Вопрос 22. Мировая экономика и ее структура. Основные формы мирохозяйственных связей.
Мировая экономика (интерэкономика) – многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями. Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как разделение производства (то есть международную специализацию), так и его объединение — кооперацию.
Международное разделение труда (МРТ) - это специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке. МРТ - высшая ступень развития общественного территориального разделения труда. Исторически и логически выделяют три вида МРТ: Общее МРТ - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т.п.). (Т.е. отраслевая специализация). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные. Частное МРТ - разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, например тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, и т.п. (т.е. производство на экспорт определенных видов готовой продукции и услуг). Оно связано с предметной специализацией. Единичное МРТ - разделение труда внутри одного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара. Специализация на изготовлении отдельных узлов, деталей, компонентов. Она связана с технологической специализаций. Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах. Международное разделение труда проявляется в двух формах - международной специализации производства и международном кооперировании. Международная специализация производства (МСП) - это концентрация однородного производства на предприятиях тех стран, в которых оно имеет наибольшую эффективность. Международная кооперация производства (МКП) - это основанный на международной специализации производства устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. МСП и МКП тесно связаны между собой. Они взаимно обуславливают существование друг друга. Без специализации не может быть кооперирования. В то же время, если нет потребности в получении каких-либо товаров из-за границы в рамках кооперации, то специализация производства не будет иметь международного характера.
Непосредственных субъектов мировой экономики можно разделить на три уровня в зависимости от тех функций и задач, которые они выполняют.
1. Уровень субъектов хозяйственной деятельности, т.е. различных фирм и организаций - микроуровень.
2. Государственный уровень (МАКРОУРОВЕНЬ), т.е. уровень действия различных государственных учреждений и организаций. На этом уровне путем принятия различных нормативных актов формируется среда, в которой действуют субъекты хозяйственной деятельности, т.е. определяются правила ведения внешнеэкономической деятельности, круг возможных участников, налоговая политика в этой сфере и т.п. На этом уровне формируется внешнеэкономическая политика государства.
3. Межгосударственный уровень - т.е. уровень действия различных межгосударственных организаций, которые определяют основные правила взаимоотношений по вопросам внешнеэкономических отношений, выработанные по согласованию с государствами-членами этих организаций. Например, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) - межгосударственные организации; комиссия Европейского Союза, Суд ЕС - надгосударственные органы.
Субъектами мировых хозяйственных отношений являются: Международные экономические организации (МВФ и МБРР); Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы; Транснациональные банки; Финансово-промышленные группы — объединение ТНК и ТНБ; Биржи (особенно крупные); Крупные предприниматели; Государства, и приравненные к ним территории, а также административные единицы данных государств и территорий; Мировые финансовые и экономические организации (включая крупных инвесторов и организации-объединения крупных компаний, занимающиеся контролем определенных международных рынков, объединения стран внутри региона — СНГ).
Современная мировая экономика как система наиболее адекватно характеризуется феноменом глобализации. Глобализация - это стремительно растущее международное движение товаров, услуг, капиталов, технологий, рабочей силы, идей и информации. В результате сегодня резко возросла взаимозависимость стран и регионов.
Международная (внешняя торговля) - древняя и традиционная форма международных экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д. Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятии экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Импорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных и страну из-за границы. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров). Весьма важным понятием является баланс внешней торговли. Если обозначить баланс внешней торговли страны Б, то формула баланса внешней торговли: Б = Э – И. Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны. Развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны, но зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.
1. Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.
2. Зависимость от импорта, может принести, к нежелательной зависимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).
3. Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рынке.
