Ценовая политика в управлении маркетингом
на ОАО «Фандок»
ОАО "ФанДОК" - одно из старейших предприятий города.
В 1913 г. в городе открылось несколько лесопильных заводов и фабрик. В 1918 г. во время оккупации белополяками предприятие было практически уничтожено. В 1926 г. началось строительство деревообрабатывающего комбината, 8 ноября 1929 г. состоялось торжественное открытие Бобруйского деревообрабатывающего комбината, крупнейшего в Европе. В состав комбината входили лесопильный, фанерный, стружечный, бочарный цеха, белодеревный завод, сушилки, электростанция.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1971 г. Бобруйский фанеро-деревообрабатывающий комбинат награжден орденом Октябрьской революции. В январе 1971 г. на базе комбината создано Бобруйское производственное деревообрабатывающее объединение «Бобруйскдрев». За достигнутые высокие показатели Указом Президиума Верховного Совета БССР от 22 ноября 1979 г. объединению присвоено звание имени 60-летия Белорусской ССР.
С 1 ноября 1991 г. ПО «Бобруйскдрев» преобразовано в народное объединение.С 1 июня 1994 г. НО «Бобруйскдрев» преобразовано в ОАО «ФанДОК».
Общество является юридическим лицом со дня регистрации, ОАО «ФанДОК» входит в состав концерна «Беллесбумпром».
Открытое акционерное общество «ФанДОК» входит в состав Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром».
ОАО «ФанДОК» - предприятие, которое ведет полную переработку древесины, начиная от лесозаготовки и разделки хлыстов, выпуска товарных пиломатериалов, клееной фанеры, мебельных щитов, столярной плиты, изделий деревообработки и заканчивая производством высокохудожественной мебели.
В настоящее время Обществом выпускается свыше 130 наименований мебельной продукции (корпусная, кухонная, мягкая, стеллажная и малые формы (тумбы), изделия из деревообработки и клееная фанера.
Особенности выпускаемой предприятием номенклатуры основных изделий доказывают возможность обострения в ближайшее время конкуренции на внутреннем рынке Республики Беларусь. Уровень конкуренции носит жесткий характер как на рынке Республики Беларусь, так и за её пределами.
Таким образом, анализируемое предприятие относится к деревообрабатывающим предприятиям, производящим широкую номенклатуру изделий из дерева. Проблемой послужившей предпосылкой исследования является необходимость выбора оптимальной ценовой политики в условиях жесткой конкуренции.
В вопросе формирования цен на продукцию ОАО «Фандок» придерживается принципа установления цен в зависимости от себестоимости, спроса региона сбыта, объема выпускаемой продукции.
Соответственно цена на продукцию будет рассматриваться как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
С одной стороны необходимо, чтобы цены соответствовали рыночным и способствовали устойчивому спросу продукции, с другой обеспечивали бы производство и получение максимальной прибыли.
Ценовая политика предприятия заключается в выборе стратегии ценообразования и последующим обоснованием правильного выбора.
В вопросе формирования цен на продукцию завод придерживается принципа установления цен:
- при работе с резидентами РБ с учетом издержек производства, обслуживания и минимальной прибыли;
- при стратегии ценообразования, основанной на спросе, цену определяют на базе максимальной цены, приемлемой для потребителя с учетом спроса на данную продукцию;
- при реализации продукции за пределы республики, цены устанавливаются на уровне рыночной или выше в зависимости от спроса потребителей, качества и конкурентной среды, но не ниже себестоимости продукции.
Общее решение по ценам принимались в 2006 году на основании следующих факторов, влияющих на формирование цен:
§ Издержки производства
§ Потребители
§ Правительство
§ Конкуренты
§ Участники каналов сбыта
Издержки производства, в отличие от 2005 года, в 2006 году не полностью перекладываются на потребителей продукции, а часть издержек возмещаются за счет применения более экономичных материалов, модернизирования продукции, снижения себестоимости и, как следствие, цен на продукцию, за счет экономии энергетических затрат, роста производительности труда, снятия с производства не выгодной продукции.
В 2007 году на ценовую политику предприятия будут оказывать влияния решения правительства РБ и РФ.
Установление единого курса валют даст большие возможности для расширения рынков сбыта в РФ, странах СНГ и дальнего зарубежья, что в свою очередь, приведет к росту экспортных поставок.
В 2006 году цены на продукцию предприятия рассматривались с позиции издержек на производство и постоянно сравнивались с ценами конкурентов.
Интересы потребителей учитываются на основе ценовой эластичности спроса, которая определяет чувствительность получателей к изменениям в ценах с точки зрения объема продукции, которую они приобретают. Так, для стимулирования сбыта на предприятии используется гибкая система скидок (табл. 2.1.)
Таблица 2.1. Ценовая политика ОАО «Фандок»
Товарные позиции | Условия применения | Размер |
1* | По предоплате | +3,0 |
За партию на сумму эквивалентную свыше 1500 тыс. руб РФ | +3,0 | |
2* | По предоплате | +3,0 |
За партию на сумму эквивалентную свыше 2000 тыс.руб. РФ | +5,0 | |
3* | По предоплате | +3,0 |
За партию на сумму не менее 1 230 000 руб.РФ. | +2,0 |
Примечания:
1* - фанерная продукция ;
2* - мебельная продукция;
3* -продукция ДОЗ
При формировании цен также учитывается уровень издержек. Так, в 2006 году увеличился удельный вес стоимости сырья, материалов, покупных и комплектующих с 49,3 % до 55,4 %, что крайне негативно сказалось на цене продукции.
Проводимая работа по снижению себестоимости продукции является неадекватной по отношению к росту цен на сырье и комплектующие изделия. Цена формируется на основе плановой калькуляции. Приведем калькуляцию на основной вид продукции – Лаба –7 (таблица 2.2.) .
Таблица 2.2. П Л А Н О В А Я К А Л Ь К У Л Я Ц И Я на 1.07.2007 года
Себестоимость по статьям | Лаба –7 | |
Сырье | ||
Материалы | ||
Основная зарплата | ||
Отчисления на соц.страх. | ||
Топливо и энергия | ||
Износ инструментов и приспособлений | ||
Накладные расходы | ||
Итого | ||
Прочие расходы | ||
Производственная себестоимость | ||
Внепроизводственные расходы | ||
Полная себестоимость | ||
Прибыль | ||
Цена | ||
Целевой сбор 3 % | ||
Свободно отпускная цена | ||
НДС 18 % | ||
Свободно отпускная цена с НДС |
Таким образом, можно обобщить следующие направления ценообразования :
1. важнейшими факторами в вопросе установления цен на предприятии являются:
* Издержки производства
* Потребители
* Правительство
* Конкуренты
*Участники каналов сбыта.
2. принципы установления цен на продукцию предприятия следующие:
- при работе с резидентами РБ с учетом издержек производства, обслуживания и минимальной прибыли;
- при стратегии ценообразования, основанной на спросе, цену определяют на базе максимальной цены, приемлемой для потребителя с учетом спроса на данную продукцию;
- при реализации продукции за пределы республики, цены устанавливаются на уровне рыночной или выше в зависимости от спроса потребителей, качества и конкурентной среды, но не ниже себестоимости продукции;
3. на предприятии действует гибкая система скидок в зависимости от реализуемой номенклатуры изделий и партии приобретения.