Значение, функции и задачи сферы услуг
К сфере услуг как к сектору экономики, можно отнести следующие экономические и социальные функции.
Одной из экономических функций является обслуживание процесса производства материальных благ. Под этой функцией подразумевают предоставление различных услуг в сфере материального производства, которая в свою очередь испытывает нужду в следующих услугах: связи и транспорта, правовых консультациях, технического обслуживания оборудования.
Следующей экономической функцией является - воспроизводство рабочей силы, которая осуществляется при помощи услуг, которые предоставляют населению. К примеру, услуги в сфере образования и просветительных заведений.
Последней экономической функцией, является создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств. Данной функцией занимаются компании службы сбыта.
К социальным функциям можно отнести удовлетворение потребностей населения в различных сферах обслуживания, так же относится обеспечение снижения затрат и улучшения условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания.
К третьей функции относится рациональное использование свободного времени, которое создается при помощи услуг культурно-зрелищных учреждений.
Четвертой социальной функцией является обеспечение безопасности и нормального функционирования государства, так же охрана общественного порядка [24].
Отсюда следует, что сфера услуг - это совокупность всех отраслей народного хозяйства, продукты, потребительская ценность стоимость которых выражается в предоставлении удобств.
Сферой обслуживания принято считать – система отраслей хозяйства, продукты которых выступают в виде услуг [5].
Сервисная деятельность – это один из видов деятельности, работа по оказанию различных услуг, направленная на удовлетворение потребностей людей. С помощью сервисного обслуживания нынешнего оборудования дает возможность покупателю выбрать себе наиболее оптимальное решение по приобретению и потреблению технически сложного изделия, а также выгодно его транспортировать в течении желаемого периода времени, соответствующее интересам и потребностям покупателей. Сервис же, в свою очередь представляет собой один из видов предпринимательской деятельности по оказанию различных услуг и их реализацию, которое обеспечивает удовлетворение одновременно несколько нужд и желаний потребителей. Сервисная деятельность порождается, то есть изготавливается, реализуется специальными структурами обслуживания, которые выступают ее субъектами. В роли субъектов могут быть конкретные предприниматели либо группы сервисных организаций - фирмы. Например: туристическое агентство, гостиничный комплекс, лечебные заведения, торговые предприятия, информационно-рекламное бюро, правоохранительные учреждения [9].
По закону Российской Федерации можно выделить следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:
1) индивидуальное предприятие;
2) коммерческие организации;
3) некоммерческие организации.
Где, индивидуальные предприятия подразделяются на индивидуальное предприятие и простое товарищество. Коммерческие же организации делятся на: хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и унитарное предприятие. И наконец, последняя форма деятельности предприятий, делится на потребительские кооперативы, фонды и общественные организации.
Главной целью коммерческих организаций является получение прибыли.
Коммерческой деятельностью могут заниматься не только негосударственные организации, но и государственные, муниципальные унитарные предприятия.
Для того чтобы понять какие особенности преобладают у функционирования сферы обслуживания и сервисной деятельности, надо ввести ключевые понятия. Некоторые определения в законодательстве РФ не определены, но до сих пор используются на основе обычаев делового общения.
Деловой (профессиональный) сервис имеет вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг хозяйственно-управленческим структурам и физическим лицам в целях обеспечения их профессиональной деятельности или получения дохода [18].
Деловые (профессиональные) услуги - это услуги, которые оказывают предприятиям, организациям, учреждениям и другим хозяйственно-управленческим структурам, а также отдельным физическим лицам, что способствует успешной профессиональной деятельности или получению прибыли [23].
Институциональные услуги - это услуги, потребителями которых выступают не физические лица, а предприятия, организации, учреждения и другие хозяйственно-управленческие структуры [19].
Исполнитель услуги – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору [16].
Клиенты - постоянные покупатели или заказчики; лица, пользующиеся услугами адвоката, нотариуса и т.п.
Модели предложения - это логически сгруппированный оригинальный набор услуг и форм материальной поддержки, предлагаемый клиентам в определенной ситуации.
Потребитель – физическое лицо, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары, работы услуги исключительно для личных целей, не связанных с извлечением прибыли.
Потребительские услуги - потребителями услуг являются физические лица, цель получения услуг - удовлетворение личных потребностей, источник оплаты - личные средства этих лиц.
Предложение - это то количество услуг, которое производитель может предложить потребителю или покупателю в конкретное время и в определенном месте.
Провайдер – это компания или поставщик каких-либо услуг.
Продуцент – это юридическое лицо или государство, производящее какую-либо продукцию или услуг, иными словами можно сказать, что это человек, который что-то производит, либо создает [17].
Сервисное обслуживание включает в себя несколько элементов, которое отражает жизненный цикл продукции с момента его создания до момента его ликвидации.
Возрастающее значение сервисного обслуживания покупателей может быть обусловлено следующими тенденциями:
- возрастание сложности промышленных изделий и появление дополнительных требований к квалификации кадров эксплуатационников, к качеству проведения ремонтных и обслуживающих работ;
- быстрое моральное старение техники, что приводит к необходимости проведения его модернизации;
- повышение требований к качеству работы техники;
- истощение источников естественных ресурсов и возрастание роли вторичных ресурсов;
- сервисные службы, которые выходят на рынок, специалисты по сервису, являются главными источниками информации, которые могут пригодиться для создания новых идей товаров и модификации уже готовых изделий.
В последнее время у производителей появилось всё больше конкурентов. В основе конкуренции лежат дополнительные услуги, консультации для покупателей, а не важность созданного товара.
Например, для предприятия, применяющего последние технологические достижения, существенную часть сервисного сопровождения продукции представляет обучение потребителей, так как без обучения клиента не могут быть использованы в полной мере функциональные качества изделия.
Анализ деятельности компаний, занимающихся производством компьютерного оборудования, показал, что удельный вес доходов от послепродажного обслуживания в товарообороте составляет от 17 до 30 %. Средний уровень прибыльности этой деятельности превышает 20%, т.е. равен или превышает уровень прибыльности от продаж. Таким образом, сервис и гарантийное обслуживание становятся неотъемлемыми элементами товарной политики.
К основным задачам системы сервиса относится:
- консультация потребителей перед покупкой данного продукта компании, которая позволяет сделать им наиболее выгодный выбор для себя;
- подготовка персонала покупателя или его самого к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретенной техники;
- переда нужных материалов;
- подготовка продукции перед его продажей, чтобы избежать поломку в работе при показе его покупателю;
- доставка изделия к месту его эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
- приведение техники в рабочее состояние на месте эксплуатации (установка, монтаж) и демонстрация его покупателю в действии;
- обеспечение готовности продукции к его транспортировки в течении времени нахождения его у покупателя;
- оперативная поставка запасных частей и содержание для этого необходимой сети складов, тесный контакт с изготовителем запасных частей;
-сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется техника потребителем (условия, продолжительность, квалификация персонала и т.д.) и какие высказываются при этом жалобы, замечания, предложения;
- участие в совершенствовании и модернизации потребляемых изделий на основе анализа полученной информации;
- объединение собранной информации о том, чем занимаются конкуренты, какие нововведения они предлагают покупателям, как проводят сервисную деятельность;
- формирование постоянной клиентуры рынка по принципу: «Вы покупаете наш товар и используете его, мы делаем все остальное» [7].