Противоречивое влияние внешней торговли на экономику создало два противоположных подхода к ее развитию: Протекционизм, Защита свободы торговли. Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта. Свободная торговля - это движение товаров через границу без всяких ограничении. Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма: таможенно-тарифные, нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин с внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы, которых насчитывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов. Наиболее распространенным и традиционным способом регулирования внешней торговли является таможенная пошлина. Таможенная пошлина - это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения; от стоимости услуг, оказываемых таможней. Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество. Таможенная территория - это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Наиболее распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты. Импортная квота - это количество иностранного товара, которое может быть ввезено в страну в течение определенного периода времени. Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Особое место в системе протекционистских мер занимает стимулирование экспорта. В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт и усилить свои позиции на рынках других стран. Государство осуществляет также затраты но стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя рекламу и предоставляя другие маркетинговые услуги. Налоговая система также может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам в зависимости от объема экспорта. Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг - это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Как отмечают некоторые специалисты, главной целью протекционистских мер в современных условиях является компенсация ущерба, нанесенного иностранной конкуренцией национальным отраслям экономики. Вследствие усиления иностранной конкуренции возникают издержки, связанные с изменением структуры производства.
Государство — основной субъект мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность. Транснациональные компании. ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем. Понятие ТНК. Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах. К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер. Международные экономические организации. Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития ( MAP ) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка. МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ. МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов. Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ. Региональные экономические интеграционные группировки. Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере. Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).
Основные этапы развития мировой экономики
Номер этапа | Продолжительность | Характеристика |
I | XV-XVII вв.н.э. | Зарождение мирового капиталистического рынка: великие географические открытия, появление колоний, революция цен, мануфактурный период |
II | XVIII-XIX вв.н.э. | Формирование мирового капиталистического рынка, зарождение и развитие общемирового разделения труда: промышленный переворот, буржуазные революции, переход от мануфактурной к фабричной системе |
III | Конец XIX – первая половина XX в.н.э. | Формирование системы общемирового разделения труда и на этой основе всемирного хозяйства: электротехническая революция, двигатели внутреннего сгорания, экономический раздел мира, переход к монополистическому капитализму |
IV | С 50-х гг. XX в. до настоящего времени | Функционирование системы общемирового разделения труда, усиление взаимозависимости экономик всех стран: научно-техническая революция, процессы интернационализации и интеграции |
Мировой рынок рабочей силы сформировался в своем современном виде за последние пятьдесят лет. МРРС включает в свой состав как самих мигрантов — экономически активных людей трудоспособного возраста, так и различные миграционные службы и международные организации, содействующие перемещению людей, которые стремятся найти работу за рубежом. Современные государства прилагают усилия по регулированию трудовой миграции. Правовое выражение взаимной заинтересованности направляющих и принимающих мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области оказывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ). В настоящее время практически ни одна страна не может оставаться в стороне от миграционных процессов; степень воздействия трудовой миграции на национальные экономики различна и во многом зависит от политики, проводимой правительствами; страны-экспортеры рабочей силы получают основную выгоду от расширения потока валютных трансфертов из-за рубежа, но при этом теряют зачастую высококлассных специалистов; страны — импортеры стремятся регулировать количественный и качественный уровень трудовой иммиграции, вводя квоты и ограничения. Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации видов современной международной миграции, она подразделяется на 5 основных типов: 1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например, в сфере туризма; 2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы. К этой же группе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов; 3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, странах Европы, Японии, Южной Америки и даже Африки; 4) переселенцы, т. е. переезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована прежде всего на переезд в промышленно развитые страны; 5) беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности. В международной миграции рабочей силы можно выделить 5 направлений: 1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; 2) миграция в рамках промышленно развитых стран; 3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; 4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые); 5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Международная миграция капитала - это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции. Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются: 1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства. 2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые. 3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина. 4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных (свободных) экономических зонах. 5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране - доноре капитала. 6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации. Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации. Движение капитала, его использование осуществляется в форме: прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия; портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги); среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям; экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных). С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно развитых стран.
