материала, соответствия требованиям по оформлению и объему отчета. В заключении отзыва руководитель ставит отметку о допуске студента к защите отчета и рекомендуемую оценку. Отчет допускается к защите при условии его оформления в соответствии с требованиями стандарта и данными требованиями к его содержанию. При наличии замечаний отчет возвращается на доработку.
Защита отчета принимается специально созданной комиссией при условии допуска к защите и устранении указанных в отзыве руководителя замечаний. Сроки защиты устанавливаются деканатом. По итогам защиты выставляются оценки, которые в последующем вносятся в приложение к диплому.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе во время практики или неудовлетворительную оценку при защите отчета не допускается к сдаче государственных экзаменов и отчисляется из института.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
1. Краткая характеристика предприятия:
Ø охарактеризовать организационно-правовую форму предприятия;
Ø указать место расположения, форму собственности, отраслевую и ведомственную подчиненность, участие в объединениях (концернах, ассоциациях, консорциумах);
Ø изучить учредительные документы (основные положения устава, порядок формирования уставного фонда);
Ø дать краткую историческую справку;
Ø перечислить виды деятельности предприятия (из них лицензируемые);
Ø привести перечень основных, вспомогательных и обслуживающих производственных структурных подразделений (производств, корпусов, складов, цехов и т.п.), а также объектов социальной инфраструктуры непроизводственного значения;
Ø проанализировать за последние три года количественные и качественные показатели работы предприятия, характеризующие эффективность его деятельности. К основным показателям относятся:
1. объем товарной (валовой) продукции в текущих ценах;
2. выручка от реализации продукции;
3. среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
4. среднегодовая численность работников;
5. среднемесячная заработная плата на одного работающего;
6. производительность труда на одного работающего;
7. затраты на рубль реализованной продукции;
8. прибыль;
9. рентабельность от реализации продукции.
Значения показателей свести в таблицу 1.
Иллюстрированный материал: организационно-управленческая схема предприятия.
Таблица 1. Основные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
№ п/п | Наименование показателей | Годы | Темп роста, % | |||
20__ | 20__ | 20__ | ст. 5 / ст. 3 | ст. 5 / ст. 4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. Организация управления персоналом предприятия:
Ø проанализировать кадровый состав: количество работников, структура персонала по уровню образования, по полу и возрасту, обеспеченность предприятия рабочей силой, текучесть кадров и ее причины;
Ø рассмотреть формы и методы отбора кандидатов на рабочие места, источники привлечения персонала, формы и виды адаптации работников на производстве, возможности по подготовке кадров, повышению их квалификации и переподготовке;
Ø изучить организацию оплаты труда: формы и системы оплаты труда, размер тарифной ставки первого разряда, уровень ежемесячной зарплаты, сравнить его со среднеотраслевым и среднереспубликанским значением;
Ø дать характеристику системе стимулирования работников: основные виды надбавок, премий, доплат за сложность и напряженность труда, выполнение и перевыполнение производственных заданий, повышение качества продукции;
Ø рассмотреть социальные гарантии работников: мероприятия по профилактике здорового образа жизни, оплата медицинского обслуживания, строительство жилья, организация культурно-развлекательных мероприятий.
Иллюстрированный материал:
Таблица 1. Характеристика кадрового состава предприятия.
Показатель | Отчетный год |
Количество работников | |
Имеют высшее образование | |
Имеют средне-специальное образование | |
Распределение работников по полу: мужчины женщины | |
Доля лиц старше трудоспособного возраста, % | |
Показатели текучести кадров: принято за год уволено за год |
Таблица 2. Среднемесячный уровень заработной платы.
