Рекомендации по порядку выполнения работы
Как показывает практика, умение правильно распределить своё время является одним из необходимых условий успешного написания любой научной работы.
Опыт написания и руководства научными работами позволяет нам рекомендовать следующую последовательность выполнения контрольной работы:
· первоначальная формулировка темы работы;
· составление примерного оглавления (плана) работы;
· составление примерного перечня использованной литературы (библиографии);
· работа с материалами (сбор и анализ информации, осуществление выписок);
· уточнение оглавления работы;
· написание основной части;
· написание заключения;
· написание введения;
· уточнение перечня использованной литературы и составление приложений;
· уточнение темы работы и оформление листа оглавления и титульного листа работы.
Данный порядок выполнения работы является рекомендуемым, но не обязательным. Каждый студент может самостоятельно найти подходящий для него алгоритм выполнения работы. Однако, с нашей точки зрения, именно такая последовательность позволяет наиболее рационально использовать своё рабочее время.
Порядок оформления курсовой работы
Общие правила оформления
Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена.
Работа должна быть представлена в машинописной форме без грамматических и стилистических ошибок на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210 * 297 мм.) через два интервала. Если работа печатается на пишущей машинке, то формулы должны быть вписаны в текст от руки, чёрными чернилами или тушью. Напечатанный текст необходимо тщательно проверить.
Вокруг текста следует оставлять поля. ГОСТ 7.32-91 предусматривает размер левого поля не менее 30 мм., правого –10 мм., верхнего –15, нижнего – 20 мм. Поля слева оставляют для переплёта. Поля справа – во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за не уместившихся строк. При таких полях каждая страница содержит 28-30 строк по 60 знаков в строке (с учётом знаков препинания и пробелов между словами).
Все позаимствованные цитаты, формулы, справочные материалы должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок не принимается к рассмотрению.
Опечатки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета или тушью после закрашивания штрихом.
Работа должна быть аккуратно сброшюрована и подшита в твёрдую папку.
Титульный лист и оглавление
Первой страницей любой научной работы является титульный лист. На титульном листеуказывают наименование ВУЗа, кафедры, специальности, Ф.И.О. студента, тема контрольной работы, Ф.И.О., учёная степень и звание научного руководителя. Порядок оформления титульного листа курсовой работы приведён в приложении 1.
На следующей странице размещается оглавление. В оглавлении приводится перечень глав и параграфов работы с указанием номеров страниц, с которых начинаются соответствующие главы и параграфы. Точка после наименования глав и параграфов не ставится. Порядок оформления оглавления курсовой работы приведён в приложении 3.
Нумерация страниц и глав
Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы на титульном листе не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в верхнем правом углу. Отступ от края листа не должен быть менее 0,5 см.
Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, также включаются в общую нумерацию.
Главы, параграфы и пункты (кроме введения, заключения, списка использованной литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами. Например: Глава 1, и т.д.
Главы и подразделы должны иметь заголовки. Слово «глава» или «параграф» не пишется.
Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы и с нового абзаца. Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Оглавление», «Список использованной литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. Не допускается перенос части слова в заголовке.
Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трём интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа.
Абзацы начинают с новой, красной строки и печатают с отступом, равным пяти интервалам.
Оформление иллюстраций
Иллюстрировать работу необходимо исходя из определённого замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от случайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданный пропуск иллюстраций к важнейшим темам.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или, если они не помещаются, на следующей странице.
Все иллюстрации в тексте должны быть пронумерованы. Нумерация может быть как сквозной, так и по главам. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.
В работе должны быть даны ссылки на все иллюстрации. Ссылки должны содержать порядковые номера иллюстраций. Там, где речь идёт о теме связанной с иллюстрацией или необходима ссылка на неё, помещают ссылку либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(рис. 2)», либо в виде оборота типа: «… как показано на рис. 2».
Иллюстрации следует снабжать подрисуночной надписью, соответствующей основному тексту и самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:
· наименование графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок...»;
· порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;
· тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;
· экспликацию (поясняющая надпись), она строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Экспликация не заменяет общего наименование рисунка, а лишь поясняет его.
Кроме того, все иллюстрации должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты или на основании которых они были составлены, с указанием автора, названия работы, места и года издания, номера страниц цитируемых источников.
Оформление таблиц
Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определённых закономерностей, оформляют в научной работе в виде таблицы. При наличии в тексте небольшого по объёму цифрового материала нецелесообразно оформлять его таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка; боковика; заголовка вертикальных глав (головки); горизонтальных и вертикальных граф (основной части). Таблицы слева, справа и внизу ограничивают линиями.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица…», без значка № перед цифрой и точки после неё. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Нумерация может быть как сквозной, так и по главам.
Например: Таблица 5
Таблица 1.3.2
В первом примере показана сквозная нумерация. Во втором примере приводится нумерация таблиц по главам: первая цифра означает номер главы, вторая – номер параграфа, а третья – номер таблицы в этом параграфе.
Тематический заголовок таблицы располагают посредине страницы между надписью «Таблица» и самой структурой таблицы. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, подзаголовки – со строчной, если последние подчиняются заголовку. Точка в конце заголовка не ставится.
Таблицу размещают так, чтобы читать её без поворота работы; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было прочесть, поворачивая работу по часовой стрелке.
При переносе таблицы на другой лист головку таблицы следует повторить, а в правом верхнем углу разместить слова «Продолжение таблицы …» с указанием её номера. Если головка таблицы велика, можно не дублировать её. В этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, которые делают либо в качестве заключённого в круглые скобки выражения «(таблица 2)», либо в виде оборота типа: «… по данным таблицы 2».
Приведённые в таблице данные должны быть достоверны, однородны, сопоставимы, сгруппированы по существенным признакам. При отсутствии данных в какой-либо строке таблицы ставится прочерк. Если данные, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей.