Рынок. сущность, функции структура рынка. инфраструктура рынка.

Рынок – форма организации эффективного взаимодействия покупателей и продавцов посредством механизма цен.

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовый сигналов.

В рыночной экономике действуют три субъекта:

  1. Домохозяйство, функционирующее в потребительской сфере экономики;
  2. Бизнес или предпринимательство - это предприятия, функционирующие с целью получения прибыли;
  3. Правительство (государство) представлено различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.

Взаимодействие этих субъектов осуществляется через рыночный механизм, который представляет собой спрос и предложение, цены и конкуренцию.

Условия возникновения рынка:

  1. Общественное разделение труда;
  2. Экономическое обособление производителей;
  3. Самостоятельность производителя, свободы предпринимательства.

Функции рынка:

  1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поступают на рынок.
  2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Только рынок позволяет сделать это и определить взаимную выгоду отношений.
  3. Ценообразующая. Поступившие на рынок товары одинакового назначения содержат не одинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает только затраты, которые согласен оплатить покупатель.
  4. Санирующая. Жесткая конкуренция на рынке очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Он оставляет лишь эффективно-предприимчивых, что повышает уровень производства и эффективность отношений между покупателем и продавцом.
  5. Регулирующая. Самая важная функция, связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Воздействие оказываются рыночным механизмом.

Классификация рынков

Классификационный признак Виды рынков
1. В зависимости от предмета обмена - рынок товаров и услуг; - рынок факторов производства; - финансовый рынок; - рынок интеллектуальных продуктов.
2. По экономическому назначению объектов - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок товаров промышленного назна- чения; - рынок инноваций; - рынок труда; -рынок ценных бумаг; - рынок жилья и т.д.
3. По географическому положению - местный рынок; - национальный; - мировой.
4. По степени ограничения конкуренции - рынок совершенной конкуренции; - монополистический; - олигополистический; - монопсонический; - смешанный.
5. По характеру продаж - оптовый; - розничный.
6. По уровню насыщения - равновесный рынок; - избыточный рынок; - дефицитный рынок.
7. По соответствию действующему законодательству - легальный рынок; - нелегальный (черный) рынок.
8. По отраслям - компьютерный; - продовольственный; - книжный и т. д.

Любой рынок в своем полноценном функционировании базируется на следующих принципах:

· Свобода. Главный принцип – это свободный выбор формы, сферы и формы ведения экономической деятельности. Все, что не противоречит законодательству, может стать предметом предпринимательской деятельности.

· Главенство потребителя. Рынок функционирует для удовлетворения нужд потребителя, а прибыль производителя вторична.

· Конкуренция. На рынке ничто не должно ограничивать свободную конкуренцию производителей товаров.

· Равноправие собственников любой формы собственности.

· Свободное ценообразование. Цена должна формироваться на основе рыночных механизмов, а не под влиянием регуляторов.

· Ответственность. Все субъекты должны нести экономическую ответственность за свои действия.

· Всеобщность. Рынок должен быть доступен для всех.

Инфраструктура рынка (или рыночная инфраструктура) — это составные части устройства рынка, которые обеспечивают его нормальное непрерывное функционирование. Каждая из этих частей имеет свое назначение. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы.

Функции инфраструктуры рынка:

1) облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

2) повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

3) организационное оформление рыночных отношений;

4) облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общес

К основным элементам инфраструктуры рынка следует относить:

1. Коммерческие банки и кредитную систему.

2. Ярмарки, аукционы и прочие виды небиржевого организационного посредничества.

3. Эмиссионную систему и банки.

4. Биржи (валютные, фондовые, сырьевые и прочие), а также их посредничество, оформленное организационно.

5. Налоговую инспекцию и систему сборов.

6. Средства бизнес-коммуникаций и информационные технологии.

7. Систему регулирования занятости граждан, центры государственного и негосударственного содействия в трудоустройстве.

8. Специальные агентства по рекламе, СМИ, информационные центры.

9. Систему страхования предпринимательского хозяйственного риска и обслуживающие эту сферу компании.

10. Торговые палаты, прочие добровольные общественные и государственные ассоциации (объединения).

11. Таможенную систему.

12. Коммерческие выставочные комплексы.

13. Профсоюзы трудящихся, занятых по найму.

14. Систему среднего и высшего экономического образования.

15. Консалтинговые (консультативные) компании.

16. Государственные и общественные фонды, деятельность которых направлена на стимулирование предпринимательской активности.

17. Аудиторские фирмы.

18. Особые зоны для осуществления свободного предпринимательства.

КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ФОРМЫ

Конкуренция – это соперничество товаропроизводителей за лучшие условия производства и сбыта продукции.

Виды конкуренции:

1) Внутреотраслевая – межотраслевая

2) Добросоветсная- недобросовестная

3) Ценовая –неценовая

4) Совершенная- несовершенная.

Черты совершенной конкуренции:

1) Медкие товаропоизвдители

2) отстуствие контроля ад ценами

3) Стандартный тип производства продукции

4) отстутсиве барьеров входа и выхода с рынка.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не соблюдается.

Виды несовершенной конкуренции:

1) Чистая монополия

-один товаропроизводитель

-уникальная продукция

-полный контроль цен

-высокие барьеры входа- выхода с рынка.

(государственная монополия, временная, случайная, искусственная монополия, естественная, природная, технико-экономическая).

2) Олгополия

- несколько крупных производителей на рынке

-стандартная дифференцированная продукция

-ценовая война

--высокие барьеры входа- выхода с рынка.

3) Монополистическая конкуренция

- много товаропроизводителе

-дифференцированный тип производства продукции

-незначительный ценовой контроль

-проходимые барьеры.

4) Монопсония – один покупатель на рынке

Рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель, принято называть монопсонией. Монопсония - это монополия на стороне спроса. Это явление очень характерно для рынка ресурсов. Особый случай, когда один наниматель представляет 100% спроса на рынке труда. На монополизированном рынке труда ставка заработной платы никем заранее не определена. Наниматель сам определяет комбинацию «цена-количество» на кривые предложения труда, имеющей положительный наклон.

Примером монопсонии также может служить единственное в регионе предприятие по переработке овощей и фруктов, работающее на местном сырье.

5) Олигопсония – ситуация, когда на рынке действует небольшое число покупателей, противостоящих большому числу продавцов.

Доля олигопсонистов на рынке данного товара настолько велика, что они способны влиять на его рыночную цену. Примером такой относительно редкой ситуации могут служить автомобильные заводы, выступающие в качестве олигопсонистов на рынке автомобильных шин. Поведение продавцов и покупателей здесь в определенном смысле симметрично поведению покупателей и продавцов в условиях олигополии. Разница состоит в том, что олигопсонисты заинтересованы в занижении покупных цен, тогда как олигополисты стремятся завышать продажные цены.

6) Квазимонополия – это такая рыночная структура, где имеется одна большая фирма, задающая тон, т.е. устанавливающая цену на рынке, и много мелких фирм.Классический пример квазимонополии - ситуация, сложившаяся на мировом рынке нефти в 70-е г. ХХ века.

Наши рекомендации