Индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 4 страница
1) однородность продукции, что означает абсолютную одинаковость всех товарных единиц с точки зрения покупателей. Это, в свою очередь, предполага- ет, что у покупателей нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица, то есть «продукты разных предприятий абсолютно взимоза- меняемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму пря- мой» [15].
2) малые размеры и многочисленность субъектов рынка [43], или атоми- зация субъектов. Малые размеры субъектов рынка означают, что объемы спро- са и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка, то есть изменения объемов спроса и
предложения отдельных субъектов в рамках короткого периода настолько не- существенны, что не могут повлиять на рыночную цену продукции. В то же время малые размеры субъектов рынка предполагают их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей.
3) свобода входа и выхода – все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это предполагает совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рын- ка, отсутствие каких-либо форм экономической зависимости покупателей от продавцов. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производст- венных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше [15].
4) абсолютная информированность субъектов рынка или полная прозрач- ность рынка – все продавцы, покупатели, посредники обладают совершенным знанием всех его параметров. Предполагается, что информация о рынке рас- пространяется среди них мгновенно, без каких-либо затрат времени, денег и т.д.
Таблица 9. Анализ концентрации аграрного производства сельскохозяй- ственными товаропроизводителями Республики Башкортостан в 2008 году
Группы сель- скохозяйст- венных орга- низаций со среднегодо- вой числен- ностью заня- тых в сель- скохозяйст- венном про- изводстве, человек | Число сельскохо- зяйственных ор- ганизаций | В среднем на одну сельскохо- зяйственную организацию | Уровень рента- бельно- сти, убы- точности (–) от реа- лизации сельско- хозяйст- венной продук- ции, про- центов | ||||
всего, еди- ниц | в процен- тах от общего числа сельско- хозяйст- венных органи- заций | сред- него- довая числен ность, чело- век | пло- щадь сель- хозу- годий, гекта- ров | посев- ная пло- щадь зерно- вых куль- тур, гекта- ров | пого- ловье круп- ного рога- того скота, голов | ||
до 60 | 72,6 | ||||||
61–100 | 12,2 | ||||||
101–140 | 6,9 | ||||||
141–180 | 3,2 | ||||||
181–220 | 1,0 | ||||||
221–260 | 1,1 | ||||||
от 261 и вы- ше | 3,0 | ||||||
Итого |
Рынки совершенной конкуренции представляют собой идеальную рыноч- ную структуру, практически не встречающуюся в действительности. Однако в
экономической литературе общепринято считать, что наиболее приближенны- ми к этому типу рыночной структуры являются рынки сельскохозяйственной продукции. В таблице 9 представлен отраслевой рынок сельскохозяйственного производства в Республике Башкортостан в 2008 году [1].
Из данных таблицы 9 видно, что из 916 субъектов отраслевого рынка сельскохозяйственной продукции 665 (72,6%) являются предприятиями со среднегодовой численностью занятых до 60 человек (в среднем 24 человека). При этом на долю этой группы сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится около 50% общей посевной площади зерновых культур, тогда как доля остальных групп соответственно составляет приблизительно 16; 12; 0,2; 3; 8,8 и 10% (на основе авторских расчетов). Что касается животноводческой от- расли, то на долю данной группы приходится около 40% поголовья крупного рогатого скота, тогда как доля остальных групп составляет соответственно 19; 15; 8; 3; 4 и 11% от общего поголовья КРС в республике. Это позволяет охарак- теризовать структуру отраслевого рынка сельскохозяйственной продукции Рес- публики Башкортостан как рынок совершенной конкуренции, поскольку на рынке функционируют большое число мелких предприятий, каждое из которых по отдельности в результате небольших размеров не может оказывать сущест- венного влияния на конъюнктуру рассматриваемого рынка.