Промышленно развитые страны с рыночной экономикой (47 стран): высокий уровень производительных сил; интенсивный тип ведения хозяйства; единый воспроизводственный процесс в рамках НХ; концентрация главных финансовых узлов коммуникации. В этих странах проживает около 20%, производят около 85% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 82%. Это большая группа европейских стран (без СНГ – 12 стран), Австралия, Новая Зеландия, Канада, США, Япония, Израиль. Можно выделить 7 ведущих государств мира: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада. Эта группа стран обладает значительным экономическим потенциалом в МХ. В семерке выделяют 3 центра: Американский, Японский, западноевропейский. Страны Большой Семерки обсуждают различные глобальные вопросы человечества: энергетическая политика, внешний долг, вопросы экологии. В 1997г. БС превратилась в Большую Восьмерку (+ РФ).Развивающиеся страны (83 страны):Бывшие колонии, полуколонии и зависимые территории. Насчитывает свыше 130 стран и территорий. Название отражает модель НХ, в которой крайне невелика роль рыночных механизмов, а также частного предпринимательства. Развивающиеся страны не представляют собой однородную группу, они сильно отличаются между собой. К развивающимся странам относятся такие государства, в которых по многим показателям (уровень и качество жизни) опережают развитые страны: ОАЭ, Кувейт, Багамские о-ва. Есть крепкие середняки с неплохим уровнем развития экономики социальной инфраструктуры: страны Латинской Америки и Азии. Во многих странах не завершен процесс формирования НХ, преобладает экстенсивный тип ведения хозяйства, и сохраняются докапиталистические отношения.Зависимое положение, которое обрекает многие страны на роль поставщиков с/х товаров и минерального сырья, а также на роль второстепенных партнеров.Переходный характер внутренних социально-экономических структур, а также производственных отношений в целом.Низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, с/х, социальной инфраструктуры. Сталкиваются с большими трудностями: внешний долг, бедность, безграмотность, отсутствие доступа к мед. помощи.
Можно выделить подгруппы: Новые индустриальные страны НИС Юго-Восточной Азии: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины – стран-«тигры». Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея – страны-«драконы». Японский путь реформ экономики, т.е. за 50 лет эти страны превратились из аграрных в лидеров мирового НТП. Наибольшую часть доходов приносят высокотехнологичные промышленные, добывающие предприятия, а также финансовые центры. Динамичное развитие и активное участие в МРТ на базе современных высокотехнологичных производств. Высокий уровень образовательных стандартов: Корея, Япония, Сингапур имеют самый высокий уровень интеллектуальных способностей. Большое усердие и трудолюбие, тесные семейные узы, беспрекословное подчинение властям. Основные сложности этих стран: классово-олигархический капитализм, экспортная ориентация экономики, азиатская модель неспособна адекватно реагировать на валютно-финансовые кризисы. НИС Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили. Ведущей отраслью промышленности является обрабатывающая. Экономике присущи тенденции, характерные для зрелой капиталистической экономики. Обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с НИС ЮВА. Основные сложности: коррупция и бюрократия, неустойчивая политическая система, бедность и безграмотность населения. Страны Ближнего и Среднего Востока. Это группа нефтедобывающих стран-экспортеров нефти (ОПЕК – 11 государств): Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия. Государство контролирует добычу и всю инфраструктуру нефти. Зависимость экономики от нефти. Развитие сопутствующих нефтедобыче отраслей: нефтехимия, металлургия и т.п. Основные сложности: напряженность в отношениях арабских стран с Израилем, периодические войны и социальные конфликты, действующие санкции ООН против Ирана, неопределенность в отношении Ирака, радикальный исламский фундаментализм. Наименее развитые страны (45 стран). 47-49 стран: 33 страны тропической Африки, 8 стран Азии, 6 стран Океании, 1 страна Латинской Америки. Отсталое малопродуктивное с/х. Нет ни обрабатывающей ни добывающей промышленности. Преобладание докапиталистических производственных отношений. Значительное неравенство в распределении доходов. Страны с переходной экономикой. Страны, которые в 80-90-е гг. перешли от административной системы к рыночной. Включает 30 стран: 12 стран ЦВЕ, 15 стран бывшего СССР, Монголия, Китай, Вьетнам (командно-административная система). Производят около 17% мирового ВВП. Ведущие страны ЦВЕ: Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Словения. Болгария, Румыния, Хорватия. Наиболее отсталые страны: Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория. Бывшие республики СССР достигли больших успехов в области реформирования национальных экономик. Это Белоруссия, Украина, РФ, Узбекистан – радикальный подход к реформам. Страны-бедняки: Ангола, Мозамбик, Руанда, Бурунди, Уганда, Либерия, Эфиопия, Сомали, Афганистан, Индия, Нигерия, Бангладеш, Вьетнам, Непал, Гвинея, Бенин, ЦАР, Нигер, Чад, Малави, Гана, Заир, Буркина-Фасо, Мали.
