Проблема выбора в экономике.
Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов (факторов производства). Эта проблема по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает, что объясняется истощением невоспроизводимых природных ресурсов и ростом потребностей общества в потребительских товарах и инвестициях.
В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-то избранных, определенных потребностей ресурсов достаточно. Таким образом, если мы сузим круг потребностей, то абсолютная ограниченность становится относительной. Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению.
Экономический выбор – способ распределения ограниченных ресурсов, который позволяет добиться максимума благ.
Но выбор – всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является производство. Экономика – это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство – в экономику.
Любое общество, является ли оно полностью коллективизированным коммунистическим государством, капиталистической индустриальной нацией, племенем индейцев, затерянным в джунглях Амазонки или даже если оно состоит из одного Робинзона, должно решать тем или иным путем три коренные взаимосвязанные экономические проблемы (три главных вопроса
17.Рынок: функции, виды (типы).
Рынок – совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг.
Рынок – способ взаимодействия спроса и предложения благ(позиция неоклассиков).
Рынок – способ спонтанной координации действий экономических агентов(позиция неоинституционалистов)
Функции:
1. Соединение сфер пр-ва и потребления.
2. Контроль конечных результатов пр-ва:
- в какой мере качество и кол-во товара соотв. нуждам покупателей.
- доходно или убыточно продавать.
- разорительно или выгодно приобретать.
3. Способ реализации эк-ких интересов субъектов рынка.
- Принцип взаимосвязи продавцов и покупателей,
-«Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно»(А. Смит).
Виды (типы):
1. По степени разновидности экономических свобод:
- свободный(«дикий», «нецивилизованный»)
- нелегальный: теневой и черный
- регулируемый
2. В зависимости от тер. границ:
- местный
- национальный(внутренний)
- мировой
18.Рыночная экономика: условия формирования и основы функционирования
Условия формирования:
1)исторические и причинно-следственные (казуальные):
- разделение труда
- соц. расслоение общества, создавшее основу для практики наемного труда.
2)психологические причины:
рыночная сист. рассм. как стихийно найденная форма самокоррекции чел. общ-ва. Основанные на взаимном компромиссе рыночные действия субъектов экономики способствуют трансформации агрессивных инстинктов общ-ва в систему потребительских мотивов.
Основы классификации рынков:
1)характер процессов на рынке(по качественному признаку):
- рынок совершенной конкуренции
- рынок несовершенной конкуренции
2)кол-во участников на рынке:
1.Полиполия
2. …
3. …
4.Двустороняя монополия.
3)степень разновидности эк-их свобод:
- свободный
- нелегальный
- регулируемый
4)по виду тер. границ:
- местный
- национальный
- мировой