Подоходный налог и налог на прибыли корпораций.
При спаде деловой активности будут уменьшаться налоговые поступления в бюджет.
При перегреве экономики они будут увеличиваться, притом, что ставка налога не изменяется.
Так как налоги являются изъятиями из экономики (они уменьшают как совокупные расходы, так и совокупные доходы), то получается, что при спаде эти изъятия минимальны, а при перегреве - максимальны, соответственно, экономика будет автоматически «остужаться» при перегреве и «разогреваться» при спаде. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывают прогрессивные ставки подоходного налога.
2. Косвенные налоги (в частности налог на добавленную стоимость).
Так как при спаде сокращается объем производства, налоговые поступления будут сокращаться с объемом продаж. Соответственно будут сокращаться и изъятия из экономики.
При перегреве экономики будет расти объем производства и продаж, соответственно, увеличатся и налоговые поступления от косвенных налогов, т. е. изъятия из экономики. Экономика будет стабилизироваться автоматически.
3. Пособия по безработице и бедности.
При спаде экономики происходит уменьшение уровня занятости и уменьшение благосостояния населения. Соответственно, автоматически увеличится сумма пособий.
При подъеме экономики происходят обратные процессы. Так как эти пособия являются трансфертными платежами, следовательно, являются инъекциями в экономику.
· Увеличение их суммы способствует росту доходов, что увеличивает спрос (расходы), что, в свою очередь, стимулирует подъем в экономике.
· Уменьшение суммы пособий стимулирует сдерживающее влияние на экономику.
Механизм воздействия фискальной политики на совокупный спрос. Инструменты фискальной политики могут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на совокупный спрос. Так, увеличение государственных расходов воздействует на изменение совокупного спроса прямо из-за того, что является одним из компонентов совокупного спроса (AD = С + I + G +NE).
Функцию совокупного спроса, обычно, представляют в виде суммы четырех основных источников спроса:
,
где
· - потребление или потребительские расходы,
· - инвестиции,
· - государственные закупки,
· - чистый экспорт.
Такие инструменты, как налоги, трансфертные платежи, оказывают косвенное воздействие, изменяя величину доходов потребителей (соответственно, и потребительские расходы С) и инвестиционных расходов фирм. Изменение государственных расходов Gтакже напрямую изменяет величину совокупного спроса: если правительство увеличивает объем государственных закупок, то и совокупный спрос будет расти, и наоборот.
Рост налогов ведет к уменьшению как потребительских расходов (например, если увеличивается ставка подоходного налога, то личные располагаемые доходы потребителей будут снижаться, а соответственно, будет снижаться и совокупный спрос), так и инвестиционных расходов (например, при увеличении налога на прибыль будет уменьшаться чистая нераспределенная прибыль, за счет которой производятся инвестиционные расходы).
При снижении налогового бремени происходят обратные процессы.
При увеличении уровня совокупного спроса, независимо от инструмента, благодаря которому это увеличение получено, будет расти реальный ВНП или объем производства.
При снижении объем производства будет падать. Именно из-за этого инструменты фискальной политики можно использовать на разных фазах экономического цикла.
Все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансфертные платежи) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.
Механизм воздействия фискальной политики на совокупное предложение.Инструменты фискальной политики влияют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. На него, в частности, влияют налоги и трансфертные платежи.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Изучением воздействия налогов на совокупное предложение занимался экономист из США А. Лаффер. Он построил кривую, с помощью которой показывается воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. Лаффер показал, что существует такая ставка налога t,при которой поступления в бюджет будут максимальны, эту ставку можно назвать эффективной ставкой налога.
При увеличений налоговой ставки поступления в бюджет растут, и приостановлении эффективной ставки они достигают максимума. Однако затем увеличение налоговой ставки приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и сокращению совокупного выпуска (совокупного предложения) из-за того, что экономические агенты не согласны (не в состояний) платить такие налоги по причине сокращения прибылей.
Такая же логика может использоваться и для увеличения трансфертных платежей. При увеличении трансфертных платежей увеличивается благосостояние граждан, соответственно, будет увеличиваться совокупное предложение в ответ на увеличение совокупного спроса. Из-за увеличения предложения будет снижаться совокупный уровень цен, а объем производства достигнет потенциального (естественного) уровня.