Критерий эфф-сти использования отдельных производительных ресурсов. Критерий эфф-сти произ-тва для сельскохозяйственного предприятия.
Два значения понятия эффективности. Результативность и оптимальность. Последствия неоптимальности.
В эк-е понятие "эфф-ть" употребляется в 2 значениях. В одних случаях эфф-сть харак-ет положительные изменения в процессе произв-ва. Эфф-сть в этом смысле явл-ся синонимом слов "результ-сть", "продукт-сть", "производ-ность", "действенность" и опред-ся как отношение результата (эффекта) за определенный период к затратам ресурсов. Сравнивая отношения, можно делать выводы о большей или меньшей эфф-сти. В др. случаях понятие "эфф-сть" харак-ет состояние производства, а именно: состояние оптимальности, равновесия, сбалансированности. "Эфф-сть в производстве — это такая ситуация, в кот. при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее кол-во одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое кол-во др. товара"
Критерий народнохоз-нной эфф-сти.
Поскольку потребности безграничны, а производственные ресурсы ограничены, то критерием эфф-сти народного хоз-ва в целом явл. максимизация общей полезности созданных благ при наличных производственных ресурсах. Для достижения народнохоз-ной эфф-сти необходимо обеспечить полную занятость и полный объем производства. Полная занятость предполагает вовлечение в произв-во всех ресурсов, т.е. когда нет безработных, не простаивает техника, используются пригодные для производства земли, здания и оборудование. Полный объем производства означает, что все произ-нные ресурсы применяются по назначению, рационально, по новейшим технологиям, когда они приносят наибольшую пользу.
Народнохоз-нная эфф-сть предполагает рациональное распределение производственных ресурсов по отраслям. Критерием народнохоз-нной эфф-сти, рассматриваемой с точки зрения оптимизации распределения ресурсов (эфф-сть по Парето),
Возрастание дополнительных затрат ресурсов представляет собой частный случай проявления закона убывающей отдачи (доходности), который устанавливает соотношение не между двумя товарами, а между затратами в производстве и выпуском продукции. Закон убывающей отдачи (доходности) действует в том случае, когда изменяются лишь некоторые факторы при фиксированности других. Если же пропорционально увел-ся все факторы, то расширяется масштаб производства, произ-тво растет в той же пропорции или в большей степени, что объясняется экономичностью массового произ-ва. Однако возможны варианты, когда рост масштабов произ-ва сопровождается более низкими темпами роста производства, — в этом случае говорят об отрицательном эффекте масштаба.
Критерий Парето-эфф-сти распределения ресурсов. Парето-эффективность распределения предметов потребления.
Эфф-сть распределения произ-ных ресурсов по Парето м/у предпр-ями и отраслями в долгосрочном периоде достигается, когда предельные издержки (МС) равны цене (Р) по всем товарам на каждом предприятии. При этом ресурсы распределены м/у отраслями и отдельными производителями так, что произведенные блага наиболее необходимы потребителям. Эфф-сть произ-ства по Парето в долгосрочном периоде достигается при равенстве минимальных средних издержек (АС) ценам (Р) по всем товарам и на каждом предприятии. В этом случае каждый товар, соответствующий потребительским вкусам, произ-тся более дешевым способом. Достижение эфф-сти произ-тва и распределения ресурсов по Парето обусловливает социально-эконом. Эфф-сть, т.е. максимизацию удовлетворения потребностей общества при имеющихся производственных ресурсах.
Критерий эфф-сти обмена
Критерием эфф-сти обмена явл-ся максимизация суммы излишков производителей и потребителей. Обмен происходит, если обе стороны получают выгоду. Обмен эффективен, когда достигается максимизация излишков потребителя и производителя. Он наиболее эффективен, когда обмен товаров происходит по рыночным ценам. Если гос-во устанавливает контроль над ценами, то эфф-сть обмена снижается.
Обмен товарами требует денежных затрат, иначе, — издержек. Эфф-сть обмена на уровне предприятия зависит от объема сделок и от величины издержек на них. Эфф-сть обмена будет тем выше, чем крупнее сделки: тогда в расчете на единицу товара издержки обращения будут меньше. Исходя из этого сельскохоз-ному предп-тию выгоднее продавать свою продукцию одному покупателю. Однако на рынке монопсонии цены занижаются монополистом, что заставляет предприятия искать иные каналы сбыта, несмотря на увеличение издержек обращения.