Рынок монополистической конкуренции
На рынке монополистической конкуренции, как и на рынке совершенной конкуренции много покупателей и много продавцов. Основной чертой и глав- ной отличительной особенностью рынка монополистической конкуренции яв- ляется дифференциация продукта [74]. Дифференциация превращает произво- дителя в своеобразного мини-монополиста: его фирма является единственным производителем данной разновидности продукта, но на ее долю приходится со- вершенно незначительная часть рынка этого продукта [42]. В связи с этим спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции не яв- ляется абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке покупатели бу- дут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов.
Монополистическая конкуренция представляет собой наиболее часто встречающуюся рыночную структуру. Она характерна для банковской сферы, издательского бизнеса, мебельного производства, производства одежды и обу- ви, розничной торговли, многих видов услуг и др.
Олигополия
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует не- большое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами [50].
На рассматриваемом рынке представлено небольшое количество сравни- тельно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно раз- личающейся продукции. Отличительной особенностью олигопольного рынка является возможность стратегического взаимодействия конкурентов [74].
Различают однородную и дифференцированную олигополии. Однородная олигополия существует в отраслях, производящих стандартизированную про- дукцию (как правило, сырье и полуфабрикаты): сталь, цемент, технический
спирт, сахар и т.д. Дифференцированная олигополия предполагает производст- во дифференцированной продукции – автомобилей, телевизоров, компьютеров, сигарет и.т.д.
Рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства (I сфера АПК) – сельскохозяйственное машиностроение, производство удобре- ний, энергоносителей и комбикормовое производство – характеризуется олиго- полистической структурой.
Таблица 10. Сравнительная характеристика особенностей хозяйствования в условиях различных рыночных структур
Показатель | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
монополистическая конкуренция | олигополия | монополия | ||
Контроль над ценой (P) | Отсутствует – цена задана рынком и фир- мой не опреде- ляется (фирма – «потребитель цены», или «прайс- тэйкер») | Диапазон контроля цен узкий | Диапазон цен за- висит от уровня согласованности действий | Значительный – цена должна быть определе- на фирмой (фирма – «соз- датель цены», или «прайс- мэйкер») |
Спрос для фирмы (D) | Абсолютно эластичен при заданной цене | Эластичный спрос | Эластичный или малоэластичный спрос | Может быть разной эластич- ности, но, как правило, неэла- стичный |
Изменение выпуска про- дукции одной фирмы (ΔQ) при росте объемов реа- лизации | Не влияет на рыночный объ- ем и цену | Практически не влияет на рыночный объем и цену | Может сущест- венно изменить рыночный объем и цену | Изменяет ры- ночный объем и цену |
Предельный доход фирмы (MR) при росте объе- мов реализа- ции | Равен цене и остается посто- янным P = MR = const | Падает быстрее це- ны P > MR | Падает быстрее цены P > MR | Падает быстрее цены P > MR |
Общий доход при росте объемов вы- пуска (TR) | Растет | Может расти и па- дать – в зависимо- сти от эластичности спроса | Может расти и падать – в зави- симости от от- ветных действий конкурентов | Может расти и падать – в зави- симости от эла- стичности спро- са, но как пра- вило, растет |
К разряду неоднородной и высокодифференцированной продукции (по каждому виду продукции имеется широкий набор сортов с различными харак-
теристиками качества) относится продукция, реализуемая на рынке продоволь- ственных товаров высокой степени переработки. Сюда относят обширный ас- сортимент готовых к употреблению продуктов. Такой рынок, как правило, так- же является олигополистическим.
По аналогии с олигополией определяется понятие олигопсонии – рыноч- ной структуры, при которой несколько фирм-потребителей контролируют ос- новной объем покупок на данном рынке. Такая структура характерна, напри- мер, для рынков сельскохозяйственного сырья, на которых небольшому числу продавцов (сельхозтоваропроизводителей) противостоит несколько крупных предприятий пищевой промышленности, приобретающих сельскохозяйствен- ную продукцию в качестве сырья для его дальнейшей переработки.
Монополия
Монополия – это рынок, характеризующийся абсолютным преобладанием в экономике единоличного производителя или продавца товара, который не имеет близких заменителей. Такое преобладание предоставляет фирме, добив- шейся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресур- сами, установления барьеров входа/выхода на рынок и оказания давления на потребителей, а также возможность устойчивого получения прибылей и сверх- прибылей [23].