Россия в очередной раз переживает один из сложнейших этапов своего существования и развития. Некоторые зарубежные политологи уже вывели Россию из разряда ведущих стран мира и даже ставят под сомнение ее дальнейшее существование как единого федеративного государства. Распад СССР и его последствия происходили именно в тот период, когда в мировой экономике активно разворачивались процессы глобализации, ведущие транснациональные корпорации отвоевывали себе все новые сегменты мирового рынка товаров и услуг, шел процесс интеграции финансовых рынков, формировалось и развивалось мировое информационное пространство. В современной ситуации нашей стране приходится решать одновременно сразу несколько сложнейших задач: выход из затянувшегося экономического кризиса, системная трансформация, структурная перестройка экономики и эффективное включение в мирохозяйственные связи. Проблема во многом состоит во взаимосвязанности указанных задач, когда одну из них невозможно решить без решения другой, сопряженной с нею задачи. Очевидно, что отмеченные обстоятельства рисуют в целом достаточно мрачную картину современного положения России в мировой экономике. Однако взгляд, обращенный в будущее, должен в максимальной степени основываться и на учете того все еще мощного потенциала (природно-ресурсного, научно-технического, производственного, кадрового), который сохранила Россия и который вселяет определенный оптимизм. Особенно велика роль научно-технического, интеллектуального потенциала. Реальность современной мировой экономики такова, что, по имеющимся оценкам, около 90% современного экономического роста является результатом действия именно научно-технических факторов. По сути, речь идет о том, что на современном мировом рынке товаров и услуг успеха добиваются те экономические системы, которые генерируют и реализуют новые научные идеи, научно-технические достижения и получают и закрепляют за собой при этом своеобразную интеллектуальную ренту, на долю которой приходится до 50% цены товаров. Безусловно, стратегической для России остается задача участия в мировой экономике в качестве эффективного и равноправного члена, восстановления своих позиций если и не как великой державы, то по крайней мере как страны, обладающей и реализующей свой собственный солидный потенциал развития и потому осуществляющей собственную, основанную на национальных интересах внешнюю политику. В настоящее время чертами этого "качества" нахождения нашей страны в мировом хозяйстве являются: значительный внешний долг, крайне низкий уровень привлекаемых в страну иностранных инвестиций, нерациональная структура внешнеэкономических связей (прежде всего экспорта с превалированием в нем топливно-сырьевых и энергетических компонентов), их недостаточная диверсифицированность в товарном и страновом аспектах (когда экспорт и импорт сконцентрированы на относительно ограниченном круге товаров и стран-партнеров), утечка отечественного капитала, невысокий уровень государственного контроля за процессами, протекающими во внешнеэкономической сфере, неопределенность отношений со многими странами СНГ (за исключением, пожалуй, только отношений с Белоруссией). С другой стороны, в течение 90-х годов Россия вступила в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития, была принята в Парижский клуб стран-кредиторов, с 1997 г. начало действовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (хотя затем взаимоотношения со странами Европейского Союза ухудшились), продолжаются переговоры о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведется постоянная работа по урегулированию внешнего долга. Важным фактором современной мировой экономики, который в полной мере должна учитывать Россия, является и дальнейшее развертывание интеграционных процессов, расширение рамок интеграционных объединений, что изменяет соотношение сил в мировой экономике и общую картину современного мира. В максимальной степени должны мы учитывать и усиление воздействия на мировую экономику крупнейших (нередко с глобальными масштабами деятельности) транснациональных корпораций. Россия не только будет испытывать на себе воздействие процессов транснационализации экономической жизни, но и должна будет развивать свой собственный транснациональный бизнес, создавать условия для экспансии отечественного капитала за рубежом.