Факторы, влияющие на адаптацию
ü Характер и содержание труда в данной профессии
ü Уровень организации и условия труда
ü Нормы взаимоотношений в коллективе
ü Система организации труда
ü Орг.структура
ü Проф.структура
ü Размер зп
ü Состояние производственной и технологической дисциплины
ü Степень готовности рабочего места к труд.процессу
ü Правила трудового распорядка
Ø Способы распределения и возможности получения жилья, места в дет.саду
Ø Формы общения в нерабочее время
Ø Наличие баз отдыха, поликлиники, библиотеки, спортивно – культурных заведений
Этапы (Базаров, Еремин)
§ Оценка уровня подготовленности новичка
§ Практическое знакомство нового работника со своими требованиями и обязанностями, которые к ним предъявляются со стороны организации (наставничество, коучниг)
§ Действенная адаптация: приспособление новичка к новому статусу
§ Собственно функционирование: показатель – производительность труда
Темпы адаптации:
Начало – момент трудоустройства, продолжительность зависит от должности, квалификации, специфики организации, как правило длится от 1 недели до 2 лет.
Самоадаптация
Самоадаптация связана с формированием позитивного имиджа нового сотрудника. Самоадаптация – это такое поведение нового сотрудника, которое позволяет ему снизить стрессовую ситуацию, которая связана с вхождением нового человека в трудовой коллектив. Составляющие позитивного имиджа: внешний вид, манера поведения
Документационное обеспечение адаптации персонала
«Положение об адаптации персонала»
Кадровая политика – общий документ о работе с персоналом
Программа адаптации – составляется на ключевой персонал (те, кто приносят добавочную ценность). Типовая структура:
Мероприятия и их содержание | Сроки и время проведения | Ответственные лица | Место проведения | Примечание (необходимые ресурсы) |
План вхождения в должность молодого специалиста (отзывы наставника, руководителя, памятка для руководителями структурного подразделения).
На стадии адаптации новый сотрудник должен получить информацию, которую условно можно разделить на 3 раздела:
1) Введение в организацию: миссия, видение, стратегические цели, имидж, орг.структура, филиалы, инфраструктура
2) Введение в подразделение: дресс – код, поведенческие стандарты, график работы, отношения к опозданиям, оформление отгулов, расчет периодичной заработной платы, распределение отпусков, условия оплаты больничных листов, поощрения/наказания, помещения подразделения.
3) Введение в должность: должностные обязанности, общий тип задания, требования, предъявляемые к работе, значение работы в успехе подразделения и организации в целом
Удержание персонала
Актуальность темы удержания персонала во многом зависит от состояния рынка труда. Существует 2 основные точки зрения относительно данной проблемы: одни специалисты считают, что необходимо удерживать весь персонал организации, другие – необходимо удерживать ключевой персонал. Проблема удержания связана с трудовой мобильностью – текучестью кадров.
Трудовая мобильность – это способность работника соотв.требованиям изменения общества, науки, техники, технологий и готовность его к изменениям и перемещениям.