Распределение— то результат обмена товаров, количественное соотношение товаров, находящихся у различных субъектов в результате обмена. Распределение предметов потребления эффективно тогда, когда нормы замены любыми товарами одинаковы для всех потребителей. Установление государством заниженных цен на некоторые продукты приводит к неэфф-ному их распределению.
При распределении жизненных благ возникает проблема не только как достигнуть эфф-сти, но как сделать это справедливо. Во всех эк-их системах люди возлагают обеспечение справедливости на гос-во. Гос-во может регулировать справедливость распределения благ с помощью налоговой политики, бесплатных услуг отдельным категориям граждан, талонов на продукты, детскую одежду и т.п., оплачивая их из бюджета.
Эфф-сть личного потребления зависит от степени испол-ния полезных свойств продукта, от величины отходов и затрат домашнего труда на подготовку продукта для употребления. Критерием эфф-сти личного потребления является максимизация пользы (степени использования полезных свойств продукта) при минимуме издержек на потребление (минимум отходов и минимум затрат труда на потребление).
Критерий эфф-сти использования отдельных производительных ресурсов. Критерий эфф-сти произ-тва для сельскохозяйственного предприятия.
Критерием эк-ой эфф-сти с/х явл-ся максимизация массы прибыли, получаемой с имеющейся площади с/х угодий, при минимуме издержек (costs), а критерием технической эфф-сти — максимизация с/х продукции при минимуме затрат ресурсов (imputs).
Критерием эфф-сти произ-ва для с/х предприятий явл. максимизация прибыли, как главная цель предприятия. Максимизация прибыли зафиксирована в Законе "О предприятиях в Республике Беларусь".
Для общества в целом важное значение имеет повышение эфф-сти не только произ-ва, но и в целом воспроизводства. Эфф-сть воспроизводства зависит не только от отдачи ресурсов, затраченных на создание продукта, но и от величины издержек на доведение продукта до потребления. Продукт, переходя из одной фазы воспроизводства в другую, изменяется по величине, качеству, на это затрачиваются дополнительные ресурсы.
Критерием эфф-сти распределения ресурсов явл-ся равенство предельного дохода ресурса и предельных издержек на ресурс, т.е. равенство ценности благ, полученных от ед. стоимости каждого ресурса.
Повышение эфф-сти производительного потребления достигается более экономным использованием сырья, материалов, топлива, электро-энергии и т.д.
Таким образом, эфф-сть произ-ва в широком смысле, т.е. воспроизводства, зависит от эфф-сти непосредственного производства, распределения, обмена и потребления. Эфф-сть эк-ки в целом по народному хоз-ву достигается в наибольшей степени тогда, когда максимизируется общая ценность созданных благ при наличных производственных ресурсах.
31. Классификация показателей эфф-сти: техническая (технологическая), технико-эк., эк-кая, социально-эк. эфф-ость.
Различают техническую, технико-эк-кую, эк-кую и социально-эк-ую эфф-сть.
Техническая эфф-сть представляет собой отношение физического объема продукции к затратам ресурсов (imputs). Она харак-ет произв-во безотносительно к эк-кой системе. Все параметры технической эфф-сти описываются единицами измерения физических величин
Эк. эфф-сть — это отношение результата произв-ва в денежном измерении к издержкам (costs), т. е. затратам ресурсов также в денежном выражении. Эк. эфф-сть показывает степень превышения дохода над расходами и не всегда соответствует технической.
Технико-эк-кая эфф-сть опр-ся как промежуточная м/у технической и эк. эфф-стью, когда один параметр измеряется в единицах физических величин, а другой в денежной оценке.
Социально-эк. эфф-сть рассматривается как соотношение совокупности всех благ и ресурсов, она объединяет экон-ий и соцные эффекты. Под "социальным эффектом" понимаются блага, кот. не м/ б измерены в деньгах, но ценностны для общества: продолжительность жизни, здоровье людей, свободное время, состояние окружающей среды, условия труда и жизни и др.
Для формулирования целей гос-го регулирования имеет смысл разграничивать уровни эфф-сти: народнохоз-нный, отраслевой, на уровне предприятия.
Многообразие показателей эфф-сти обусловлено множеством целей, стоящих перед эк-ским анализом. Есть показатели, используемые для анализа на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия. Разные показатели применяются при исследовании технической, технико-экономической, эк-ской или социально-эк. эфф-сти.