Ценовая политика в управлении маркетингом

на ОАО «Фандок»

ОАО "ФанДОК" - одно из старейших предприятий города.

В 1913 г. в городе открылось несколько лесопильных заводов и фабрик. В 1918 г. во время оккупации белополяками предприятие было практически уничтожено. В 1926 г. началось строительство деревообрабатывающего комбината, 8 ноября 1929 г. состоялось торжественное открытие Бобруйского деревообрабатывающего комбината, крупнейшего в Европе. В состав комбината входили лесопильный, фанерный, стружечный, бочарный цеха, белодеревный завод, сушилки, электростанция.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1971 г. Бобруйский фанеро-деревообрабатывающий комбинат награжден орденом Октябрьской революции. В январе 1971 г. на базе комбината создано Бобруйское производствен­ное деревообрабатывающее объединение «Бобруйскдрев». За достигнутые высокие показатели Указом Президиума Верховного Совета БССР от 22 ноября 1979 г. объединению присвоено звание имени 60-летия Белорусской ССР.

С 1 ноября 1991 г. ПО «Бобруйскдрев» преобразовано в народное объединение.С 1 июня 1994 г. НО «Бобруйскдрев» преобразовано в ОАО «ФанДОК».

Общество является юридическим лицом со дня регистрации, ОАО «ФанДОК» входит в состав концерна «Беллесбумпром».

Открытое акционерное общество «ФанДОК» входит в состав Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром».

ОАО «ФанДОК» - предприятие, которое ведет полную переработку древесины, начиная от лесозаготовки и разделки хлыстов, выпуска товарных пиломатериалов, клееной фанеры, мебельных щитов, столярной плиты, изделий деревообработки и заканчивая производством высокохудожественной мебели.

В настоящее время Обществом выпускается свыше 130 наименований мебельной продукции (корпусная, кухонная, мягкая, стеллажная и малые формы (тумбы), изделия из деревообработки и клееная фанера.

Особенности выпускаемой предприятием номенклатуры основных изделий доказывают возможность обострения в ближайшее время конкуренции на внутреннем рынке Республики Беларусь. Уровень конкуренции носит жесткий характер как на рынке Республики Беларусь, так и за её пределами.

Таким образом, анализируемое предприятие относится к деревообрабатывающим предприятиям, производящим широкую номенклатуру изделий из дерева. Проблемой послужившей предпосылкой исследования является необходимость выбора оптимальной ценовой политики в условиях жесткой конкуренции.

В вопросе формирования цен на продукцию ОАО «Фандок» придерживается принципа установления цен в зависимости от себестоимости, спроса региона сбыта, объема выпускаемой продукции.

Соответственно цена на продукцию будет рассматриваться как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

С одной стороны необходимо, чтобы цены соответствовали рыночным и способствовали устойчивому спросу продукции, с другой обеспечивали бы производство и получение максимальной прибыли.

Ценовая политика предприятия заключается в выборе стратегии ценообразования и последующим обоснованием правильного выбора.

В вопросе формирования цен на продукцию завод придерживается принципа установления цен:

- при работе с резидентами РБ с учетом издержек производства, обслуживания и минимальной прибыли;

- при стратегии ценообразования, основанной на спросе, цену определяют на базе максимальной цены, приемлемой для потребителя с учетом спроса на данную продукцию;

- при реализации продукции за пределы республики, цены устанавливаются на уровне рыночной или выше в зависимости от спроса потребителей, качества и конкурентной среды, но не ниже себестоимости продукции.

Общее решение по ценам принимались в 2006 году на основании следующих факторов, влияющих на формирование цен:

§ Издержки производства

§ Потребители

§ Правительство

§ Конкуренты

§ Участники каналов сбыта

Издержки производства, в отличие от 2005 года, в 2006 году не полностью перекладываются на потребителей продукции, а часть издержек возмещаются за счет применения более экономичных материалов, модернизирования продукции, снижения себестоимости и, как следствие, цен на продукцию, за счет экономии энергетических затрат, роста производительности труда, снятия с производства не выгодной продукции.

В 2007 году на ценовую политику предприятия будут оказывать влияния решения правительства РБ и РФ.

Установление единого курса валют даст большие возможности для расширения рынков сбыта в РФ, странах СНГ и дальнего зарубежья, что в свою очередь, приведет к росту экспортных поставок.

В 2006 году цены на продукцию предприятия рассматривались с позиции издержек на производство и постоянно сравнивались с ценами конкурентов.

Интересы потребителей учитываются на основе ценовой эластичности спроса, которая определяет чувствительность получателей к изменениям в ценах с точки зрения объема продукции, которую они приобретают. Так, для стимулирования сбыта на предприятии используется гибкая система скидок (табл. 2.1.)

Таблица 2.1. Ценовая политика ОАО «Фандок»

Товарные позиции Условия применения Размер
1* По предоплате +3,0
За партию на сумму эквивалентную свыше 1500 тыс. руб РФ +3,0
2* По предоплате +3,0
За партию на сумму эквивалентную свыше 2000 тыс.руб. РФ +5,0
3* По предоплате +3,0
За партию на сумму не менее 1 230 000 руб.РФ. +2,0

Примечания:

1* - фанерная продукция ;

2* - мебельная продукция;

3* -продукция ДОЗ

При формировании цен также учитывается уровень издержек. Так, в 2006 году увеличился удельный вес стоимости сырья, материалов, покупных и комплектующих с 49,3 % до 55,4 %, что крайне негативно сказалось на цене продукции.

Проводимая работа по снижению себестоимости продукции является неадекватной по отношению к росту цен на сырье и комплектующие изделия. Цена формируется на основе плановой калькуляции. Приведем калькуляцию на основной вид продукции – Лаба –7 (таблица 2.2.) .

Таблица 2.2. П Л А Н О В А Я К А Л Ь К У Л Я Ц И Я на 1.07.2007 года

  Себестоимость по статьям Лаба –7
Сырье
Материалы
Основная зарплата
Отчисления на соц.страх.
Топливо и энергия
Износ инструментов и приспособлений
Накладные расходы
Итого
Прочие расходы
Производственная себестоимость
Внепроизводственные расходы
Полная себестоимость
Прибыль
Цена
Целевой сбор 3 %
Свободно отпускная цена
НДС 18 %
Свободно отпускная цена с НДС

Таким образом, можно обобщить следующие направления ценообразования :

1. важнейшими факторами в вопросе установления цен на предприятии являются:

* Издержки производства

* Потребители

* Правительство

* Конкуренты

*Участники каналов сбыта.

2. принципы установления цен на продукцию предприятия следующие:

- при работе с резидентами РБ с учетом издержек производства, обслуживания и минимальной прибыли;

- при стратегии ценообразования, основанной на спросе, цену определяют на базе максимальной цены, приемлемой для потребителя с учетом спроса на данную продукцию;

- при реализации продукции за пределы республики, цены устанавливаются на уровне рыночной или выше в зависимости от спроса потребителей, качества и конкурентной среды, но не ниже себестоимости продукции;

3. на предприятии действует гибкая система скидок в зависимости от реализуемой номенклатуры изделий и партии приобретения.

Наши рекомендации