Реформы 1965-1979 годов как этап развития управленческой мысли
В начале 60-х гг. XX в. среди ученых и практиков развернулась дискуссия по вопросам совершенствования системы и методов управления народнохозяйственным комплексом страны. В итоге было признано, что существующая система управления экономикой недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических нововведений.
Основные идеи по совершенствованию планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий были изложены в печати профессором Е.Г. Либерманом.Эти предложения были поддержаны академиками B.C. Немчиновыми С.Г. Струмилиным,экспертами, руководителями предприятий, ЦК КПСС.
С 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгинаначала осуществляться реформа управления народнохозяйственным комплексом страны.
Основные принципы реформы:
• отказ от практики административных и волевых решений;
• повышение научного уровня управления экономикой;
• переход к экономическим методам управления;
• расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений;
• более широкое применение методов материального стимулирования.
Реформы вводились в действие несколькими совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Среди них наиболее важными являются:
• «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (от 4 октября 1965 г.);
• «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет» (от 13 апреля 1967 г.).
В эти годы были также приняты отдельные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о переводе предприятий министерств гражданской авиации, путей сообщения, морского флота, речного транспорта и др. на новую систему планирования и экономического стимулирования.
Ключевые составляющие реформы управления:
1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства (совнархозы), созданные в 1957 г. по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью.
2. Сокращалось количество директивных плановых показателей с 30-ти до 9-ти (общий объем продукции в действующих оптовых ценах, основная продукция в натуральном измерении, общий фонд заработной платы, общая сумма прибыли и рентабельности и т.п.).
3. Расширялась хозяйственная самостоятельность и ответственность предприятий. Им предоставлялось право самостоятельно устанавливать договорные связи с поставщиками и потребителями, за счет собственных средств осуществлять инвестиции в производство, определять размеры материального поощрения персонала.
4. Повышалось значение интегральных показателей экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. Оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность. За счет прибыли предприятия получали возможность формировать фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и др.
5. Повышались в 1,5—2 раза закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, снижались цены на запасные части и технику, вводилась льготная оплата сверхплановой сдачи продукции государству.
Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены директивные задания по росту производительности труда и реализации новой продукции.
В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трехзвенную (министерство — объединение — предприятие). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.
Некоторый эффект реформы управления народнохозяйственным комплексом страны проявился достаточно быстро, но оказался весьма кратковременным. В начале 1970-х гг., когда в экономике еще ощущалось влияние реформы 1965 г., становилось ясно, что она постепенно сворачивается.
Реформа А.Н. Косыгина с самого начала была обречена на провал, так как она оставляла без изменений глубинные отношения производства — отношения собственности. В реформе были заложены несовместимые принципы: расширение прав предприятий и усиление централизации. Государственные управленческие структуры в своей деятельности по-прежнему опирались на административные методы.
В целях интенсификации экономики в 1979 г. была предпринята вторая реформа управления экономикой страны, основные положения которой нашли отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».
Принципиальные отличия реформы управления 1979 г. от предыдущей:
1. Экономический рост измерялся не по валовой, а по чистой (нормативной) продукции, которая исключает повторный счет прошлого труда.
2. При оценке выполнения предприятиями задания по выпуску продукции в натуральном выражении учитывались только изделия, поставляемые по договорам и нарядам-заказам.
3. Производительность труда исчислялась по чистой (нормативной) продукции или другому показателю, более точно отражающему изменения в затратах труда в отдельных отраслях.
4. Фонд зарплаты определялся по нормативам на рубль продукции по показателю, применяемому для измерения производительности труда.
5. Изменения в системе управления на макро- и микроуровнях распространялись на все отрасли народного хозяйства.
6. Предусматривалось не допускать корректировки утвержденных планов в сторону снижения, подгонки их под фактическое выполнение.
В связи со сменой руководства в КПСС и Правительстве страны большинство мероприятий, намеченных экономической реформой 1979 г., оказались нереализованными. Министерства и предприятия постепенно возвращались к старому «порядку», который был им более привычным.
Затратная система управления экономикой сохранялась, что вело к дальнейшему ухудшению и обострению социально-экономической ситуации в стране.