Показатель | Отчетный год |
По предприятию, тыс. руб. | |
По отрасли, тыс. руб. | |
По республике, тыс. руб. |
3. Организация и управление информационными потоками на предприятии:
Ø узнать какая служба несет ответственность за информационное обеспечение предприятия, сколько в ней работает человек, какие их должностные обязанности;
Ø изучить практику использования компьютерных технологий и программного обеспечения в целях качественной обработки и систематизации информационных ресурсов;
Ø указать какие программные продукты используются для обработки информации (1С Бухгалтерия, Клиент банк, Консультант Плюс и т.п.);
Ø указать имеется ли возможность выхода в Интернет, оформлена ли подписка на отраслевые периодические издания;
Ø изучить как ведется передача информации в органы статистики, налоговую службу, ФСЗН;
Ø отразить затраты предприятия на информационное обеспечение.
Иллюстрированный материал:
Таблица 1. Затраты предприятия на информационное обеспечение.
Статья затрат | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
Расходы на покупку программного обеспечения | ||
Обслуживание программного обеспечения | ||
Оплата Интернет услуг | ||
Подписка периодических изданий | ||
……… | ||
Всего |
4. Управление товарной политикой предприятия:
Ø проанализировать объем и структуру производства;
Ø изучить ассортимент выпускаемой продукции, его глубину и ширину, частоту обновления и расширения ассортимента, надежность, безотказность, дизайн, технологичность и инновационность продукции;
Ø рассмотреть качество продукции, сроки ее годности, систему стандартизации и сертификации продукции, производство продукции соответствующей международным стандартам и поставляемой на экспорт, экологическую чистоту продукта, систему менеджмента и контроля качества на предприятии;
Ø выявить проблемы обновления ассортимента, повышения качества, сертификации продукции;
Ø указать на какие виды продукции имеются товарные знаки, как ведется их юридическая защита;
Ø описать процесс упаковки продукции;
Ø дать информацию о гарантий ном и послегарантийном обслуживании, предоставлении услуг дополнительного сервиса покупателям.
Иллюстрированный материал:
Таблица 1. Объем и структура производства.
Показатель | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
Объем товарной продукции | ||
в т.ч. по видам |
* по данным таблицы построить диаграмму «Товарная структура производства»
Таблица 2 . Ширина и глубина товарного ассортимента
Ширина ассортимента | Глубина ассортимента | Количество изделий входящих в группу |
Таблица 3. Обновляемость ассортимента
Показатель | Отчетный период |
1. Количество наименований производимой продукции | |
2. Количество вновь производимой продукции | |
3. Коэффициент обновляемости продукции (стр. 2 / стр. 1) |
Таблица 4. Сертификация продукции
Наименование показателя | Единиц | Примечание* |
Количество видов (групп) сертифицированной продукции | ||
Количество действующих сертификатов Республики Беларусь | ||
Количество действующих международных сертификатов |
*Привести примеры названий продукции
5. Организация и управление сбытом продукции на предприятии:
Ø рассмотреть товаропроводящую сеть предприятия, основные каналы сбыта, организацию фирменной торговли, затраты по каждому каналу сбыта;
Ø дать систематизированную характеристику прямых и косвенных каналов сбыта;
Ø систематизировать информацию по основным покупателям продукции, их географии, распределению на внутреннем и внешнем рынке;
Ø изучить условия оплаты и поставки товаров, возможности по предоставлению покупателям скидок, бонусов, премий и проведению других мероприятий по продвижению продукции и стимулированию продаж.
Иллюстрированный материал:
Таблица 1. Основные каналы сбыта продукции.
Канал сбыта | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
Фирменная торговля | ||
Оптовый дистрибьютор | ||
Интернет магазин | ||
Объекты розничной торговли | ||
............. | ||
Итого |
Таблица 2. География внутреннего рынка продаж продукции.
Объем продаж по областям Республики Беларусь | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
Таблица 3. Объем продаж на внутреннем и внешнем рынке.
Объем продаж | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
Республика Беларусь | ||
Страны СНГ | ||
Страны дальнего зарубежья | ||
Всего |
* по данным таблицы 1-3 построить диаграммы.