В ряду рынков с монопольной структурой особое положение занимают так называемые естественные монополии. В связи со значительной экономи- ей от масштаба производства и технологической нецелесообразностью разви- тия конкуренции на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект, полностью удовлетворяющий существующий спрос. Рассредоточен- ность производства на нескольких предприятиях нецелесообразна, так как это приведет к неоправданному росту затрат [24].
В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразны по причине ее экономической неэффективности (на таких рынках сохранение монополии экономически оправдано) или из соображений национальной безо- пасности страны. Как правило – это предприятия общественного пользования – электро-, водо- и газоснабжение, телефонная служба, железнодорожные пере- возки и т.д.
Рыночная власть и показатели ее оценки
Для оценки уровня монополизации рынка необходимо определить уро- вень рыночной власти продавцов, под которой понимают способность эконо- мического субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия (цены и объемы продаж) в собственных интересах. Главными признаками использо- вания фирмами рыночной власти являются рост цен и снижение объемов про- даж, в результате чего общество получает меньшее количество товаров по бо- лее высокой цене, нежели это возможно при конкуренции продавцов.
О степени монопольной властипредприятия можно судить, основыва- ясь на некоторых показателях.
Рисунок 13. Показатели рыночной власти
Одним из основных и наиболее часто применяемых показателей, характе- ризующих степень рыночной власти, является коэффициент Лернера, который рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:
L = P - MC
P
= – 1 ,
Ed
где L – значение коэффициента Лернера; P – цена продукции;
MC – предельные издержки выпуска продукции; Ed – ценовая эластичность спроса.
Данный коэффициент может принимать значения от нуля до единицы.
Чем больше его значение (т.е. чем больше разница между ценой продукции и величиной предельных издержек), тем выше степень монопольной власти фир- мы на рынке. Для рынка совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его производства, данный коэффициент равен нулю.
Таблица 11. Значения коэффициента Лернера
Тип рыночной структуры | Коэффици- ент Лерне- ра | Наличие рыночной власти |
Совершенная конкуренция | нет | |
Монополистическая конкуренция | 0,3–0,5 | незначительна |
Олигополия | 0,6–0,8 | есть, значительная |
Рынок с доминирующей фирмой | 0,8–0,9 | есть, значительная |
Монополия | 1,0 | неограниченная |
Также в мировой практике используются индексы Бейна, Тобина и Па- пандреу. Коэффициент Бэйна, или «норма экономической прибыли», показы-
вает экономическую прибыль, получаемую на доллар инвестированного капи- тала:
К = Пб - Пн ,
б К
с
где Пб – бухгалтерская прибыль; Пн – нормальная прибыль;
Кс – собственный капитал фирмы.
Коэффициент Тобина основан на сравнении рыночной стоимости акти-
вов фирмы (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени:
q = p ,
c
где p – рыночная стоимость активов фирмы;
c – восстановительная стоимость активов фирмы.
Коэффициент Папандреу (коэффициент проникновения) показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при измене- нии цены конкурента на аналогичную продукцию на 1 %:
DQD
PI =
y ,
DPx
где ΔQDy – изменение объема продаж фирмы (в процентном выражении);
ΔPx – изменение цены конкурента на товар-субститут (в процентном выражении).
Также коэффициент Папандреу можно рассчитать как:
PI = j
¶Qdi *
¶Pj
Pj ,
Qdi
стью;
где Qdi – объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной вла-
Pj – цена конкурента;
λj – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, который
определяется как отношение потенциального увеличения выпуска продукции к
росту объема спроса на товар, вызванного понижением цены.
Однако в связи со сложностью расчетов индексы Бейна, Тобина и Папан- дреу редко используются в практической деятельности антимонопольных орга- нов, как в России, так и за рубежом.