Формы трудовой мобильности:
§ Профессиональная – способность к изменениям содержании трудовой деятельности, вызванная разными причинами. Она предполагает способность сотрудника при необходимости быть готовым к изменениям функциональных обязанностей, а именно освоение новых (получение новых разрядов, был ст.преп,а стал доцент)
§ Внутриорганизиацонная – способность и готовность работника к перемещениям в пределах одной организации (переход в другое подразделение, смена/совмещение должностей, горизонтальная/вертикальная карьера)
§ Межорганизационная – способность и готовность в поисках более выгодного места работы сменить организацию
§ Отраслевая – способность изменить профиль работы и в связи с этим сменить организацию в рамках отрасли
Факторы мобильности персонала
Факторы мобильности | Социально - профессиональная | Территориальная мобильность |
А) Настоятельность перемещения | ||
1. Текущее положение | Зп, условия и содержание труда, рабочее время | Уровень жизни, социальная инфраструктура, жилье |
2. Возможность улучшения | Вероятность продвижения | Вероятность улучшения жилищных условий |
3. Осуществленные вложения | Вложения в настоящую работу | Вложения в дом, в квартиру |
Б) Желательность нового места работы (жительства) | ||
1. Положение на новом месте | Зп, условия и содержание труда, рабочее время | Уровень жизни, социальная инфраструктура, жилье |
2. Возможности продвижения на новом месте | Вероятность улучшения условий труда на новом месте | Вероятность улучшения жилищных условий |
3. Сохранение вложения | Возможность применения сделанных вложений | Возможность обмена жилья |
В) Легкость мобильности | ||
1. Объективные характеристики | Квалификация и опыт работника, его возраст | Возраст и состояние здоровья человека |
2. Субъективные характеристики | Легкость приспособления к новому рабочему месту | Легкость привыкания к новому месту жительства |
3. Степень изменения | Разница в выполняемых функциях | Различия в образе жизни |
4. Затраты на перемещение | Расходы на освоение новой деятельности | Расходы на переезд |
Г) Информированность | ||
1. Наличие информации | Информация о вакантных рабочих местах | Информация о местах возможного поселения |
2. Стоимость информации | Стоимость получения информации о вакансиях | Затраты на получение информации о различных регионах |
3. Достоверность информации | Достоверность информации о вакансиях | Достоверность информации о регионах |
Одной из наиболее изученных форм трудовой мобильности является текучесть кадров.
Текучесть кадров - это процесс незапланированного, неорганизованного перемещения рабочей силы, обусловленной неудовлетворенности работников организацией либо организации сотрудником
Виды
Реальная – неорганизованное фактическое перемещение работников (в организации) и за её пределами/ Потенциальная – стремление или склонность к смене места работы. Эта группа является неустойчивость
Внутренняя /внешняя – переход из одной организации в другую (и по собственному желанию, и по желанию работодателя).
Активная – обусловлена неудовлетворенностью сотрудника рабочим местом/пассивная – увольнение, вызванное неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Среднестатистический допустимый уровень текучести кадров 5- 7%.
Допустимый уровень текучести кадров для каждой конкретной организации связан с её спецификой. Например, для ресторанов быстрого питания приемлем уровень 300%. А вот 5 – 7 % для некоторых консалтинговых фирм является критическим.
Достоинства и недостатки текучести кадров
Для организации в целом | Для покидающих её работников | Для оставшихся в организации работников | Для общества в целом | |
Достоинства | Привлечение людей с новыми знаниями. Освобождение от аутсайдеров. Возможность для оптимизации персонала (возрастание гибкости) | Рост заработной платы, улучшенные условия труда, карьерный рост, улучшение СПК | Возможность карьерного роста, трансформация деятельности, усвоение новых навыков | Снижение разницы в доходах, падение уровня безработицы |
Недостатки | Издержки, связанные с необходимостью найма и отбора, доп.обучения, разрыв коммуникаций, простой, необходимость временной замены. | Поиск работы, адаптация в новом коллективе, зп не сразу высокая, затраты на поиск новой работы | Рост трудовой нагрузки, изменение СПК, снижение доверия | Соц.напряженность, рост издержек в производстве, уменьшение стабильности. |
Перед менеджментом организации стоит проблема управления текучестью кадров, снижение уровня нежелательной безработицы.
Этапы управления текучестью кадров:
1. Определение уровня текучести кадров (см материал лекции по планирование чр)
2. Определение уровня экономических потерь, вызванных текучестью кадров, например: расчет потерь вызванных перерывами в работе, расчет потерь обусловленных обучения и переобучения новых работников; расчет потерь, вызванных снижением производительностью перед увольнением; расчет потерь вызванных недостаточным уровнем производительности труда вновь принятых работников; затраты на найм и отбор; расчет связанный с браком в работе у новых сотрудников.
3. Определение причин текучести кадров
4. Определение профилактических мероприятий направленных на преодоление излишней текучести кадров
5. Определение эффекта от реализации профилактических мер