Мировые цены в современной экономике
Мировой рынок представляет собой сложную систему, которая включает большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг. По этой причине на уровень мировых цен, их динамику и порядок ценообразования значительное влияние оказывает действие разнообразных факторов как экономического, так и политического характера.
Мировые цены – это цены реализации товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основных мировых торговых центров (бирж).
Характерной чертой современного мирового рынка является большой разброс цен на одни и те же товары. Это обусловлено действием ряда факторов политического и экономического характера, политикой ценообразования крупных монополий, таможенными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических и валютных зонах и др. Все это приводит к тому, что в одно и то же время реальная цена на товар в определенном регионе может значительно отличаться от мировых цен.
Различают несколько видов мировых цен:
– цены по торговым сделкам с платежами в свободно конвертируемой валюте;
– цены по торговым сделкам с платежами в неконвертируемой валюте;
– цены по клиринговым соглашениям;
– цены по неторговым операциям;
– цены внутрифирменные (трансфертные).
Трансфертные цены применяются при расчетах за поставки товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и транснациональных корпораций, включая их филиалы и подразделения, находящиеся в различных странах.
22.Инкоте́рмс (англ. Incoterms, International commercial terms) — международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего, относительно франко (англ. free — «очистки») — места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе, в частности, используются в стандартном контракте купли-продажи, разработанном Международной торговой палатой.
Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.
Область охвата
Основные принципы, регулируемые в терминах Инкотермс:
распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несёт продавец, и какие, начиная с какого момента, — покупатель.
момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя — например, транспортной организации — и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.За рамками Инкотермс остаются правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется нормами применимого права или Венской конвенцией. Структура терминов сформирована в последовательности нарастания объёма обязанностей продавца в отношении базисных условий поставки. Одно из ключевых условий применения Инкотермс: регулирование момента перехода права собственности должно быть урегулировано в контракте отдельно, желательно, чтобы с переходом права собственности совпадал переход к покупателю риска случайной гибели или риска повреждения товара. Каждый определяемый термин является трёхбуквенной аббревиатурой, первая буква указывает на точку перехода обязательств и рисков от продавца к покупателю:
Группа E — отгрузка, переход обязательств — у места отправки (англ. departure). Продавец обязан предоставить товары покупателю непосредственно на предприятии-изготовителе, своём складе, таможенная очистка товара продавцом не производится; Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство; EXW.
Группа F — основная перевозка не оплачена продавцом (англ. main carriage unpaid), переход обязательств у терминалов отправления для основной перевозки. Продавец обязуется поставить товар в распоряжение перевозчика, которого покупатель нанимает самостоятельно; FCA, FAS, FOB.
Группа C — основная перевозка оплачена продавцом (англ. main carriage paid), переход обязательств — у терминалов прибытия для основной перевозки. Продавец обязан заключить договор перевозки товара, но без принятия на себя риска его случайной гибели или повреждения товара; CFR, CIF, CPT, CIP.
Группа D — прибытие, переход обязательств у покупателя, полноценная доставка (англ. arrival). Продавец несёт все расходы по доставке и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения; DAT, DAP, DDP.
В Инкотермс-2010 определены 11 терминов, 7 из них применимы к любому виду транспорта основной перевозки[1].
EXW (англ. ex works, франко-склад, франко-завод): товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю.
FCA (англ. free carrier, франко-перевозчик): товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец.
CPT (англ. carriage paid to…): товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несёт покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель.
CIP (англ. carriage and insurance paid to…): то же, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.
DAT (англ. delivered at terminal): поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.
DAP (англ. delivered at place): поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем.
DDP (англ. delivered duty paid): товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех таможенных пошлин и рисков.
Также в Инкотермс-2010 определены 4 термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод:
FAS (free alongside ship): товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.
FOB (free on board): товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец.
CFR (cost and freight): товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель.
CIF (Cost, Insurance and Freight): то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец.
Содержание Инкотермс в различных редакциях изменяется, так, в Инкотермс-2010 в сравнении с Инкотермс-2000 термин DAP введён взамен исключённых DAF (delivered at frontier, доставка к границе), DES (delivered ex ship, доставка на борту судна в порту назначения) и DDU (delivered, duty unpaid, доставка в указанное место без растаможки), а вместо DEQ (англ. delivered ex quey, доставка в порт) введён более общий термин DAT.
Планирование и прогнозирование цен
Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет количественно характеризовать будущее состояние объекта. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.
Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях между собой и представляют последовательные, конкретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса — общенаучное предвидение состояний объекта; завершающий этап — разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.
Планирование продаж включает планирование цены реализации продукции и услуг. Цена должна способствовать внедрению товара на рынок, удержанию рыночных позиций и получению прибыли. Цена товара зависит от затрат на его производство и реализацию, от качества, а также от осознаваемой потребителем ценности изделия. Производитель должен обеспечить соответствие уровня цен требованиям спроса и рентабельности производства, а также ожиданиям покупателей. Предприятию следует разработать пределы диапазона цен, в которых оно будет работать; сравнивать собственную политику ценообразования с политикой основных конкурентов; учитывать при определении ценовой политики оптовые и розничные скидки, государственный контроль за ценами, условия поставок товара и формы расчетов.