Показатели рыночной концентрации.Рыночная власть производителя может быть различной силы. Сильная рыночная власть отдельного производи- теля означает его доминирующее положение на отраслевом рынке, то есть та- кое положение производителя (или группы производителей) на рынке опреде- ленной продукции, которое позволяет оказывать решающее влияние на условия реализации продукции, устранять с отраслевого рынка других производителей или препятствовать доступу на рынок новых производителей.
В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» в на- шей стране доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта,
доля которого на рынке определенного товара превышает 50% [77]. Таким об- разом, доминирующее положение на рынке означает концентрацию рыночной власти у одного производителя, что в свою очередь означает высокую степень монополизации отраслевого рынка. Для количественной оценки уровня рыноч- ной концентрации применяется ряд показателей (рисунок 14 [23]).
Рисунок 14. Показатели экономической концентрации
Однако в статистической практике и деятельности антимонопольных ор- ганов как в России, так и в промышленно развитых странах из всех обозначен- ных измерителей чаще всего используются коэффициент концентрации и ин- декс Герфиндаля-Гиршмана.
Коэффициент концентрации – это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему отраслевому объему продаж.
n
CRi = åSi ,
i=1
где CRi – индекс концентрации i фирм, %;
Si – доля продаж i-й фирмы в общем объеме реализации на рынке, %; n – количество хозяйствующих субъектов на рынке.
В большинстве развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статистическом мониторинге состояния рынка, причем в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В США и Франции это доли 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В ФРГ, Великобритании, Канаде для подобных расчетов обычно берутся данные о 3, 6, 10 и т.д. предприятиях, функционирующих на рынке. В России этот показатель стал рассчитываться в официальной статистике с 1992 г. для трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-
6) и восьми (CR-8) крупнейших продавцов [24].
Также одним из наиболее часто применяемых показателей является ко- эффициент Герфиндаля-Гиршмана, который при характеристике уровня моно- полизации рынка учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке.
Индекс Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм в определенной отрасли:
n
|
i=1
где HHI – индекс Герфиндаля-Гиршмана,
Si – доля продаж i-й фирмы в общем объеме реализации на рынке, %; n – количество хозяйствующих субъектов на рынке.
Максимальное значение индекса наблюдается при полной монополизации рынка одним продавцом (HHI = 1002 = 10000). Чем меньше HHI (значение ко- эффициента стремится к единице), тем меньше концентрация, тем при прочих равных условиях сильнее конкуренция на данном рынке и тем слабее рыночная власть отдельных предприятий.
Таблица 12. Значения коэффициента концентрации и индекса Герфинда- ля-Гиршмана при оценке различных типов рыночных структур
Типы рынков | Значения CR-3 и HHI | Значения CR-4 и HHI | |
Монополия | На рынке монополии только 1 производи- тель, потому показатели CR-3 и CR-4 рас- считать не представляется возможным | ||
CR-1 = 100% HHI = 10000 | |||
Олигополия: | высококонцентрированная олигополия | При 70% < CR-3 < 100% 2000 < | При 80% < CR-4 < 100% 1800 < HHI < 10000 |
среднеконцентрированная олигополия | При 45% < CR-3 < 70% 1000 < HHI < 2000 | При 45% < CR-4 < 80% 1000 < HHI < 1800 | |
Монополистическая конкуренция | При CR-3 < 45% HHI < 1000 | При CR-4 < 45% HHI < 1000 | |
Совершенная конкуренция | CR-3 → 0% HHI → 1 | CR-4 → 0% HHI → 1 |
В качестве альтернативного показателя концентрации при оценке состоя- ния конкурентной среды на товарных рынках предлагается использование ин- декса Линда [18]. Индекс Линда определяет степень неравенства между лиди- рующими на рынке продавцами товара:
L = 1
k (k -
* åQi ,
1) i=1
где k – число крупных продавцов (не менее двух);
i – число ведущих продавцов среди k крупных продавцов;
Qi – отношение между средней долей рынка i продавцов и долей k продавцов, которое рассчитывается по следующей формуле.
Q = ,
где Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов; Ak – доля рынка, приходящаяся на k крупных продавцов.
