Тема 14: объективная необходимость государст-венного регулирования экономики. экономичес-кие функции государства

Государство призвано корректировать недостатки, которые присущи рыночному механизму регулирования экономики. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание отношений равных условий для взаимного соперничества фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулированию платежного баланса и валютных курсов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемого государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. Цели: достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Экономические функции современного государства многообразны и сложны:

• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;

• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;

• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма.

Так, жесткое ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере распределения бюджетных ресурсов, на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания. Государственные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов;

• достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.

Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

ТЕМА 15: ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ (ГРЭ)

Прежде всего надо сказать, что госрегулирование предполагает не только карательные или ограничительные функции. Это и еще большой комплекс стимулирующих и протекционистских мер. Различают следующие формы государственного регулирования: законодательные, админи-стративные, судебные. Общепринято деление методов госу-

дарственного регулирования на правовые, административ-ные, экономические, прямые, косвенные. Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Определенные формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства профсоюзов и работодателей и др. Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентирова-нию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом и т.д.

Экономические методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальные условия, использование факторов роста. С этой целью проводятся:

• бюджетная и фискальная политика;

• денежно-кредитная политика;

• программирование;

• прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма. Высшей формой госрегулирования является программирование, прогнозирова-ние и планирование. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрная), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики и т.д.

Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью таких методов является достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое ГРЭ осуществляется через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по 2 направлениям: 1. развитие государственного предпринимательства; 2. субсидирование предприятий негосударственного сектора. Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды. Гос-во оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо предоставляя госгарантии под внешние кредиты. Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок путем размещения госзаказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в определенные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию. К косвенным относятся: кредитно-денежные методы, налоговые, бюджетные, индикативное планирование.

Наши рекомендации