Процесс ценообразования при планировании сбыта включает следующие этапы:
1. Выявление ценообразующих факторов. Среди внешних ценообразующих факторов, в наибольшей степени влияющих на уровень цен, можно выделить следующие: рыночная среда, потребители продукции и услуг предприятия, государство, субъекты каналов товародвижения.
2. Постановка целей. При планировании цены необходимо учитывать общие цели развития предприятия, сформированные исходя из положения предприятия в отрасли, внешних возможностей и угроз, слабых и сильных сторон (максимизация прибыли; выживание; лидерство на рынке; лидерство в качестве товара и т.д.).
3. Выбор метода ценообразования. Выбор метода ценообразования основан на анализе условий применения тех или иных методов, с учетом ситуации, в которой находится данное предприятие.
Методы ценообразования на основе издержек эффективны при установлении цены на принципиально новые товары, когда отсутствует база для сравнения, для разовых заказов, новых образцов товаров, изделий, изготавливаемых малыми партиями и т.д., при планировании цен в отраслях, в которых большинство предприятий пользуется данным методом, для товаров, спрос на которые устойчиво превышает предложение.
Методы, ориентированные, на конкуренцию применяются в случае если фирмы стремятся сохранить постоянную зависимость между своими ценами и уровнем спроса или ценами и издержками. Данный метод используется на рынке с совершенной конкуренцией и на олигополистическом рынке, где фирмы в политике ценообразования следуют за фирмой-лидером, имеющей твердые позиции на рынке.
Методы с ориентацией на спрос учитывают колебания спроса и предложения на данный товар. При этом цена увеличивается по мере роста спроса и уменьшается по мере его снижения. Данный метод оправдан в массовом и крупносерийном производстве, а также для товаров, потребление которых носит сезонный характерПараметрические методы рассчитаны на предприятия с широкой и глубокой номенклатурой изделий, значительными o6ъемами продаж, массовым и крупносерийным типом производства. Данный метод неприменим для расчета цен на уникальные изделия, в единичном и малосерийном производстве.
24. Сезонные цены в республике КрымЦеновая ситуация на рынке продовольственных товаров в Республике Крым стабильна. Об этом сообщил заместитель министра промышленной политики Республики Крым Ян Латышев, комментируя динамику цен на продовольствие в 2016 году.Так, в минувшем году цены на продовольствие в Республике Крым находились в одном тренде с другими субъектами Российской Федерации, о чем свидетельствует индекс потребительских цен по группе «продовольственные товары».
«В декабре 2016 года по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен по группе «продовольственные товары» в целом по Российской Федерации составил 100,6%, в Республике Крым – 100,4%, в Краснодарском крае – 101,2%, в Ростовской области – 100,6%, в г. Москве – 100,5%. Индекс потребительских цен по 2016 году в целом по Российской Федерации составил 104,6%, в Республике Крым – 103,7%, Краснодарском крае – 105,2%, Ростовской области – 103,8%, в г. Москва – 104,8%», – отметил замминистра.
В декабре 2016 года в Республике Крым отмечена дефляция по следующим товарным группам: «фрукты и цитрусовые» (-6,7%), «сахар» (-3,2%), «макаронные и крупяные изделия» (-2,5%), «мука» (-0,2%) и «хлеб и хлебобулочные изделия» (-0,2%), снизились потребительские цены на масло подсолнечное (-0,4%), говядину на кости (-0,5%), соль поваренную пищевую (-1,1%), капусту белокочанную (-4,9%) и морковь (-3,9%). Сезонный рост цен в Республике Крым зарегистрирован по группам «овощи» (+11,0%), «яйца» (+2,5%), «молоко и молочная продукция» (+1,7%).
По словам Яна Латышева, аналогичная ситуация с динамикой цен на продовольствие прослеживалась также в Краснодарском крае и Ростовской области.
В частности, по данным Росстата, в декабре 2016 года стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в Республике Крым в расчете на 1 человека была зафиксирована на уровне 3871,12 рублей. При этом в Краснодарском крае и в Москве стоимость такого набора была выше, чем в Крыму - соответственно на 0,8% и 14,9%.
«Оперативный мониторинг розничных цен, проводимый Минпромом Крыма в крупных торговых сетях города Симферополя, показал, что в январе текущего года по сравнению с декабрем 2016 года снизились цены на овощи - от 3,8% на капусту белокочанную до 10,2% на лук репчатый, а также на картофель (-4,2%) и морковь (-10,0%)», – сообщил Ян Латышев и добавил, что, учитывая сезонный фактор, в торговой сети Симферополя наряду с отечественной продукцией представлены овощи и фрукты импортного производства по различным ценам.
В то же время, розничные цены на перец болгарский импортный зависят от его цвета и варьируют от 106,95 руб./кг (красный) до 233,95 руб./кг (оранжевый). Разброс розничных цен на помидор «Черри» составлял от 290,0 руб/кг до 662,00 руб/кг, импортный виноград можно купить от 150,0 руб/кг до 366,95 руб/кг.
«Мы призываем жителей и гостей Республики Крым приобретать товары в тех торговых объектах, в которых при соответствующем качестве цены ниже. В частности, продукцию по ценам на 20-25% ниже рыночных крымчане и гости республики могут приобрести на ярмарках. В январе текущего года их планируется провести около 400»,– сказал заместитель министра.
С графиком проведения ярмарок можно ознакомиться по ссылке.