Индекс Линда используется в качестве определителя «границы» олигопо- лии следующим образом: рассчитывается для k=2, k=3 и т.д., пока L >Lk+1, т.е. не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. На основе полученных данных устанавливается характер олигополии: если на рынке гос- подствуют 2-3 фирмы, то олигополия является «жесткой», если 6-7 фирм зани- мают 70-80% рынка – олигополия считается «расплывчатой».
Коэффициент Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставле- ния относительных рангов фирм на рынке:
|
|
2(åRi qi ) - 1
i =1
где HT – индекс Холла-Тайдмана; qi – рыночная доля i-той фирмы; Ri – ранг i-й фирмы;
n – число предприятий в отрасли.
Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), мини- мальное – 1/n (на рынке совершенной конкуренции). По экономическому смыс- лу данный коэффициент сходен с индексом Герфиндаля-Гиршмана, однако к достоинствам коэффициента Холла-Тайдмана следует отнести возможность учета соотношения размеров предприятий – крупных продавцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структуры.
Коэффициент энтропии – представляет собой среднюю долю предпри- ятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обрат- ной ей величины:
|
E = n ås
ln( 1 ) ,
i s
где E – индекс энтропии Теиля, si – рыночная доля i-й фирмы;
i=1 i
ln(1/si) – натуральный логарифм величины, обратной рыночной доли i-й фирмы;
n – число предприятий в отрасли.
Коэффициент энтропии характеризует степень деконцентрации рынка и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке [24].
Современная конкуренция является регулируемой, причем ее правитель- ственное регулирование является одним из важнейших компонентов системы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование конкурентных отношений может осуще- ствляться в двух формах: конкурентной и антимонопольной политики. По- скольку «конкурентная политика – это, прежде всего, формирование системо- образующих правил, а также соответствующих механизмов, которые делают данные правила жизнеспособными» [80], а «антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на осно- вании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по уста- новлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товар- ных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эф- фективности рыночных отношений» [75], то различия их заключаются в том, что первая предполагает создание условий, «правил» для поддержания сопер- ничества на рынках, в то время как вторая представляет собой реализацию мер по выявлению, пресечению и наказанию субъектов, нарушивших правила кон- куренции. При этом общей целью конкурентной и антимонопольной политики является создание условий для формирования эффективной конкурентной сре- ды. Таким образом, в регулировании конкуренции выделяют следующие на- правления:
1) меры по созданию и развитию конкурентной среды;
2) меры по ограничению монополизма, доминирующего положения на рынке;
3) меры по защите конкуренции, пресечение действий, направленных на ограничение конкуренции.
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регу- лированию принято различать две основные модели государственного антимо- нопольного регулирования: американскую и европейскую [17].
Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода (структуралистский) утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, обязательно будет нега- тивной с общественной точки и должны подпадать под действие антимоно- польного законодательства.
Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хо- зяйствующих субъектов. В этой модели незаконной провозглашается только та монополия, социально-экономические последствия которой имеют для общест- ва негативный характер.
Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского анти- монопольного законодательства, основанного на Федеральном законе №135-ФЗ
«О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (посл. ред. 01.03.2011) [77], в кото- ром определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции.
Главным антимонопольным органом в России является Федеральная ан- тимонопольная служба Российской Федерации, которая выполняет следующие основные функции [53]:
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимоно- польного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естествен- ных монополий и рекламы;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и при- влекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентра- цией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральны- ми законами.
Вопросы для самопроверки
1. В чем выражается эффективность конкурентных рынков?
2. К чему стремится любой субъект рынка: к действию в условиях сво- бодной конкуренции или к завоеванию монопольного положения на рынке?
3. Что такое рыночная структура и каковы ее основные признаки?
4. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной?
5. Что такое барьеры входа/выхода на рынок?
6. Что такое монополия? Назовите основные типы монополий. На Ваш взгляд, монополия – это «зло» или «благо»?
7. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?
8. Каковы особенности рынка монополистической конкуренции?
9. Что, на Ваш взгляд, означает дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции?
10. Каковы основные положения политики антимонопольного регулиро- вания и методы ее реализации в различных странах мира?