6. Организация и управление маркетинговой деятельностью предприятия:
Ø проанализировать организацию службы маркетинга (количество работников их должностные обязанности);
Ø указать на проводимые маркетинговые исследования рыночной среды и их результаты;
Ø оценить конкурентоспособность продукции в сравнении с аналогичной;
Ø изучить коммуникационную активность предприятия: присутствие информации о предприятии в ресурсах Интернет, бизнес-справочниках, СМИ, рекламная и выставочная деятельность предприятия, затраты на рекламу;
Ø внести предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия в случае неблагоприятной экономической ситуации (ужесточение конкурентной борьбы, снижение покупательского спроса на продукцию, нестабильность на валютном рынке и т.п.).
Иллюстрированный материал:
Таблица 1. Сравнительный анализ конкурентоспособности аналогичных предприятий
№ | Критерии | Анализируемое предприятие | Название предприятий выпускающих аналогичную продукцию | ||
1. | Ассортимент | ||||
2. | Местоположение | ||||
3. | Инновационность продукции | ||||
4. | Коммуникационная активность | ||||
5. | Целевые группы потребителей | ||||
6. | Рынки сбыта | ||||
7. | Место на «полках» в розничной торговле |
Таблица 2. Сильные и слабые стороны предприятий выпускающих аналогичную продукцию.
Название предприятия | Сильные стороны | Слабые стороны |
Таблица 3 . Конкурентоспособность продукции по ценовому фактору.
Аналогичный вид продукции | Цены (тыс. руб.) на продукцию аналогичных производителей | ||
Таблица 4. Электронная коммуникационная активность предприятий выпускающих аналогичную продукцию.
Название предприятий | Название поисковой системы | Количество ссылок |
TUT.BY | ||
Яндекс | ||
TUT.BY | ||
Яндекс |
Таблица 5 . Качественная оценка электронного интернет ресурса.
Качественная характеристика | Фактическое состояние сайта |
1) дизайн, оформление | |
2) наличие встроенной системы поиска | |
3) возможность подавать on-line заявки | |
4) электронные прайс-листы | |
5) цветные каталоги продукции | |
6) карта проезда | |
7) информация по сертификации продукции | |
8) контактная информация (адрес, телефон, электронная почта и т.д.) | |
9) возможность заключение договоров в on-line режиме |
Таблица 6. Затраты предприятия на рекламу.
Статьи рекламных расходов | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
Разработка логотипа, товарного знака | ||
Разработка рекламного «портфеля» | ||
Рекламная печатная продукция | ||
Наружная реклама | ||
Реклама в СМИ | ||
……….. |
* по данным таблицы построить диаграмму.
7. Организация и управление материально-техническим обеспечением предприятия:
Ø указать основные сырьевые производственные ресурсы;
Ø охарактеризовать поставщиков и место их нахождения;
Ø рассмотреть условия поставки и оплаты сырья, степень ритмичности и качество поставок, простои из-за отсутствия сырья и материалов;
Ø проанализировать качество сырья и цены на него;
Ø рассмотреть выполнение норм расхода материалов;
Ø изучить резервы экономии сырья, возможности по переработке отходов, использования материалов собственного производства или местного сырья;
Ø рассмотреть проблемы поставки сырьевых ресурсов;
Ø изучить обеспеченность предприятия технологическим оборудованием;
Ø рассмотреть качественные характеристики технического обеспечения производства: износ и обновление парка оборудования, надежность оборудования (частота поломок, сбоев, порядок их устранения), возрастной состав оборудования, производительность оборудования, инновационность и автоматизацию технологического процесса;
Иллюстрированный материал: подготовить ниже перечисленные таблицы.
Таблица 1. Основные поставщики сырья и материалов.
Наименование сырья (материалов) | Поставщик | Цена |
Таблица 2. Выполнение норм расхода сырья (материалов)
Наименование сырья (материалов) | Норма расхода | Фактический расход |
Таблица 3. Обеспеченность предприятия оборудованием и его использование.
