Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Кафедра экономической теории и маркетинга

Учебно-методический комплекс

по учебной дисциплине

Прогнозирование рынков продуктов отрасли

Составители: доктор экономических наук, профессор Кобринский Г.Е., ассистент Андросик Ю. Н.

МИНСК - 2016

Типовая (базовая) учебная программа. Рабочий вариант учебной программы.

Учреждение образования «Белорусский государственный

технологический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________А.С. Федоренчик

___________________________

Регистрационный № УД-______/р.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКОВ ПРОДУКТОВ ОТРАСЛИ

Учебная программа для специальности

1-26 02 03 Маркетинг

Курс 5

Семестр 9

Лекции: 25 Зачет – 9 семестр

Практические занятия: 20

Всего аудиторных

часов по дисциплине: 45

Всего часов Форма получения

по дисциплине: 73 высшего образования – дневная

2011 г.

Учебная программа составлена на основе учебной программы «Прогнозирование рынков продуктов отрасли» УД – 543 / баз.), рекомендованной научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № 5 от 02.03.2011 г).

Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экономической теории и маркетинга 23 мая 2011 г., протокол № 11.

Заведующий кафедрой ЭТиМ

д.э.н., проф. Барановский С. И.

_________________________

Автор-составитель

к.ф-м.н., доц. Крачковский А. П.

___________________________

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией инженерно-экономического факультета ________________

(дата, номер протокола)

Председатель методической

комиссии ИЭФ

Дашкевич Е.А.

________________________

1. ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является ознакомить студентов с основными видами прогнозов, принципами процесса прогнозирования, научить эффективному использованию методов прогнозирования, содержательной интерпретации полученных результатов и формулировки на их основе выводов, рекомендаций.

Задачи преподавания дисциплины: развитие у специалистов мышления, которого требует работа на внутренних и внешних рынках; формирование творческого потенциала, способствующего пониманию взаимосвязанных экономических, психологических, социологических, философских и других процессов, имеющих отношение к современному маркетингу; приобретение знаний, умений и навыков, способствующих успешному взаимодействию с отечественными и зарубежными партнерами.

Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем, но и разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные перед экономикой, отраслью и возможные пути их достижения. При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними.

В процессе прогнозирования используются следующие два подхода. Сущность первого, поискового (генетического) прогнозирования – начиная от момента составления прогноза, постепенно проникать от имеющегося базиса информации в будущее. Сущность второго, нормативно-целевого прогнозирования – определить будущие цели и ориентиры, а уже от них постепенно двигаться к настоящему.

В дисциплине раскрывается математико-статистический инструментарий для прогнозирования, представлены необходимые программные средства для использования вычислительной техники. Любой прогноз имеет варианты развития с определенной степенью вероятности и содержит материалы, необходимые для разработки и принятия обоснованных управленческих решений.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

‑ предмет, метод и инструменты прогнозирования рынков продуктов отрасли;

‑ основные понятия и категории прогнозирования как вида деятельности и процесса;

‑ принципы и функции современной концепции прогнозирования.

По итогам практических занятий студенты должны уметь:

‑ проводить сбор информации для прогнозирования необходимых показателей;

‑ давать рыночную оценку инновационному продукту, прогнозировать перспективы его продвижения и сбыта;

‑ осуществлять прогноз цен на инновационные продукты и услуги;

‑ использовать методы, приемы и инструменты прогнозирования.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

– иметь базовые научно-теоретические знания о прогнозировании показателей рынков продуктов отрасли;

– проводить прогнозную оценку инновационной деятельности на предприятии и определять направления ее развития;

‑ прогнозировать маркетинговую среду предприятия;

– использовать прогнозные показатели для разработки стратегии и политики маркетинга на предприятии;

– работать с научной, отраслевой, справочной, маркетинговой литературой, пользоваться сетью Интернет.

Учебным планом по дисциплине предусмотрено всего 73 часа, в том числе 45 аудиторных: 25 часов лекций и 20 часов практических занятий, рекомендуемая форма итогового контроля – зачет.

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации