Траны с переходной экономикой
айте типологическую характеристику странам мира.
азвитые страны
МВФ в число развитых стран включает Западную Европу (кроме Турции), США, Канаду, Австралию, НЗ. С 1997 года сюда входят и такие страны, как Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Израиль.
ООН к этим странам добавляет ЮАР.
Организация экономического сотрудничества и развития включает в число развитых стран также Мексику (под давлением США), Турцию, Польшу, Венгрию и Чехию (по географическому принципу). Когда в ЕС войдут Кипр и Эстония, их тоже будут причислять к развитым странам.
Как видно, границы расплывчаты. Без Турции и Мексики это примерно 30 развитых стран, которые дают 53% мирового ВВП. (США - 21%, Япония - 8%, Германия - 5%, на ЕС падает примерно 20,5%). НАФТА примерно 24%.
азвивающиеся страны
Из стран-членов МВФ 121 страна - развивающаяся. В этом "третьем" мире выделяют следующие подгруппы:
а)новые индустриальные страны. Это Бразилия, Аргентина, Чили, Индонезия, Малайзия, Тайланд и т.п. На подходе также Индия и Вьетнам. Эти страны отличает экспортно-ориентированный упор на индустриализацию.
ОПЕК - 12 стран (но не все страны-экспортеры входят в ОПЕК).
НРС (т.е. наименее развитые страны) - 48 стран. Там нет ни ресурсов, ни природных условий, экономика развита слабо. ВВП на душу населения Ј 1.000$. Доля грамотных среди взрослого населения - менее 20%. Это Гаир в Латинской Америке, больше всего таких стран в Африке - 32. Они составляют 31-32%% мирового ВВП.
траны с переходной экономикой
Имеется в виду переход от командной к рыночной экономике. Сюда относят:
а) 12 стран Центральной и Восточной Европы;
б) 15 бывших советских республик;
в) Китай, Вьетнам и Монголию (эти страны формально продолжают строить социализм, следовательно МО относят их к развивающимся странам, а люди свободные от [идеологической] работы относят их к переходным экономикам. Статистика здесь двоякая).
Эти страны составляют 15-16% мирового ВВП (3% - Россия, 10% - Китай).
48. Ямайская валютная система: краткая характеристика.
В январе 1976 г. соглашением стран — членов МВФ был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.
Ямайская валютная система была оформлена Ямайским соглашением, которое было ратифицировано в 1978 г.
Основой для принятия Ямайского соглашения было соглашение временного комитета МВФ 1976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:
§ Важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов.
§ Центральные банки стран получили возможность осуществлять операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены.
§ Вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР на роль международного резервного средства.
§ Странам предоставлялось право выбора режима валютного курса, и в основном стали применяться плавающие валютные курсы, которые складываются под влиянием двух основных условий: паритета покупательной способности валют и рыночного соотношения спроса и предложения на мировых валютных рынках.
63. Деятельность общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), перспективы развития данной организации.
В Латинской Америке наиболее динамичной интеграционной группировкой является МЕРКОСУР(Mercado Comun de Cono del Sur) — Общий рынок Южного конуса. Соглашение вступило в силу в 1991 г. и объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного ВВП Латинской Америки. Страны имеют разный уровень экономического развития: ВВП на душу населения в Аргентине составлял 6,2 тыс. долл., в Парагвае — 1,7 тыс. долл. Именно в 1990-е гг. в этих странах разрушалась система, основанная на импортозамещении, дирижизме и протекционизме. Модель национального развития в рамках закрытой экономики с опорой на собственные силы привела к «долговой яме» неэффективного хозяйствования. Происходит поворот к новой парадигме развития — неолиберализму, квинтэссенция которого изложена в так называемом Вашингтонском консенсусе. МЕРКОСУР формируется на гребне успехов рыночных преобразований первой волны.
Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как:
§ отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока;
§ введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;
§ координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала.
Оговариваются совместные шаги по борьбе с наркобизнесом, а также сотрудничество в области науки, образования и культуры.
В результате деятельности МЕРКОСУР были отменены таможенные пошлины на более чем 90% товаров и принят (с некоторыми изъятиями) Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) стран-участниц. Произошел стремительный рост внутригрупповой торговли, в том числе между Бразилией и Аргентиной (более чем в 5 раз). Нарастает взаимное трансграничное перемещение капитала, особенно в форме прямых инвестиций.
МЕРКОСУР становится не только центром латиноамериканской интеграции. В 1995 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о сотрудничестве с ЕС (г. Мадрид). Основная цель — постепенное создание межконтинентальной зоны свободной торговли, выработка общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, унификация норм качества и сертификатов о происхождении товаров и др.
Интеграция в рамках МЕРКОСУР породила не только успехи, но и новые испытания для стран-участниц. Либерализация экономик имела оборотную сторону: высокие социальные издержки реформ и рост внешних рисков («ловушки глобализации»). Уже в середине 1990-х гг. страны МЕРКОСУР входят в полосу финансово-экономических потрясений, имеющих характер цепной реакции. Финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии негативно отразился на экономике Бразилии — крупнейшей страны группировки, а затем и на всех странах МЕРКОСУР. Падение спроса приводит к квотированию импорта и антидемпинговым разбирательствам. Постепенно кризис был преодолен.
5 июля 2006 г. Венесуэла стала членом МЕРКОСУР. В своей речи президент Уго Чавес заявил, что вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР — это реализация заветов отца нации, освободителя Симона Боливара, краеугольный камень в деле достижения новой независимости народов Америки. Президент Венесуэлы подчеркнул также, что в одиночку ни одна из наших стран не смогла бы продвинуть вперед этот подлинный интеграционный проект развития.