Сновные показателей, характеризующих участие страны в процессах международного движения технологий и научно-технического обмена
В настоящее время национальные затраты на науку и технологии составляют чуть более 2 % от ВВП Канады, что пока заметно меньше, чем в США, Японии и многих западноевропейских странах . Число занятых в научно-технологическом секторе экономики Канады составляет около 60 человек на каждые 10 тыс., занятых в хозяйстве страны. Этот показатель приближается к среднему уровню для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), однако заметно меньше, чем в США (около 90) или Японии (95). Лидером же по этому показателю является Финляндия (более 127 человек) . Соотношение общих затрат на НИР к ВВП в Канаде сейчас примерно такое же как и в Европейском Союзе (1,88 %)
С принятием национальной инновационной программы можно говорить об углублении процесса "регионализации" науки, поскольку одно из основных направлений инновационной деятельности заключается в развитии научно-технического потенциала отдельных канадских сообществ и поселений (community level). В той же провинции Альберта в 1999 г. было создано крупное Министерсто по делам инноваций и науке (Ministry of Innovation and Science), которое объединило свыше десятка различных подразделений в государственных ведомствах провинции и иницировало ряд программ по поддержке инновационноц деятельности в провинции.
Создание конкурентноспособных технологических парков вокруг исследовательских центров (получивших здесь название "технологических кластеров") для налаживания продуктивного взаимодействия государственных, деловых организаций с местными структурами, в том числе общественными — одно из подтверждений этоо процесса. Планируется, что к 2010 г. в Канаде будет действовать не менее десятка таких "кластеров", котрые самостоятельно будут выходить на национальный и международный рынки для реализации своих нововведений в коммерческих целях.
Такая политика, направленная на мотивирование инновационного процесса в регионах на местном уровне представляется чрезвычайно важной для развития регионов Канады. Уже известны "технологические кластеры" по развитию средств связи и информации в районе городов Торонто и Ватерлоо (провинция Онтарио), по развитию биотехнологии для сельского хозяйства в г.Саскатун, по равитию финансовых услуг в Монреале и другие. В предстоящем десятилетии крупные вложения планируется сделать в развитие таких "технологических кластеров" в провинциях Квебек (производство алюминия), Новая Шотландия (информационные технологии), Ньюфаундленд (морские ресурсы и технологии) и т.д.
В новой программе предусматривается и серьезная поддержка инновационной деятельности малого и среднего бизнеса, а также растущего сектора неправительственных организаций, В этой связи следует ожидать изменений в структуре объектов государственного финансирования . Видимо, роль малого бизнеса и неправительственного сектора будет более заметной в структуре государственного финансирования, то же следует сказать и об университетской науке, поскольку планируется заметное увеличение числа студентов канадских вузов. Всего сейчас в рамках федерального правительства действует 35 программ финансовой помощи научно-исследовательским и технологическим проектам, которые осуществляют ведущие министерства и ведомства. Вместе с тем — что характерно для нынешней государственной политики — это и финансовая поддержка ведущих компаний, осуществляющих инновационную деятельность. В качестве примера можно упомянуть государственную поддержку разработок газотурбинных двигателей, осуществляемой мировым лидером в этой области — корпорацией "Пратт энд Уитни". В январе этого года федеральное правительство выделило на эти цели 207 млн. долл. При этом можно заметить, что корпорация, в свою очередь, ежегодно привлекает для соответствующих разработок 16 канадских университетов, выделяя ежегодно 11 млн. долл. на их научную деятельность. Именно таким образом складывается система партнерства между различными структурами канадского общества для решения научно-технологических задач.
В целом же, в Канаде создаются все предпосылки для перехода к качественно новому пути развития, основанному на непрерывном образовании и инновациях. Этот переход обусловлен необходимостью приритетного развития наукоемких отраслей производства страны, обеспечивающих повышение конкурентноспособности Канады на мировом рынке и привлечение иностранного капитала в ее экономику.
Вместе с тем правительство Канады, принимая программу создания инновационного общества, исходит из того, что в инновационный процесс должны быть вовлечены все сектора экономики и все слои канадского общества, которые в тесном взаимодействии и при финансовой и инфомационной поддержке государства могут обеспечить решение поставленных задач, в частности вывести Канаду в пятерку наиболее развитых в научно-техническом плане стран.
Одно из главных условий этого процесса — расширение и совершенствование всей системы образования в стране, обеспечение непрерывного повышения квалификации занятых в хозяйстве, ужесточение квалификационных требований для прибывающих в страну иммигрантов.
Особая роль отводится и регулирующей деятельности государства, правовые, налоговые и кредитно-финансовые рычаги которого должны в ближайшее время способствовать значительному увеличению расходов частного сектора на научные исследования и разработки, его активному сотрудничеству с государственными научными учреждениями и университетской наукой, ускоренному выходу нововведений на внутренний и внешний рынки.
Главным же в этом процессе видится создание социальной основы для новой экономики, базирующейся на знаниях и непрерывном обучении. Именно поэтому инновационная программа Канады принималась в рамках широкого общественного обсуждения ее задач и механизмов, а ее реализация основана на вовлечении потенциала самых различных кругов населения, всех регионов страны.