Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Кафедра экономической теории и маркетинга
Учебно-методический комплекс
по учебной дисциплине
Прогнозирование рынков продуктов отрасли
Составители: доктор экономических наук, профессор Кобринский Г.Е., ассистент Андросик Ю. Н.
МИНСК - 2016
Типовая (базовая) учебная программа. Рабочий вариант учебной программы.
Учреждение образования «Белорусский государственный
технологический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________А.С. Федоренчик
___________________________
Регистрационный № УД-______/р.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКОВ ПРОДУКТОВ ОТРАСЛИ
Учебная программа для специальности
1-26 02 03 Маркетинг
Курс 5
Семестр 9
Лекции: 25 Зачет – 9 семестр
Практические занятия: 20
Всего аудиторных
часов по дисциплине: 45
Всего часов Форма получения
по дисциплине: 73 высшего образования – дневная
2011 г.
Учебная программа составлена на основе учебной программы «Прогнозирование рынков продуктов отрасли» УД – 543 / баз.), рекомендованной научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № 5 от 02.03.2011 г).
Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экономической теории и маркетинга 23 мая 2011 г., протокол № 11.
Заведующий кафедрой ЭТиМ
д.э.н., проф. Барановский С. И.
_________________________
Автор-составитель
к.ф-м.н., доц. Крачковский А. П.
___________________________
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией инженерно-экономического факультета ________________
(дата, номер протокола)
Председатель методической
комиссии ИЭФ
Дашкевич Е.А.
________________________
1. ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Целью преподавания дисциплины является ознакомить студентов с основными видами прогнозов, принципами процесса прогнозирования, научить эффективному использованию методов прогнозирования, содержательной интерпретации полученных результатов и формулировки на их основе выводов, рекомендаций.
Задачи преподавания дисциплины: развитие у специалистов мышления, которого требует работа на внутренних и внешних рынках; формирование творческого потенциала, способствующего пониманию взаимосвязанных экономических, психологических, социологических, философских и других процессов, имеющих отношение к современному маркетингу; приобретение знаний, умений и навыков, способствующих успешному взаимодействию с отечественными и зарубежными партнерами.
Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем, но и разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные перед экономикой, отраслью и возможные пути их достижения. При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними.
В процессе прогнозирования используются следующие два подхода. Сущность первого, поискового (генетического) прогнозирования – начиная от момента составления прогноза, постепенно проникать от имеющегося базиса информации в будущее. Сущность второго, нормативно-целевого прогнозирования – определить будущие цели и ориентиры, а уже от них постепенно двигаться к настоящему.
В дисциплине раскрывается математико-статистический инструментарий для прогнозирования, представлены необходимые программные средства для использования вычислительной техники. Любой прогноз имеет варианты развития с определенной степенью вероятности и содержит материалы, необходимые для разработки и принятия обоснованных управленческих решений.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
‑ предмет, метод и инструменты прогнозирования рынков продуктов отрасли;
‑ основные понятия и категории прогнозирования как вида деятельности и процесса;
‑ принципы и функции современной концепции прогнозирования.
По итогам практических занятий студенты должны уметь:
‑ проводить сбор информации для прогнозирования необходимых показателей;
‑ давать рыночную оценку инновационному продукту, прогнозировать перспективы его продвижения и сбыта;
‑ осуществлять прогноз цен на инновационные продукты и услуги;
‑ использовать методы, приемы и инструменты прогнозирования.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:
– иметь базовые научно-теоретические знания о прогнозировании показателей рынков продуктов отрасли;
– проводить прогнозную оценку инновационной деятельности на предприятии и определять направления ее развития;
‑ прогнозировать маркетинговую среду предприятия;
– использовать прогнозные показатели для разработки стратегии и политики маркетинга на предприятии;
– работать с научной, отраслевой, справочной, маркетинговой литературой, пользоваться сетью Интернет.
Учебным планом по дисциплине предусмотрено всего 73 часа, в том числе 45 аудиторных: 25 часов лекций и 20 часов практических занятий, рекомендуемая форма итогового контроля – зачет.
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