Показатель | Отчетный год |
1. Количество наличного оборудования, ед. | |
1.1. Установленного, ед. | |
1.1.1. Действующего, ед. | |
1.1.2. Недействующего, ед. | |
1.2. Неустановленного, ед. | |
2. Коэффициент использования наличного оборудования: по установленному (стр. 1.1 / стр.1) по действующему (стр. 1.1.1 / стр.1) | |
3. Коэффициент использования установленного оборудования (стр. 1.1.1 / стр. 1.1) |
Таблица 4. Производительность оборудования.
Наименование оборудования | Максимальная производительность | Фактическая производительность | Отклонение |
Рассчитать коэффициент использования оборудования (фактическая производительность / максимальная производительность).
Таблица 5. Изношенность технологического оборудования.
Показатель | На начало отчетного года |
1. Первоначальная стоимость оборудования, тыс. руб. | |
2. Износ оборудования, тыс. руб. | |
3. Степень изношенности оборудования (стр.2 / стр. 1 * 100), % | |
4. Степень годности оборудования (100-стр. 3), % |
Таблица 6. Возрастной состав оборудования.
Возрастные группы, лет | Единиц оборудования | Уд. вес, % |
До 5 | ||
От 5 до 10 | ||
От 10 до 20 | ||
От 20 и более | ||
Всего |
8. Управление складскими запасами предприятия:
Ø описать работу складского хозяйства: организация учета складских запасов, система сбора заявок на отгруженную продукцию, техническое обеспечение склада;
Ø указать на использование современных технологий складирования товаров;
Ø проанализировать динамику складских запасов, их отношение к среднемесячному объему производства, направления работы предприятия направленные на разгрузку складских запасов;
Ø привести информацию о затратах на содержание склада.
Иллюстрированный материал:
Таблица 1. Остатки готовой продукции на складе.
Показатель | Базовый период | Отчетный период |
Среднемесячный объем производства, тыс. руб. | ||
Среднемесячный объем отгрузки, тыс. руб. | ||
Среднемесячные остатки готовой продукции, тыс. руб. | ||
Отношение среднемесячного объема производства к среднемесячному объему остатков готовой продукции, % |
9. Управление затратами предприятия:
Ø рассмотреть состав и структуру затрат предприятия (форма статотчетности №5-з);
Ø изучить особенности определения себестоимости продукции;
Ø привести пример калькуляции на определенный вид продукции;
Ø выявить резервы снижения себестоимости и рассмотреть основные направления деятельности предприятия по снижению затрат.
Иллюстрированный материал:
Таблица 1. Состав и структура затрат предприятия.
Статья затрат | Сумма, тыс. руб. | Уд.вес, % |
по данным таблицы построить диаграмму «Структура затрат на производство», дополнительно подготовить диаграмму «Соотношение постоянных и переменных затрат предприятия», в табличной форме привести пример калькуляции на определенный вид продукции.
10. Организация и управление инвестиционными процессами на предприятии:
Ø изучить инвестиционную деятельность предприятия: названия реализуемых бизнес-планов инвестиционных проектов, цели их реализации, объемы и источники финансирования, расчетные показатели рентабельности и сроков окупаемости инвестиций, выполнение графиков реализации инвестиционных проектов;
Ø рассмотреть практику подготовки бизнес-плана инвестиционного проекта (указать кто занимается подготовкой документации – специалисты предприятия или сторонняя организация);
Ø охарактеризовать перспективы развития инвестиционной деятельности предприятия.
Иллюстрированный материал:
Таблица 1. Инвестиционная деятельность предприятия.
Название инвестиционного проекта, период реализации | Цель инвестиционного проекта | Объем и источники финансирования инвестиционного проекта | Рентабельность инвестиционного проекта | Срок окупаемости проекта |